1890 - 1910-е гг. Национальный романтизм в архитектуре

Jul 09, 2008 21:00

В архитектуре национальный романтизм проявил себя отказом от формальных клише европейского зодчества Нового времени. На исходе XIX в. остро встала проблема поисков новой выразительности: метод эклектики, предполагавший отсутствие органической связи между функциональной основой здания и её внешним обликом, исчерпал свой запас популярности и сделался ( Read more... )

silver age, неорусский стиль, ХХ век, модерн, XIX век

Leave a comment

kira_culufin July 11 2008, 11:05:13 UTC
Эта архитектура овеяна какой-то ностальгией по тому,что не вернуть и определённой сказочностью..вообще утопичностью по сути(а жаль)...а ещё это очень "природная" архитектура(наверное,благодаря пластике силуэтов-не знаю даже)+широкое обращение к естественным материалам- так это всё близко))
Вот только нет в этом..хм...как сказать? Народности,что ли,т.е. чувства того,что это кому-то нужно,кроме художников,архитекторов и меценатов. Хотя,может,мне кажется.
А вообще,я думаю,что без почвы под ногами(т.е. без обращения к тому,что можно назвать национальным) невозможно становление большого искусства. Правда,что сейчас можно назвать такой почвой?Я о России,конечно.

Reply

dr_lathomorum July 11 2008, 18:18:19 UTC
Интересные вопросы Вы поднимаете.
Если говорить об утопичности, то это неотъемлемая черта ЛЮБОГО искусства, и, надо сказать, что этим-то оно и ценно. Врубель считал, что задача искусства "будить от мелочей повседневности", и я не вижу причин не согласиться с гением. То, что не является утопией, - то слишком скучно.
Теперь насчёт нужности народу. Спрошу Вас: а что вообще нужно народу? Насколько высоки его духовные запросы, особенно в наши дни? Оглядываясь вокруг, прихожу к чудовищному выводу: люди в основной своей массе СМОГУТ ПРОЖИТЬ БЕЗ ИСКУССТВА. Вообще безо всякого! Поэтому художнику оценивать своё творчество мерками общественной нужности, ИМХО, не стоит. Так и запить недолго)))

Reply

kira_culufin July 11 2008, 19:31:33 UTC
"Если говорить об утопичности, то это неотъемлемая черта ЛЮБОГО искусства ( ... )

Reply

функциональность как утопия dr_lathomorum July 11 2008, 20:24:53 UTC
функциональное - это приспособленное к телесным потребностям человека? но удобство - не единственная функция архитектуры!
Поэтому не удивительно, что уже к середине ХХ века пресловутая "машина для жилья" Корбюзье полностью доказала своё право называться утопией. Человек не может жить в машине!))

Reply

Re: функциональность как утопия kira_culufin July 12 2008, 20:29:29 UTC
"Человек не может жить в машине!"

определённо

"но удобство - не единственная функция архитектуры!"

важнейшая,по-моему.

PS.кстати,ещё неделю назад сходила на футуристов))было ОЧЕНЬ весело(наверное,потому,что с подругами :))

Reply

Эргономика - это для дизайнеров) dr_lathomorum July 13 2008, 04:46:25 UTC
""Человек не может жить в машине!"
определённо

"но удобство - не единственная функция архитектуры!"
важнейшая,по-моему""

Какое жестокое внутреннее противоречие!))

Reply

хм) kira_culufin July 13 2008, 05:20:39 UTC
разрываюсь)))

Ясное дело,что необходимо сочетание удобства с внешней красотой)банально,конечно-а что поделать?)

Reply

хм-хм) dr_lathomorum July 13 2008, 13:08:45 UTC
Красота применительно к архитектуре - понятие эластичное...
Конечно, она должна присутствовать в объёмной композиции, в силуэте, деталях, наконец.
И удобство, разумеется, должно быть - чтобы двери не были под потолком, лестница не оказалась слишком крута, потолок - слшком низок и т.п.
Но. Архитектура - это, прежде всего, структурирование пространства, интерпретация пространства, которое наличествут вокруг нас постоянно (как некая пустота), но только благодаря архитектуре мы начинаем его замечать! Именно то, какую форму имеет окружающее нас пространство, формирует в нас эмоциональный отклик. Может быть, это тоже можно назвать удобством, но это не телесный комфорт, а, скорее, душевный. Словом, красота архитектурного образа - это больше, чем красота, о которой мы говорим в связи с живописью, графикой или ДПИ)

