Камрад Свинов написал очень хороший текст про навершия христианских храмов Европы. Помню, что при первом посещении Германии я был поражен тому, что шпили христианких соборов венчают петушки. Позже изучая историко-этнографические материалы, я понял, что это наследие древней дохристианской традиции. Петух - символ Даждьбога / Радогоста. Язычникам легче было принять новые христианские обряды, если церковь не просто была построена на месте языческого храма, но и к тому же венчалась древним символом Бога Солнца.
Оригинал взят у
swinow в
Петушки в Европе и голубь в Новгороде. Многие страны Европы, в том числе Германия наполнены старинными культовыми зданиями, на шпилях которых размещены флюгеры в форме петушков. На башнях, колокольнях, а также на маковках церквей вместо крестов - размещаются петушки. Имеет это явление широкое распространение и в землях бывших вендов, на южном берегу Балтики.
Вот например, одна из самых ранних каменных церквей Рюгена, в местечке Свантов - с петушком на шпиле:
Главная церковь Любека - Пресвятой Девы Марии, сразу несколько петушков:
Подобный же обычай, распространён и в Прибалтике, и как считается, принесён туда немецкими колонистами.
Петушки на шпилях являются достаточно обычными, например, в Риге:
Утверждается - что эта птица охраняет город от нечисти и от всяких напастей.
Старинный петушок, снытый с одного из храмов Риги, хранящийся сейчас как музейный экспонат:
При этом - петушки на шпилях церквей (иногда вместе с крестами) можно видеть и в других частях Германии, а также в некоторых других, католических, или ранее католических странах, вот, например: петушок на соборе Церкви Христовой в Дублине.
А вот петушки на шпилях Кёльна:
Петух на шпиле церкви св. Николая в Стокгольме:
Подобные же фигуркии на шпилях можно встретить, например, на реформаторских храмах в Закарпатье:
В католической средневековой Европе, петух считался символом апостола Петра. Полагают, что это связано с фразой из Евангелие: "не успеет петух последний раз прокричать, как Петр трижды отречется от Христа". Шпили многих церковных храмов венчают петухи - эмблема апостола. Есть также другая версия: что петух на шпиле церковного храма служил напоминанием о том, что "церковь божья бдит над душами верующих".
Однако, что касается бывших славянских, вендских земель по южному берегу Балтики - есть данные, что петух был важной частью верований тамошних жителей ещё до христианизации.
В этих землях известны древние предметы, культового предназначения, на которых отмечены изображения петуха. О чём можно почитать, например здесь:
Славянский камень из Крина. Известно, что славяне Балтийского Поморья поклоняясь священному дереву, и ещё долго после принятия христианства, жертвовали у него петухов. Люнебургские венды также после христианизации долго приносили эту же жертву у своего священного дерева. Подобный же обычай описывает Константин Багрянородный, у руси, идущей по Днепру в Константинополь. На острове Хортица, перед тем, как спуститься в Черное море:
"На этом острове они совершают свои жертвоприношения, так как там стоит громадный дуб: приносят в жертву живых петухов, укрепляют они и стрелы вокруг, а другие - кусочки хлеба, мясо и что имеет каждый, как велит их обычай."
В Бамберге в соборной сокровищнице хранится серебряная рука с реликвиями св. Витта и св. Адельгунды. На большом пальце этой руки, принадлежавшей, говорят, св. Оттону, апостолу поморян, изображен черный петух, имевший, как полагают, целью привлечь язычников-славян к почитанию реликвии, перед которой они падали ниц, обманутые видом священного для них петуха.
Существуют источники, которые сообщают о русском обычае сжигать белого петуха в летнее солнцестояние.
Об особом месте этой птицы в народных верованиях свидетельствует и русская загадка: "Два раза родился, ни разу не крестился, а чёрт его боится. Кто это? (ответ: петух)"
Всем известна также сказка А.С.Пушкина "Золотой петушок" о царе Дадоне, которого предупреждал о нападениях недругов золотой петушок на шпиле, переданный ему на условии выполнения желания, старцем-звездочётом, а затем, уничтоживший царя, после того, как тот сам убил звездочёта, отказавшись выполнить условие сделки. Первоисточник её сюжета, восходит видимо, к Востоку, к коптам, у которых впервые появляется описание петушка на шпиле, предупреждавшего Египет о нападении врагов. Насколько это связано с петушками на шпилях северо-европейских церквей - я сказать не берусь. Но какое-то влияние может, разумеется, иметь место.
Примеры чего-то подобного есть и в России, причём, что характерно чаще всего встречаются они - на севере, в землях, как утверждается в ПВЛ, в древности заселённых варягами, то есть, выходцами с Балтики. А позже поддерживавших очень тесные связи с Северной Европой. В Новгороде, на кресте главного купола Софийского Собора тоже сидит птица. Однако, там изображён не петух, а голубь. Но сам факт того, что это именно птица, которая сидит на верхушке самого высокого культового здания - безусловно роднит это с практикой, наблюдаемой в Европе.
По легенде - голубь этот окаменел, увидев резню в Новгороде, учинённую войсками Ивана Грозного. Не преуменьшая масштабов этого, по описаниям, действительно свирепого разгрома великого древнерусского города, устроенного московской армией - что привело к его окончательному подчинению Московскому государству, предположим всё таки, другое происхождения этой птицы.
(Кстати, иногда складывается впечатление, что свои деспотичные, подчас свирепые и лютые наклонности, московские цари - волей не волей выработали, переняли у правителей Орды. Для того, чтобы успешно противостоять азиатским ордам - Москве самой пришлось частично превратиться в тех, с кем она боролась. Но сейчас не об этом.)
Изображения голубя, вероятно, было сделано всё в той же традиции - размещать на церквях изображения петухов. Но сама птица, под влиянием Православной Церкви была заменена на более "соответствующего" в её понимании голубя, символизирующего Святой Дух. Петуха, как символ - русская церковь не приняла. Однако - сама практика, похоже, всё таки, та же. И интересно, что присутствует это в России, в основном в землях, в древности заселённых "от рода варяжского" - наиболее древний храм: София Новгородская. Есть ещё древний пример во Владимире, Собор Святого Дмитрия Солунского, XII века постройки. Также, парочка примеров во Пскове - в храмах XVI веков постройки. И несколько поздних примеров XVII - XVIII веков постройки в Киеве.
В настоящее время на главном куполе собора в Новгороде сидит новодельный голубь, а оригинальный, как святыня хранится внутри храма. Недавно он был возвращён на Родину из Европы, куда был вывезен во время оккупации во вторую мировую войну.
Вот такие наблюдения, жду ваши вопросы, комментарии и дополнения.