Леон Петражицкий исследовал понятие "справедливость", считая его чисто юридическим. Справедливость он назвал интуитивным правом. "Справедливость как реальное явление есть явление духовной жизни, психическое явление..."
Поведение людей может вызывать восторг или негодование у окружающих. Несправедливое поведение по отношению к кому-либо вызывает этическое порицание и негодование; воспоминание о собственном подобном поступке вызывает этические угрызения совести. Разделяя этические переживания на два класса - чисто императивные, нравственные, и императивно-атрибутивные (правовые) - и наблюдая, анализируя переживания справедливости, Петражицкий относил справедливость к правовым понятиям, так как она основывается на императивно-атрибутивных эмоциях.
Осуществляя деление права на позитивное и интуитивное и изучая переживание справедливости, легко констатировать, что речь здесь идет об интуитивно-правовых феноменах. Рассуждать приходится не о том, что полагается по законам, а о том, что кому полагается по совести, по независящим от внешних авторитетов убеждениям. В соответствии с этим законы, правовые обычаи подвергаются критике с точки зрения справедливости как некоего высшего критерия. Одни одобряются как соответствующие требованиям справедливости, другие порицаются или даже отвергаются с негодованием как не соответствующие требованиям справедливости, а поэтому справедливость обозначает интуитивно-правовые нормы. "В случае противоречия, несогласия чьего-либо поведения с требованиями интуитивного права судящего этому поведению приписывается (проецируется на него) противоположное свойство - "несправедливость" ("несправедливый поступок")"
Он отмечал, что некоторые нормы устанавливают свободные по отношению к другим обязанности, одним людям авторитетно предписывают правила поведения, а другим не дают никакого притязания на исполнение. К таким нормам он относил известные евангельские изречения: "Не противься злому", "Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую", "Кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду" и т.д. В психике проповедовавших и переживавших или переживающих такие этические суждения подлежащие нормы, конечно, не имеют буквального смысла. То же относится к другим нормам евангельской, подлинной христианской этики, согласно которой (в этом отношении коренным образом отличной от, например, библейской этики) люди обязаны ближним весьма многим и даже трудноисполнимым, но притязаний на исполнение этого со стороны ближних нет и не должно быть. Христианская этика, считал Петражицкий, является беспритязательной этикой. Эти нормы - односторонне-обязательные, беспритязательные, чисто императивные - он называл нравственными нормами. "Нравственная психика - мирная психика и к насильственному проведению своих требований не склонна и не способна"
Петражицкий Л.И.
"Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии"
"Теория права и государства в связи с теорией нравственности" , 1910
Источник:
http://www.justicemaker.ru/view-article.php?id=26&art=2635 ___________________________________________________________
Владимир Слабинский: Леон Петражицкий - оригинальный мыслитель и яркий представитель Петербургской научной школы, учитель Питирима Сорокина.