Хотим мы того или нет, а компьютерные игры давно и прочно заняли в нашей жизни своё место. А раз так, то они вполне закономерно стали объектом научных исследований, поскольку научная братия - те ещё умельцы удовлетворить своё любопытство, а уж если под это грант выделят, так вообще всё шоколадно.
Результаты исследований выходят самые противоречивые: то выясняется, что игры снижают общий уровень агрессии у подростков, то, напротив, обеспечивают рост раздражительности за счёт формирования астении, то их как отвлекающий фактор при эмоциональном выгорании рекомендуют, то, наоборот, предостерегают от формирования
дофаминовой петли и, соответственно, зависимости от этих самых игр.
А ещё учёные порой сами балуются созданием компьютерных игр. И вовсе не в свободное от работы время, а прямо на работе и за деньги. Поскольку, как уверяют они, такая игра - часть научного процесса.
Во всяком случае, так поступили американские коллеги из университета Нью-Йорка. Игра, которую они создали, использовалась ими для диагностики в наркологии. Вернее, среди тех пациентов, которые употребляли опиоидные наркотики, и на момент исследования находились на реабилитационном лечении.
Основная сложность такого лечения - высокий процент рецидивов, то есть возвращения пациента на иглу. Поэтому докторам и хотелось бы знать, у кого такой риск выше - тогда и позаниматься можно человеком плотнее, и курс лечения продлить.
Faeces quaestio! - сказали учёные. Есть у нас тут одна мысль, и мы её думаем. Вернее, уже придумали. И даже воплотили. Пусть пациент сыграет в нашу компьютерную игру. Там ничего сложного и нудного - напротив, игрушка огонь. Вроде азартной игры, со ставками и джек-потами. Фишка в том, что если ставить по чуть-чуть, то риски где-то 50 на 50. Но и выигрыш не особо крупный. А вот если ставить больше - тогда можно сорвать большой куш. Но и продуться в пух и прах заметно легче.
Отловили они 70 пациентов Госпитального центра Беллвью в Нью-Йорке и предложили сыграть на виртуальный интерес - мол, всё равно лечение от наркозависимости тут проходите, заодно и развлечётесь. Ну а мы вам заодно тесты предложим, анамнез соберём. А в качестве контрольной группы нашли 50 добровольцев, которые никогда наркотиками не баловались.
Итог, изложенный в
статье для JAMA Psychiatry, таков: те, кто больше рисковал в игре, чаще пили шампанское срывались, то есть нарушали процесс антинаркотической терапии.
«Наше исследование показывает, что компьютерные диагностические тесты могут предложить новую полезную возможность», - поясняет центральную идею ведущий автор исследования Пол Глимчер. При чём тут игрушка? Дело в том, раскрывает он карты, что в процессе лечения от зависимости пациенты могут испытывать своего рода «взлеты и падения»: в отдельные моменты они демонстрируют решимость в желании избавиться от пагубного пристрастия, но временами готовы рискнуть проделанной работой ради мимолетного удовольствия. А игра словно вскрывает эти потаённые тенденции.
P.S. Мой проект «
Найди своего психиатра» начал работать. Поэтому, если вдруг возникла необходимость и нужна помощь или консультация - заглядывайте, изучайте и обращайтесь.
P.P.S. Статьи по психиатрии, психологии и всему, что касается этого направления, мы решили дублировать в
Яндекс Дзене - вдруг кому удобно смотреть их там