Reply

Re: хм-хм) kira_culufin July 13 2008, 13:49:11 UTC
"Словом, красота архитектурного образа - это больше, чем красота, о которой мы говорим в связи с живописью, графикой или ДПИ"

Я имела в виду не это, а ощущение комфорта физического и душевного,т.е. чтоб и снаружи на здание можно было полюбоваться(или оно хотя бы вызывало приятные эмоции),и зайти приятно,и находиться внутри.
В приницпе,вы всё моё восприятие архитектуры сами сейчас изложили)

"Архитектура - это, прежде всего, структурирование пространства, интерпретация пространства, которое наличествут вокруг нас постоянно (как некая пустота), но только благодаря архитектуре мы начинаем его замечать!"

Прямо китайское "искусство пустоты",только не в живописи)

Reply

Re: хм-хм) dr_lathomorum July 13 2008, 13:58:54 UTC
"Прямо китайское "искусство пустоты",только не в живописи"
Да, может быть, есть какое-то сходство. Если перевести трёхмерное пространство в двухмерность бумажного листа.

Reply

Re:Пустота kira_culufin July 13 2008, 14:02:12 UTC
я как раз об этом)

Reply

искусство и народ:) dr_lathomorum July 11 2008, 20:39:59 UTC
Пример с храмоздательством зело удачен. Действительно, новгородские уличане, может быть, не все были горазды в понимании архитектурных пропорций. Но эстетическое вырастало здесь из этического: была большая несомненная идея - идея служения Богу, которое осуществлялось строительством церквей, их убранством, писанием икон, сложением песнопений и т. п. Таким образом, каждый член общины был вовлечён в сферу художественного, был близок к искусству. С некоторых пор храм перестал являться центром бытового и культурного мира человека; его место заняли более низкие предметы, связанные с земными потребностями (не является ли служение Высшему САМОЙ насущной потребностью человека?). Но вот беда: светское искусство, о прогрессивности которого так любили распространяться в советской литературе, по природе своей сословно. Оно оставляет за пределами своей компетенции широкие массы общества, которые не живут в палладианском особняке, не созерцают видов пейзажного парка, не заказывают фамильных портретов, не коллекционируют картин и скульптур. Именно ( ... )

Reply

Re: искусство и народ:)-верная тема))) kira_culufin July 11 2008, 21:02:18 UTC
"духовные запросы человечества всё-таки обладают некой динамикой, изменяются в качественном смысле под воздействием разных факторов ( ... )

Reply

Re: искусство и народ:)-верная тема))) dr_lathomorum July 12 2008, 04:34:58 UTC
"Срок жизни удлиннился,а духовные потребности усохли. Как и отношение к течению времни. Люди больше боятся смерти"
Интересное наблюдение. Просто, желая стать свободным от "предрассудков", человек остался со смертью один на один. Я бы сказал, что это не страх смерти, а неверие в жизнь

"Как человек я с вами соглашусь,как женщина-нет"
Из Ваших слов напрашивается вывод, что женщина - не человек, в чём сомневаюсь)Служение Высшему не обязано иметь форму хождения в подряснике или полной отдачи себя искусству. Вы же понимаете, что родить, а уж тем более воспитать нельзя "просто так", это в любом случае делается с умыслом))) Вот Вам и служение, суть которого в преодолении собственного эгоцентризма

"...массовая культура теперь воздействует и на те слои общества,которые,по своему социальному и экономическому уровню могли бы оказаться вне её..."
Массовая культура эксплуатирует простой принцип: катиться вниз проще (и вроде естественнее), чем карабкаться вверх

Reply

ППКС dr_shinigami July 12 2008, 11:08:36 UTC
Вообще-то хотела что-нибудь высказать в нормальном комментарии, дескать, какие образчики, какая специальность... тема... примеры...
Но увлеклась просмотром комментариев ниже.

Под этим, конкретным - подписываюсь под каждым словом.

Reply

Re: ППКС dr_lathomorum July 12 2008, 14:06:13 UTC
Спасибо.
Где-то так, между храмостроением и чадородием))

Reply


Leave a comment

Up