Бюст Байарже в Сальпетриере
Продолжу рассказывать вам
историю психиатрии. Говоря о
первых докторах, описавших биполярное аффективное расстройство (да-да, или МДП, как его многие годы было принято нетолерантно называть), было бы несправедливо не вспомнить ещё одного ученика
Эскироля, Жюля Габриэля Франсуа Байарже (зовите меня просто Жюль, хорошо?).
Уроженец Монбазона образца 1809 года, он, как и многие его коллеги, понаехал в Париж, чтобы учиться медицине должным образом. Там, в Парижском университете, он и занялся изучением психиатрии под руководством Эскироля, а набираться практического опыта отправился в
Шарантон, после чего уже опытным состоявшимся доктором был принят на работу в
Сальпетриер.
Напомню, что в эти годы французская школа психиатрии, помимо описания собственно феноменов психических болезней, пытается отыскать и их причины. Одним из направлений таких поисков становится патологическая анатомия: вдруг вскрытие что-нибудь такое покажет, и можно будет воскликнуть - да вот же оно! Байарже тоже вскрывает, изучает срезы мозга под микроскопом, и пусть эти поиски так и не дают внятного ответа на вопрос, где же именно кроется безумие, но одно открытие он всё же делает - это полоски в коре головного мозга, которые, как позже выяснится, образованы волокнами, отростками клеток коры, соединяющими между собой различные её области - в том числе и в соседнем полушарии. И волокна IV слоя коры назовут наружной полоской Байарже, а волокна V слоя - соответственно, внутренней полоской Байарже.
Симптомом Байарже назовут наблюдаемую при прогрессивном параличе анизокорию (это когда размер у зрачков пациента отличается, равно как и их реакция на свет) - именно он, изучая с коллегами этот вид нейросифилиса (и, напомню, не зная о том, что это нейросифилис), обратил внимание на такую с виду малозаметную, но очень характерную особенность.
Секунду. Напомню вам о том, что изолированный симптом сам по себе ещё ни о чём не говорит, и не надо с таким напряжённым вниманием вглядываться в зеркало.
Интересуясь нелепыми идеями и устремлениями пациентов, в 1846 году Байарже подробно описывает клинический случай, который тот же
Пинель отнёс бы к «мании без бреда», а через полтора-два десятка лет о подобных ему явлениях будут говорить как о навязчивых состояниях, идефикс или обсессиях (или, как предпочли в Германии - ананказмах). Вот как вёл себя пациент, описанный Жюлем:
«У него развилась потребность расспрашивать о разных подробностях, касающихся красивых женщин, с которыми он встречался, хотя бы совершенно случайно. Эта навязчивость являлась всегда. когда больной видел где бы то ни было красивую даму, и не поступить согласно потребности он никак не мог; а с другой стороны, это было соединено, понятно, с массой затруднений. Постепенно положение его стало настолько тяжелым, что он не мог спокойно сделать несколько шагов по улице. Тогда он придумал такой способ: стал ходить с закрытыми глазами, его водил провожатый. Если больной услышит шорох женского платья, он сейчас же спрашивает, красива ли встретившаяся особа или нет? Только получив от провожатого ответ, что встречная женщина некрасива, больной мог успокоиться. Так дело шло довольно хорошо, но однажды ночью он ехал по железной дороге, вдруг ему вспомнилось, что, будучи на вокзале, он не узнал, красива ли особа, продававшая билеты. Тогда он разбудил своего спутника, стал его спрашивать, хороша ли была та особа или нет? Тот, едва проснувшись, не мог сразу сообразить и сказал: "не помню". Этого было достаточно, чтобы больной взволновался настолько, что нужно было послать доверенное лицо назад узнать, какова была наружность продавщицы, и больной успокоился после того, когда ему сообщили, что она некрасива »
Изучая галлюцинации, Байарже обнаружил и описал в 1844 году особый их вид: у ряда пациентов «голоса», которые они слышали, воспринимались не как действительно слышимая речь - будь её мнимый источник где-нибудь рядом или же прямо внутри головы - а как нечто почти неощутимое, словно человек слышит «беззвучные голоса», или «тайный внутренний голос», или же «беззвучные мысли» - главное, что воспринимаются они именно не как мысли вслух или своя собственная внутренняя речь, а нечто чуждое, пусть и зачастую вторящее возникающим мыслям, озвучивающее их. Через полвека, в 1890 году, В.Х. Кандинский в своей фундаментальной работе отнесёт описанный Жюлем феномен к особому виду псевдогаллюцинаций, но до сих пор в узких кругах такое расстройство известно как галлюциноз Байарже - кто первый встал, того и тапки.
Кстати, по поводу первенства. Характерное течение биполярного аффективного расстройства, со сменой депрессивной фазы на маниакальную, заметил не только
Фальре. Парой лет позже него, в 1854 году, Байарже читает доклад в Академии наук, в котором особо отмечает:
«Сопоставляя и сравнивая большое число наблюдений, необходимо придти к заключению, что нельзя смотреть отдельно на возбуждение и угнетение, следующее одно за другим у одного и того же душевнобольного, как на два разных заболевания. Это чередование не случайное, и я мог убедиться, что существует связь между продолжительностью и интенсивностью двух таких состояний, которые, очевидно, представляют собой только различные периоды того же приступа. Сами эти приступы, собственно, не принадлежат ни к мании, ни к меланхолии, но составляют особый род психического заболевания, характеризующийся правильным чередованием двух периодов - возбуждения и угнетения»
И называет этот особый род психического заболевания «folie a double forme», или «помешательство о двух формах». Но ему совершенно правильно подсказывают, что товарищ Фальре его опередил, и всё уже описано и даже обозвано. Какое-то время длился спор относительно того, кому же качаться на пальме первенства, и вроде как право это признали за Фальре, но не будем неблагодарными и запомним обоих. Опять же, не Фальре, а именно Байарже придумал издавать журнал Annales medico-psychologique ставший едва ли не самым авторитетным изданием по психиатрии в Европе.
Напомню, что
четвёртая книга психиатрических баек уже вышла в печать.
P.S. Мой проект «
Найди своего психиатра» работает в штатном режиме. Если так случилось, что нужен грамотный, опытный, а главное - внимательный и корректный психиатр - обращайтесь. Что ценно в сложившейся ситуации - большинство коллег ведут онлайн-приём.
P.P.S. Статьи по психиатрии, психологии и всему, что касается этого направления, мы решили дублировать в
Яндекс Дзене - вдруг кому удобно смотреть их там