Продолжу свой рассказ о Швейцарии.
Маша, наша швейцарская затейница, на этот раз выбрала другой маршрут: мол, в Берне вы уже пастора Шлага поискали (
Тыц), в Монтрё над Лак Леман революционные песни попели (
Тыц), на Роше де Не Санта Клауса в его убежище разыскали (
Тыц), что там ещё было? Ах да, в Эпессе местных вин у винодела в семнадцатом поколении надегустировались (
Тыц), а теперь покажу-ка я вам самое сердце Швейцарии. Люцерн. Это недалеко, всего в часе с небольшим, если поездом от Цюриха. С другой стороны - а что тут, в Швейцарии, далеко от Цюриха?
Как оно часто бывает с этой топонимикой, о происхождении названия города Люцерн мнения расходятся. Одни говорят - мол, рыба такая водилась в Фирвальдштетерзее (озеро такое, ещё Люцернским иногда кличут). Мол, вкусная - ум напрочь отшибает, даже с учётом избытка полученного фосфора. Мол, римляне древние, уж на что искушены были по части морепродуктов - специально сюда рыбачить добрались. И даже где-то наследили.
Другие уверяют - дескать, рыба тут вовсе не при чём, и Люцерн - это от слова Lux. Свет, то есть. Священный. Мол, монастырь Санкт-Леодегар им Гоф тут в восьмом веке как поставили, да как начали свет веры нести по всей округе - засветили всем по-взрослому, а вокруг монастыря сначала сёла прилепились, а потом уже и город вырос, даже точную дату называют - 1178 год. Ну да бог с ней, с топонимикой.
Почему сердце Швейцарии? Не только оттого, что находится Люцерн в самом её центре. Дело в том, что здесь 1 августа 1291 года на лугу Рютли, что на берегу того самого озера с трудным названием, собрались представители кантонов Ури, Швица и Унтервальдена (понимаете теперь, откуда взялся Убервальд у Терри Пратчетта?) и задружились против всех остальных, заключив скрепленный клятвой Рютли союз трёх кантонов - первый шаг к будущей Швейцарии, в которой сейчас таких кантонов 20, и ещё 6 полукантонов, что бы это ни значило.
У каждого города есть своего рода визитная карточка. У Москвы - это Кремль, у Нижнего Новгорода - обратно Кремль, у Самары - Паниковский с гусем, а у Люцерна - это мост. Часовенный. Кпельбрюкке, то есть.
Построили его (видимо, летопись и учёт велись аккуратно) в 1365 году. Из дерева. Крытый. Аж почти 205 метров длиною. С тех пор и стоит.
Когда-то и мост, и башня, мимо которой этот мост идёт, были одним из оборонительных рубежей: а ну как противник решит - мол, нуевонафиг, штурмовать городские стены, мы лучше по воде доберёмся! Поэтому река под мостом перекрывалась сетями или решётками, а борт моста со стороны озера (предположительно, оттуда лезли не только лебеди) был выше, чем тот, что был обращён в сторону города: стрелять и обороняться так легче. Плюс крыша над мостом, на случай непогоды и стрел, пущенных навесом. Мост не взяли ни враги, ни время, ни местный климат, ни древоточцы.
Правда, 18 августа 1993 года кто-то неудачно бросил окурок в одну из пришвартованных к мосту лодок (с тех пор на мосту не курят и к мосту не швартуются), и сработал тот шанс один на миллион, что выпадает в ста случаях из ста (помните Пратчетта?): мост загорелся. Полиция, куда поступали звонки, долго не могла поверить: да что с ним может сделаться, он здесь туеву хучу лет стоит, его горящими стрелами когда-то расстреливали - и ничего, а вы нам про какой-то бычок толкуете! Пока поверили, пока подхватились - чуть было не лишились середины моста. Но ничего, потушили, восстановили.
Башня, что рядом с мостом, была когда-то водонапорной. С тех пор название и осталось - Вассертурм. Потом, правда, успела она побывать и тюрьмой, и пыточной, и сокровищницей, и сторожевой башней, и пожарной вышкой - не пропадать же добру, даже если водопровод иначе обустроили! Сейчас там, говорят, продают сувениры (хотел сходить, узнать насчёт сувенирных кандалов и вериг, но так и не решился - мало ли что). Ещё там находится зал Гильдии Артиллеристов, но туда я тем более соваться не стал.
Немного ниже по течению Ройс (я уже показывал, каое оно) - ещё один мост (его построили в 1408 году). Мякинный, или Spreuerbrucke: мякину в воду можно было сбрасывать только здесь - выше по течению Ройс город брал воду для питья, а ниже - пусть сносит к дальним соседям, так им и надо.
Он покороче и поскромнее, но тоже со своей изюминкой: он расписан картинами, объединёнными темой "Пляски Смерти" - это Каспар Мелингер с 1626 по 1635 старался. Кому-то напомнить, кого-то предостеречь, кому-то просто полюбоваться.
Когда в 1210 году кто-то неосторожно открыл перевал Сен-Готард, и с юго запада на северо-восток через Альпы стали шляться все, кому не лень, Люцерну пришлось срочно обзавестись крепостной стеной, Музеггмауэр. А то ладно бы негоцианты придут, или туристы какие, так ведь ещё и любители экспроприации порою с гор спускаются, а у них чувство уважения к чужой недвижимости, собственности и девственности считается вредным рудиментом. Кое-что (870 метров стены и восемь башен) с тех пор удалось сохранить.
Бродить по этому городу и рассказывать о нём можно часами: тут ведь куда ни плюнь - попадёшь в историю - но буду делать это дозированно. Поэтому закончу дозволенные речи, продолжу немного позже.