День пятый. Пангандаран: марионетки

Mar 24, 2013 13:59

день четвертый

1ое января был единственный день за все путешествие, когда мы позволили себе выспаться. Даже не выспаться, а просто поспать до 10 =)

Нам совершенно необходимо было релакснуть, поэтому мы отправились на пляж. И повстречали там мифическую птицу обламинго, а вместе с ней малую толику вчерашних понаехавших, которые в совокупности своей составляли довольно внушительную толпу. К тому же нещадно палило солнце, укрыться от которого не было никакой возможности: ни деревьев, ни зонтиков на пляже предусмотрено не было. Песок вулканический, черный и потому обжигающе горячий. Да и мусор еще убрали далеко не весь. Какой уж тут релакс?.. Мне даже вспомнилась сцена на пляже из фильма «Будьте моим мужем», когда Миронов выходит из моря и не может найти, где оставил свои вещи =)





Но вода была обалденная: теплая и ласковая! И, может быть, я бы даже окунулась, но перспектива погружения в окружении женщин, купающихся чуть ли не хиджабе, меня как-то останавливала. Собственно все суетящиеся отдыхающие на пляже были индонезийцами, а мы с мужем были единственными бледнолицыми. На меня и так таращились и пытались сфотографировать исподтишка. Представляю, какой фурор я бы произвела, если бы попробовала раздеться…

Пришлось возвращаться в отель и довольствоваться бассейном. «Довольствоваться» - это я конечно привередничаю. Окунуться в полном одиночестве и понежиться в тени зонтика было очень приятно. Так бы и не вылезали из бассейна, но нас ждала культурная программа: мы должны были ехать к далангу - мастеру, делающему марионетки.

Кукольные представления марионеток "wayang golek" - традиционный индонезийский вид искусства, имеющий наибольшее распространение на Западной Яве (слово wayang используют для обозначения как самих кукол, так и представления; wayang golek подразумевает театр марионеток, существуют также wayang kulit - театр теней и wayang topeng, в котором играют люди). В 2003 году Wayang были занесены в список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.

Кукол изготавливают вручную: вырезают из особого вида дерева, название которого я благополучно забыла, как только услышала, раскрашивают, шьют костюмы.





По внешнему виду куклы уже можно понять характер героя, которого она будет представлять. Полноту понимания обеспечит характер движений марионетки и голос кукловода (слова понимать при этом совершенно не обязательно). Благородный герой имеет белое лицо, несколько склоненную голову (хотя этот признак относительный: мастер объяснил нам, что поскольку действие представлений чаще происходит во дворце, большинство героев «ходят с опущенной головой») и маленькие, опущенные долу глаза с узкими вертикальными зрачками. Движутся они медленно, скользяще и «говорят» вежливо тихими мелодичными голосами. Такими, например, являются Рама и Синта - главные герои балета Рамаяна. Есть «полублагородные» герои. Лицо такого героя может быть розовым, голова поднята несколько выше, а глаза смотрят прямо. Они движутся быстро и говорят высокими голосами. Лица героев с сильным характером, как правило, темные, розовые или синие, с большими выпученными глазами. Они держат голову прямо или высоко поднятой и говорят низкими скрипучими голосами. Движения их порывистые и энергичные. Это основные герои представления, на которых держится повествование. Отрицательные, эмоционально нестабильные герои - обладатели темно-красных лиц с глазами навыкате и раскрытыми ртами, демонстрирующими внушительные клыки. Ну и есть еще около 15 особых характеров, непопадающих ни под одну из этих категорий. Если обобщить, то чем отрицательнее персонаж, тем крупнее его туловище, темнее его лицо, больше и круглее глаза, прямее и агрессивнее взгляд, тем выше поднята голова, тем ниже голос и резче движения - все довольно просто и логично =)







Как правило, искусство изготовления марионеток передается вместе с искусством «кукловодства». Так было и с нашим мастером, который, рассказывая про особенности характеров кукол, показал нам небольшое представление. К стыду своему и сожалению я до сих пор не разобралась, как мой фотоаппарат снимает видео, поэтому запечатлеть это у меня не получилось, но было действительно здорово!





День завершился в ресторане морепродуктов. Терпеть их не могу! Но муж исходил слюной от одного упоминания о кальмарах, гигантских креветках и прочих головоного-членистоногих гадах, тем более что, по заверению Пипина, в Пангандаране можно попробовать лучшие на Яве морепродукты. Все, что через полчаса оказалось на нашем столе, на момент нашего прибытия в ресторан еще шевелилось, хлюпало и источало совершенно невыносимый для меня аромат рыбного рынка. Муж был в полном восторге и едва только не повизгивал, прогуливаясь от прилавка с еще живой рыбой к мангалу, на котором уже жарились креветки. Был бы у него хвост, он и им бы вилял от счастья =)))



день шестой

Индонезия, путешествия, в кадре

Previous post Next post
Up