Оригинал взят у
shishann в
Родительская креативностьДано: Утро. Ребенок 2-х лет уже проснулся, во всеоружии готов к новому дню и познанию мира в пределах квартиры. Мама рядом. Рада бы поддержать малыша в его намерении, если бы не стопка мятого белья на столе, отсутствие обеда и бардак в квартире, нарастающий в геометрической прогрессии по мере активности ребенка. Няни, бабушки и прочих помогающих родственников в квартире не обнаружено. Что делать?
Стандартные варианты решения:
1. Клонировать себя. Очень хочется, но пока не получается.
2. Отправить ребенка в самостоятельное путешествие по квартире и заняться своими делами. Возможно, но: Во-первых, неизвестно что он натворит без присмотра взрослого, во-вторых - вероятнее всего, в гордом одиночестве долго ребенок не протянет и вскоре потребует внимания мамы, в-третьих - как-то не хорошо получается: все же быть мамой вроде как занятие более ответственное, ценное и значимое, чем быть уборщицей и кухаркой.
3. Оставаться с ребенком. Отложить все домашние дела на «завтра», «послезавтра», «когда-нибудь потом». Возможно, но во-первых: непонятно, чем ребенка кормить и во что переодевать. Во-вторых: не исключены последствия в виде недовольного голодного мужа в конце дня.
Нестандартный вариант решения:
Использовать родительскую креативность. В каждой отдельно взятой семье, квартире, ситуации способ решения будет уникален. Для того, чтобы его найти, необходимо иметь определенную смекалку.
Википедия на этот счет нам прямо так и говорит: «на бытовом уровне креативность проявляется как смекалка - способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. Шире - нетривиальное и остроумное решение проблемы. Причём, как правило, скудными и неспециализированными инструментами или ресурсами, если потребность материальна. Смелый, нестандартный, что называется не штампованный подход к решению проблемы или удовлетворению потребности находящейся в нематериальной плоскости.
Умение эффективно решать подобные задачи во взаимодействии с ребенком, выходить из сложной ситуации с наименьшими потерями, а еще лучше - без них, я называют родительской креативностью.
И, честно говоря, не знаю, чтобы я, как мама, без этого умения делала. Как вы должно быть уже догадались креативность - эта такая штука, в которой обобщения неуместны. Потому как суть ее в том, чтобы найти свой, собственный, уникальный способ решения задачи. Поэтому ниже я приведу несколько примеров из собственного материнского опыта, которые, на мой взгляд, удачно иллюстрируют этот прекрасное, полезное, в некоторых случаях просто незаменимое качество.
Для начала несколько слов о моем ребенке. (А то некоторые думают, что у психологов все дети не иначе как из космоса: тихие, послушные и сговорчивые). Мой сын - упрямый, настойчивый, активный товарищ (сейчас ему 7). Ему непременно требуется компания для игры и регулярное внимание. Разговаривает громко, орет так, что уши закладывает, любит активные, шумные подвижные игры, и с подачи бабушек в семье появилась поговорка «Кто с тобой не согласится, тот дня не проживет». Один словом, нормальный, здоровый мальчик. По меркам среднестатистического воспитателя Советского Союза (хочется верить, что сегодня ситуация значительно изменилась) - в высшей степени неудобный ребенок.
Ситуация 1:
Никите 10 месяцев. Ползает отлично, ходить пока не собирается. Обычный день. Сын требует внимания, мне надо приготовить обед. Он со мной на кухне. Замечаю, что между регулярными попытками втянуть меня в игру он проявляет интерес к кухонному шкафу, где стоят стеклянные банки и кастрюли. Пару раз я говорю «нельзя» и закрываю шкаф, отнимая очередную банку. Потом мне это надоедает, я трачу 15 минут на то, чтобы переставить всю бьющуюся посуду в шкаф наверху и заполняю нижний пластиковой и металлической утварью. Ребенок счастлив! Он получает доступ к шкафу, вынимает из него все, что есть, аккуратно расставляя на полу, вкладывает одну миску в другую, дубасит в кастрюли ложками, наконец заползает в опустевший шкаф. Этот процесс занимает его внимание на (ура!) пару часов! Как только я замечаю, что интерес начинает угасать, я предлагаю сыну новое действие. Показываю, как в кастрюли можно сажать игрушки, потом - выдаю кулек гороха и фасоли, предлагаю сварить суп, таким образом подогревая интерес и показывая ему все новые и новые виды деятельности.
Ситуация 2:
Никите 3 года. Крупный торговый центр, отдел женской одежды. Договорились, что сначала покупаем подарок маме, потом идем за игрушкой. Какое-то время ребенок держится, потом начинает канючить. Я понимаю, что счет идет на минуты, но очень уж хочется купить что-нибудь новенькое и красивое. В конце концов Никита просто ложится на пол, совершая последние приготовления, прежде чем поразить магазин своим криком. Я молча смотрю на него, соображая - как быть. Помощь приходит неожиданно - от продавщицы.
Она: "Мальчик! Что же ты лежишь на полу?! Мама заругает!"
Я: "Все нормально. И это не мальчик - это человек-змея, поэтому он иногда ползает по полу".
Я - Никите: "Поползли в примерочную, человек-змея!"
Насчет продавщицы не знаю, но ребенок точно идею оценил. Плакать передумал, посмотрел на меня удивленно и... пополз:) А испачканные коленки и ладони - это такая ерунда по сравнению со слезами ребенка и новым красивым платьем:)
Ситуация 3:
Никите 6,5 лет. Он требует активную игру, а я устала и способна находиться исключительно в горизонтальном положении. Взаимное нытье и конфликт наших потребностей результата не принес. Спрашиваю, какую активную игру ты хочешь, он отвечает: «чтобы бегать, прыгать, беситься и выполнять какие-нибудь задания!». Я говорю, отлично, тогда играем в «Военную подготовку! Рядовой Александров - встать смирно у шведской стенки. Задание 1: залезть вверх по лестнице, спуститься вниз по веревке. Повторить 10 раз». Прошу заметить, я в этот момент лежу на диване. Эта прекрасная игра стала для нас настоящим спасением. Все что от меня требуется - это командный голос и разнообразные задания.
Подобных ситуаций я могу вспомнить много. И вроде ничего сверхъестественного, правда? Однако, я часто слышу от родителей: "Ну конечно! Вам-то хорошо, Вы же - психолог!" В действительности же, для того, чтобы овладеть этим навыком, развить в себе креативность, сделать свою жизнь проще, удобнее и интереснее, специальных знаний по психологии не требуется. Нужно нечто иное: внимание к себе и своим собственным потребностям, умение между многочисленными "надо" и "должен" разглядеть "хочу". Потому что источник креативности находится вовсе не в книжках по воспитанию детей, а внутри каждого из нас. Я глубоко убеждена в том, что творческая энергия есть в каждом человеке. И вот, кстати, Абрахам Маслоу со мной согласен :) : "креативноть - это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды".
Умение приспосабливаться, создавать новое, находить решения задач и выходы из тупиков - это то, что дано природой для выживания, в первую очередь. Поэтому развивать креативность - полезно и выгодно. Как это сделать, а точнее, как вернуть себе этот навык, в контексте отношений с ребенком - мы рассказываем и показываем на наших тренингах вместе с Аней Корниенко
kornienko_anna. Ближайшая двухдневная программа для родителей
"Как справиться с плохим поведением ребенка?" совсем скоро, 10 марта. Так что - спешите, кто еще не успел:)