Пример для подражания или все о зимней веломобильности
Oct 08, 2013 13:16
Слишком долгая и холодная зима мешает всерьез задуматься о создании полноценной велоинфраструктуры в городе. Чиновники всех рангов, а также многие обыватели считают, что у нас нет смельчаков, готовых в условиях суровой российской зимы сесть на велосипед и поехать на нем от дома до работы/ учебы и обратно. А в смельчаках ли дело? Давайте заглянем к нашим северным соседям и посмотрим, как у них обстоят дела с зимними велопокатушками.
Итак, 6-ой по величине финский город Оулу - столица Северной Скандинавии, всего на 200 км ниже Полярного круга. Население - 200 000 человек, т.е. один район Москвы J Зима в Оулу длится почти столько же, сколько у нас - 160-175 дней, или с ноября по апрель. Средняя температура в феврале составляет -9⁰С, в январе - падает до -30⁰С! В климатическом плане Москва очень похожа на Оулу, что нельзя сказать про инфраструктуру, о которой наш велосипедист или пешеход может только мечтать.
Как вы думаете, что помечено красными линиями на карте? Правильно, велодорожки (+параллельные пешеходные дорожки)! J 633 километра или 4 метра велодорожки на каждого жителя Оулу! Круто, правда? Все велодорожки - транспортные, т.е. позволяют всем желающим добраться из пункта А в пункт Б по любым делам. Практически каждое пересечение велодорожек, которое вы видите на карте, сделано в разном уровне, а значит, в Оулу вы запросто найдете велосипедный тоннель или велосипедную эстакаду. А что же Москва? Хм, только 150 км велодорожек, и все - исключительно рекреационные. Чтобы покататься по существующим километрам московских велодорожек, нужно положить свой велосипед в багажник машины и доехать на ней до точки старта, расположенной где-то в центре. Затем два-три часа подышать свежим воздухом вдоль набережных и снова сесть в машину, чтобы теперь добраться до дома…
Сравните:
Жители Оулу едут на работу. В здоровом теле - здоровый дух.
Несчастные жители российской столицы и окрестностей пытаются хотя бы ехать...
[Дальше будет интереснее...]В городе Оулу проходит ежегодный Конгресс по развитию зимней веломобильности, собирающий делегатов со всех уголков Земли. Жителям северных городов Канады, США и даже Европы крайне интересно узнать мотивацию финнов, готовых ездить на велосипеде даже в лютые морозы. Чтобы не повторяться 200 раз, организаторы Конгресса сняли видеоролик, призванный объяснить всем, кто не в теме, секрет успеха финских покатушек на велосипеде зимой:
Смотришь на все эти видеоролики и недоумеваешь, кто в такой маленькой стране Финляндии в далекие 1970-е гг. решил сделать ставку на мобильность населения через развитие не автомобильной, а велосипедной инфраструктуры, причем, невзирая на холодный климат? Почему все то же самое не произошло в середине 20 века в такой большой стране, как СССР, а теперь и России, в которой городов с населением в 200 000 куда больше, чем в той же Финляндии?
Велосипедная "лыжня" J
Да, мы отстали на 40 лет, и теперь требуем от своих властей наверстать упущенное стахановскими темпами. Но с другой стороны, сами финны-оулане J подсказывают, что сегодняшние 633 километра велодорожек, а также велотоннелей и велоэстакад, появились у них не в одночасье. Россиянам, стремящимся быть по-настоящему мобильными, надо объединиться и донести до властей своих городов, что движение - это жизнь. Пусть робкие попытки чиновников в организации велоинфраструктуры поначалу будут нелепыми, главное, чтобы эти попытки в итоге увеличивали километры велодорожек и количество велопарковок в городах! Глядишь, лет через надцать Москва, Саров или Балашиха соберут у себя свой Конгресс по развитию зимней веломобильности и вдохновят на подвиги жителей Норильска, Якутска или Владивостока J
П.С. Так что же первично: курица или яйцо, а в нашем случае, сотни велосипедистов или безопасная велоинфраструктура в городе? По данным некоторых СМИ велосипед в Москве есть у каждого четвертого жителя. Т.е. на 12 миллионов человек приходится 3 миллиона велосипедов. При этом официально зарегистрированных машин в городе всего на 1 миллион больше J Интересно, куда и как поедут обычные легковушки , если вместо привычных асфальтовых автодорог будут крутые лестницы, высокие бордюры и недовольные пешеходы? Можно ли назвать поездку на машине по такой полосе с препятствиями комфортной? И стоит ли потом удивляться, что на улицах города практически не видно автомобилистов? Так и с велосипедистами… При наличии нормальной велоинфраструктуры наверняка найдутся люди, чьи дела решаются в радиусе 10-15 км, а значит, для всех желающих велосипед может стать альтернативой машине, причем не из-под палки. К тому же, всего 1 велосипед на велодорожке это минус 5-10 метров пробки. А если велосипедистов будет 100, а? J