Задачи и гипотезы
Как следует из вышеизложенного, эмпирические исследования, касающиеся точности эмоциональной памяти на детали разного типа, достаточно противоречивы и спорны. Поэтому целью настоящего исследования является изучение точности запоминаемых центральных и периферических деталей эмоциональных событий более конкретно. Мы считаем центральной деталью ту, которая является сутью происходящего, а периферическими те, которые относятся к фону и контексту событий (Браун и Кулик, 1997).
Главное отличие этой работы от предыдущих, посвященных этой теме, в том, что оно проводится в естественных, но контролируемых условиях, тогда как предыдущие работы сосредотачивались главным образом на экспериментальных установках и оценке производительности памяти (Райзберг и Хьюр, 1992, Кристиансон, 1992). Новизна данного исследования заключается в том, чтобы преодолеть предел экспериментальных исследований, выбирая эмоциональные события из жизни, и предел полевых исследований, благодаря контролю над процессом. В настоящем исследовании эмоциональное событие моделируется с помощью сообщника, а центральные и периферические детали события находятся под наблюдением.
Основные характеристики исследования:
- Речь идет о негативных эмоциональных событиях, которые были смоделированы с помощью помощника
- Были собраны воспоминания участников событий с учетом и центральных, и периферических событий (Берк, Хойер и Райзберг, 1992, Кристиансон и Лофтус, 1991)
- Воспоминания участников оценивались в свободной форме, по схожей с существующей процедурой (Боханон, 1988, Боханон и Симонс, 1992, Браун и Кулик, 1977)
- Воспоминания участников событий впервые были оценены сразу после произошедших событий (Время 1)
- Далее воспоминания участников эксперимента были оценены по прошествии пяти месяцев (время 2)
Участники эксперимента должны были помнить не только суть эмоциональных событий (центральные детали), но и сопутствующие (периферические детали). Оба вида данных подвергаются воздействию времени (Хойер и Райзберг, 1992). Мы предполагаем, что с течением времени изменения в памяти в отношении периферических деталей будут наименьшими.
Методика
Выборка состояла из 95 студентов Университета Бари, Италия (93,7% женщин). Средний возраст - 19,32.
Студентов собрали в одном классе, после чего им было предложено вести дневник, в котором они отвечали бы на несколько вопросов в течение семи дней после того, как произошло само эмоциональное событие. Сразу после этого и было сформировано состояние эмоционального стресса и тревоги: в помещение класса неожиданно вошел наш сообщник и начал бегать по помещению, крича бессмыслицу и провоцируя панику среди студентов. Через несколько минут он покинул помещение, а студенты согласились описать это в своих дневниках.
Ситуация была спланирована так, чтобы все студенты получили одно и то же отрицательное эмоционально важное событие, которое каждый из них мог бы описать. Для того, чтобы оценить точность запоминания периферических деталей, мы зафиксировали многие моменты: положение учителя и учеников, их одежду, специфические звуки.
Вопросы, на которые должны были ответить студенты, были следующими:
- Свободный отзыв о событии
- Запомнившиеся центральные детали
- Запомнившиеся периферические детали
- Оценка собственного эмоционального состояния
- Новизна ощущений
- Важность
Участникам было дано семь дней на заполнение дневника, после чего их тексты подверглись контент-анализу для сравнения оценок центральных и периферических деталей. В качестве центрального героя события рассматривался наш сообщник, его описания были разделены на несколько деталей:
А) его физические характеристики
Б) его одежда
В) его действия
Г) его слова
Периферическими деталями были признаны следующие:
А) дата (число, месяц, год)
Б) день недели
В) время суток
Г) положение других людей
Д) одежда других людей
Е) погода
Ж) особые запахи или звуки
И) положение отдельных объектов (например, стульев) в помещении
Итак, вспомним о центральных деталях. Участников спрашивали, кто герой мероприятия и как он был одет. Ответ получал значение 2, если звучал как «сумасшедший» или «странный человек», значение 1, если отвечали «человек» и значение 0, если не давали ответа или ответ был совершено неверным
По пункту Б: Значение 4 было присвоено ответам с точным описанием одежды, значение 3 - ответам, в которых упоминались хотя бы три конкретные детали, 2 - если есть хотя бы две детали. 1 - если есть одна деталь, 0 - если участник ничего не помнит. Еще два пункта были поделены по соответствию точности в диапазоне от 0 до 6.
В целом для их ответов была разработана шкала с диапазоном от 0 до 6.
Перейдем к периферическим деталям.
Участники оценивали: А) дата (число, месяц, год), Б) день недели, В) время суток, Г) положение других людей, Д) одежда других людей, Е) погода, Ж) особые запахи или звуки, И) положение отдельных объектов (например, стульев) в помещении
Для пунктов А), Б) и В) значение 2 получили абсолютно точные ответы, 1 - почти точные, 0 - совершенно неверные. Остальные элементы были закодированы как 1, если участники давали верные ответы и 0 - если неправильные (или не давали никакого).
В целом для их ответов была разработана шкала с диапазоном от 0 до 11.
Кроме этого, участники эксперимента оценили свое эмоциональное состояние по шкале от 0 (неудовольствие) до 6 (удовольствие). Интенсивной была оценена по шкале от 0 (не очень) до 10 (сильно).
Новизна события получила значения в диапазоне от 0 (не ново) до 10 (крайне ново).
Важность получила значения от 0 (не важно) до 10 (очень важно). Сюда же были добавлены такие показатели, как важность лично для участника и важность для других. В итоге важность оценивалась по шкале от 0 до 30.
После завершения эксперимента был сделан пятимесячный перерыв, после которого были установлены контакты с участниками, которым было предложено снова ответить на вопросы. На этот раз они могли просто в свободной форме вспомнить как центральные, так и периферические детали события.