Память на эмоциональные события: точность центральных и периферических деталей. Часть 1

Oct 25, 2011 16:56


Прочитала статью, согласна, что события окрашенное эмоцией остается в памяти надолго.
Причем, негативная эмоция лучше извлекается памятью .

Тициана Ланчиано, Университет Бари
Антониетта Курчи, Университет Бари
 Уровень эмоциональности, который сопровождает событие, оказывает значимое влияние на запоминаемость этих событий. Тем не менее, в течение нескольких последних десятилетий, в научной литературе наблюдается некоторая путаница относительно того, насколько хорошо или плохо запоминаются события с высоким уровнем эмоциональности. Важно учитывать, что не все детали запоминаются одинаково: центральные детали событий откладываются в памяти очень хорошо, в то время как периферийные - не запоминаются.

Целью настоящего исследования было изучение точности запоминания центральных и периферических деталей эмоционально окрашенных событий в естественном, но контролируемом контексте, а именно при моделировании событий из жизни.

***

Взаимосвязи между памятью и эмоциями очень сложны и во многом пока не раскрыты. Впервые высокая производительность памяти для эмоциональных событий была отмечена в работах Деффенбахера, 1983; а также Деффенбахера, Борнштейна, Пенрода, и МакГорти, 2004. Ряд исследований показал, что эмоциональная насыщенность события является важным предиктором запоминания (например, Reisberg & Heuer, 2004; Рубин и Козин, 1984; Talarico, Bernsten, и Рубин, 2009). Эти исследования продемонстрировали, что эмоциональные события запоминаются с большим количеством деталей, однако информации о точности этих подробностей представлено не было.

Не наблюдается ясности и в дальнейших исследованиях. Проводимые лабораторные исследования показали смешанные результаты (Кристиансон, 1984; Хойер и Райзберг, 1990; Деффенбахер, 1983; Лофтус и Бернс, 1982), исследования реальных событий продемонстрировали относительную запоминаемость событий во время эмоционально окрашенных событий (Боханнон, 1988; Браун и Кулик, 1977; Рубин и Козин, 1984). Для четкого изучения связи между памятью и эмоциями важно учитывать, что не все детали эмоциональных событий запоминаются одинаково хорошо. В частности, считается, что память на центральные события лучше, чем на периферические подробности (Кристиансон, 1992; Хойер и Райзберг, 1992). Результаты некоторых исследований продемонстрировали, что в то время как запоминаемость периферийных деталей ухудшается с уровнем повышения эмоционального возбуждения, запоминаемость центральных деталей повышается (Берк, Хойер и Райзберг, 1992 ; Кристиансон и Лофтус, 1991; Кристиансон, Лофтус, Хоффман, и Лофтус, 1991, Кристиансон, 1992,).

В ряде исследований также делался акцент на запоминаемость таких элементов, как цвет (Кензайнер и коркин, 2003; Маккей и др., 2004), пространственное расположение (Маккей и Ахметсанов, 2005), или время ( Д’Амбо и Ван Дер Линден, 2005).

***

Прежде чем переходить к нашему исследованию, необходимо уточнить, что же такое центральные и периферийные подробности. Где пролегает граница между центром и периферией?

Берк, Хойер и Райзберг предложили классификацию, основанную на четырех категориях. Первые две категории относятся к центральным деталям - это детали, являющиеся сутью происходящих событий и детали, являющиеся центральными визуально для участника этих событий. Вторые две категории представляют собой периферийные детали. Это, соответственно, детали из фона и контекста событий и детали, не являющиеся центральными визуально.

Альтернативная классификация была предложена Кристиансоном и Лофтусом (1991). С их точки зрения, центральные детали должны являться центральными с точки зрения самого субъекта, а не оцениваться по важности для события.

Для целей настоящего исследования мы рассматриваем классификацию Кристиансона и Лофтуса, а также распространенное объяснение связи между эмоциями и типом запоминающихся деталей, основанное на гипотезе сужения (Кристиансон, 1992), заключающейся в том, что во время возбуждения внимание человека сужается до объекта, играющего для него центральную роль. Следовательно, память на центральные детали будет хорошей, в то время как запоминание периферической информации нарушается.

Полевые исследования изучения памяти свидетелей грабежей (Кристиансон и Хюбнет, 1991) и изучения студентов, переживших эмоциональные события (Кристиан и Лофтус, 1990, Вессель и Меркельбах, 1994) показывают, что центральная информация действительно лучше запоминается, чем периферическая.

Тем не менее, существует некое ограничение, связанное с подбором процедур, используемых для оценки верности гипотезы сужения. Общая критика лабораторных исследований эмоций и памяти связана с тем, что они слишком далеки от реальной жизни, а также то, что обобщение экспериментальных данных, полученных в лабораторных условиях, не является приемлемым (Терр, 1994, Юл и Толстрап, 1992). Другими словами, это означает, что по-настоящему эмоциональная память может быть изучена только в полевых исследованиях. Однако, с другой стороны, полевые исследования ограничены таким фактором, как ретроспективное смещение из-за пост-кодирования информации (Кристиансон и Лофтус, 1990, Вессель и Меркельбах, 1994). В общем, полевые исследования могут страдать от ретроспективы и влияния предубеждений, основанных на результатах лабораторных экспериментов, в то время как экспериментальные исследования не могут быть применены к реальным ситуациям.
В связи с этими проблемами нам представляется целесообразным провести контролируемый эксперимент, имитирующий события реальной жизни.

память, эмоции, europe’s journal of psychology

Previous post Next post
Up