Ох, уж эти мне студенты!

Mar 19, 2011 23:54

Сегодня ездил в Гатчину читать лекции для заочников. Честно скажу, со студентами не общался с декабря, поэтому, когда ехал немного волновался.

Со студентами сложнее, чем с клиентами. Во-первых, многим совершенно все равно, что ты читаешь , т.к. они и не собираются работать по профессии, они учатся формально, им важен зачет, оценка, диплом. Есть студенты, которые еще не решили, будут работать они психологами или нет, обычно это те, кто пришел на факультет сразу после школы, часто с подачи родителей. Третья категория, это студенты, которые хотели быть психологами, но за время обучения в ВУЗе разочаровались в профессии, что понятно, т.к., честно говоря, да простят меня коллеги-преподаватели, высшее психологическое образование, сегодня не соответствует реалиям.

Самая маленькая категория, это те, кто хотят работать или уже работают. Это мотивированные студенты, но я не сказал бы, что это самая простая категория. Хотя часто с ними интересно.

Ну и, думаю, последняя категория: это работающие люди других специальностей, которые учат психологию для себя или чтобы применить ее в своей профессии. Здесь разброс большой, но в целом, мне с ними приятно работать. Вообще, конечно, с людьми, которые знают, чего хотят легче, чем с теми, кто не знает, хотя мне бывает интересно и с теми и с другими.
Насколько я замечаю, среди заочников больше людей, которые принимали решение поступать на псифак более осознанно, чем среди дневников.

У каждой группы есть свои особенности. Вот и сегодня (здесь я не связан конфиденциальностью, да и писать я буду довольно абстрактно, так что немного расскажу про группу).

Итак, анатомия группы:

Группа 18 человек, 5 мужчин (что для группы студентов-психологов важно, обычно их меньше или они не присутствуют).
Группа заочников, довольно хорошо мотивированная, со сложившимися конкурентными ролями. В группе несколько лидеров, которые перебивали друг друга, задавая вопросы.
3-4 человека, которые хотят работать психологами.
1-2 которые изучают психологию для себя, но довольно мотивированны.

Хотя студенты мотивированы, и им интересно -  судя по вопросам (хотя это конечно м.б. иллюзия), они хотели, как, наверное, все студенты, чтобы их пораньше отпустили. Я был студентом, пытаюсь вспомнить, как это было у меня….
Сейчас, учась совершенно добровольно и за свои деньги, я негодую, если группа заканчивается раньше, т.к. я заплатил деньги за время. Чем объяснить этот феномен? Они тоже платят деньги за обучение, тоже пошли добровольно. Но ощущения добровольности у них нет! На вопрос, зачем вы сюда пришили, многие отвечают «надо». Конечно, я не думаю, что сейчас заявляю о сенсации, но меня это удивляет. Чтобы я платил деньги и ходил на курс, который мне не нравится? Мне трудно представить такую картину.

В этом смысле, мне очень интересно, как у вас обстоит дело с добровольностью? Ка вы выбирали профессию, работаете ли по ней, нравилось ли вам учиться? Ходили ли вы на курсы, которые вам не нравились?

Это было про студентов. Немного про себя, как преподавателя и ведушего.

Преподаю я уже пять лет, поэтому кое-что умею, но есть вещь, на которую я начал обращать внимание в последнее время, и про которую следует сказать: каждый имеет право на свое мнение.

Это простое утверждение, но оно очень сложно в исполнении. Очень часто я замечал за собой и за другими, что, когда кто-то высказывает, мнение, отличающееся от «мнения партии», его начинают переубеждать, доказывать, что он не прав, пытаться "вылечить"
В последнее время, я стал обращать внимание, на такие ситуации и просто говорить: «да, я считаю так, мое мнение отличается от твоего, но ты можешь иметь другое мнение по этому вопросу».

А как у вас, дорогой читатель, обстоит дело с людьми, которые думают отлично от вас, с людьми, которые имеют другие ценности?

психология, преподавание, ценности, развитие, студенты

Previous post Next post
Up