1890 - 1910-е гг. Национальный романтизм в архитектуре

Jul 09, 2008 21:00

В архитектуре национальный романтизм проявил себя отказом от формальных клише европейского зодчества Нового времени. На исходе XIX в. остро встала проблема поисков новой выразительности: метод эклектики, предполагавший отсутствие органической связи между функциональной основой здания и её внешним обликом, исчерпал свой запас популярности и сделался объектом яростной критики. Наиболее радикальные теоретики и практики строительства проповедовали культ правды конструкции и "чистой" формы - их взгляды одержат победу в период футуристического культурного слома около 1910 г., ознаменовавшегося явлением архитектурного авангарда. Однако в 1880 - 90-е гг. верх взяли сторонники иного пути, полагавшие, что для движения вперёд следует заглянуть в прошлое, что новое искусство может быть жизнеспособным лишь в случае, когда оно вырастает из крепкого национального корня.



Виктор Васнецов, Василий Поленов. Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцеве. 1882

Рождённая в лоне романтического увлечения самобытной древностью, эта архитектура подчёркнуто иррациональна, стихийна. Она словно бы призвана опровергнуть мнения прагматиков о необходимости безупречного следования логике конструкции. Главной ценностью для зодчих национального романтизма являлась образная целостность призведения.
Наиболее сильные школы национально-романтического зодчества локализовались в странах Северной Европы ("северный модерн") и России (неорусский стиль). Открытием "северного модерна" стало особое чувство эстетической ценности естественных материалов - главным образом, дикого камня и дерева. Крупнейшими представителями "северного модерна" стали участники бюро ГЛС - Элиель Сааринен, Герман Гезеллиус и Армас Линдгрен, входившие, кстати, в объединение "Мир искусства". Творчество финских зодчих оказало колоссальное влияние на их русских коллег - в первую очередь, работавших в С.-Петербурге (Николая Васильева, Алексея Бубыря и др.). Стилистика "северного модерна", с характерным формообразованием, предпочтением каменных облицовок и зооморфной иконографией пластического декора, распространилась и в странах Прибалтики - главным образом, в Латвии и Эстонии. В России формы "северного модерна" нередко переплетались с мотивами неорусского стиля, давая причудливый симбиоз, который мы наблюдаем, например, в здании Ярославского вокзала или доходного дома Перцовой в Москве. Неорусский стиль вошёл в историю преимущественно как искусство, тесно связанное с обустройством церковного быта. Не случайно основу его типологии составляют храмы. Для финского национального романтизма характерен, напротив, интерес к жанру жилого дома, виллы, большого общественного здания, а иконография его декора восходит к языческим, дохристианским пластам национальной культуры (в Финляндия, как известно, христианизация проходила вообще с огромным трудом). Тем не менее, между неорусским стилем и финским модерном больше общего, чем различий:
повышенная пластичность силуэтов, возведённая в принцип атектоничность форм, форсирование масштабных контрастов, стремление к воплощению в архитектуре национального духа, невзирая ни на какие сословные и классовые разграничения.



Франц Шехтель. Ярославский вокзал в Москве. 1902 - 1904



Сергей Малютин, Николай Жуков. Доходный дом Зинаиды Перцовой. Майоликовое панно в щипце фасада. 1905



Алексей Щусев. Спасская церковь в усадьбе Натальевка. 1911 - 1913

Ссылки по теме:
Сайт "Национальный романтизм в архитектуре Хельсинки и Тампере"
http://finmodern.narod.ru/linkit.html
Вилла "Виттреск" http://www.cupola.com/html/bldgstru/artscrft/slide/hvitt01e.htm
Сайт "А.Ф.Бубырь: постройки в Петербурге" http://bubyr.narod.ru/
Доклад Алексея Щусева "О свободе творчества в религиозной архитектуре"
http://kir-posternak.livejournal.com/2006/06/03

silver age, неорусский стиль, ХХ век, модерн, XIX век

Previous post Next post
Up