Гаэтано Превиати, картина "Курильщицы гашиша"
Продолжу свой рассказ об
истории психиатрии. Ну а теперь снова отвлечёмся на некоторое время от Германии и снова обратим наши взоры к бель Франс. А там (как вы помните, во Франции тоже вовсю идёт процесс накопления наблюдений за душевнобольными, которые теперь преимущественно содержатся в сумасшедших домах и психколониях) растёт интерес к одной теме, ранее звучавшей не столь явственно. Там среди причин, вызывающих развитие психических болезней, всё чаще начинают называть наследственность.
Нет, о чём-то таком доктора уже догадывались или хотя бы подозревали. Есть об этом пара слов и в рабочих записях Пинеля, и у Эскироля встречается, и Кальмейль, и Дамеров, и Якоби, и Флемминг (нет, это не про Джеймса Бонда) хоть раз да затронули в своих трудах тему наследственности при ряде психических заболеваний. И каждый мерил этого удава по-своему. И цифры, которые наследственность имела в общем перечне психопатологий, каждый брал со своего потолка, каждый приводил свою клиническую статистику. Ну и о самом характере наследования доктора говорили... как бы это сказать... плюс-минус сабо. Считалось само собою разумеющимся, что любая болезнь родителей может в итоге привести к любой болезни их детей. Что значит - на осинке не родятся апельсинки? Не, не слышали. Есть у родителей некий изъян - значит, у детей тоже, скорее всего будет, но вовсе не обязательно из той же серии, что родительский.
Но доводы в пользу наследования вполне определённых, а не случайных изъянов, всё-таки начинают звучать всё чаще. Вспоминают про наблюдения соотечественников и зарубежных коллег; Франц Йозеф Галль (да-да, отец френологии) в работе «О наследственности и суициде» особо выделяет случай про семью братьев-миллионеров, которые заканчивали жизнь одинаково плохо - суицидом - причём все как один делали это, достигая определённого возраста. В 1847 году доктор Проспер Люка написал трактат о философии и физиологии наследственности (в оригинале название было не в пример длиннее: Traité philosophique et physiologique de l'hérédité naturelle dans les états de santé et de maladie du système nerveux, avec l'application méthodique des lois de la procréation au traitement général des affections dont elle est le principe. Ouvrage où la question est considérée dans ses rapports avec les lois primordiales, les théories de la génération, les causes déterminantes de la sexualité, les modifications acquises de la nature originelle des êtres, et les diverses formes de névropathie et d'aliénation mentale - были и остаются любители таких длинных оглавлений), в котором постарался свести воедино всё, что про эту самую наследственность известно.
Жак Жозеф Моро де Тур
Тремя годами позже, в 1850 году, о роли дурной наследственности и влияния на неё кровных браков пишет доктор Жак Жозеф Моро де Тур, и он же в 1859 году пишет другую работу, «Патологическую психологию», или, если в оригинале, La psychologie morbide dans ses rapports avec la philosophie de l’histoire, где рисует нам этакий набросок портрета невропатической семьи, в которой, в силу наследственных причин, есть не только душевнобольные, но и рахитики, и золотушные... в общем, большой ясности во взгляды на наследственность не вносит, скорее запутывает, но сам труд показателен именно с точки зрения классики тогдашних взглядов медицинского сообщества на то, как эта самая наследственность себя проявляет.
Как знать - может быть, на столь пристальный интерес Моро де Тура к наследственности и к семьям с признаками вырождения повлияла женитьба его престарелого учителя Пьера Фиделя Бретонно на племяннице Жака Жозефа, Софи Моро, которая была младше супруга на 59 лет?
Впрочем, неважно. Моро де Тур и сам по себе довольно интересный и примечательный персонаж в плеяде французских психиатров. Разругавшись вусмерть со своим учителем медицины из-за юной племянницы, в 1826 году Жак Жозеф едет в Париж, к Эскиролю, учиться психиатрии. Через 4 года, в возрасте 26 лет, он защищает диссертацию, после чего отправляется в лечебно-деловое турне по Италии и Швейцарии: одного из пациентов Эскироля нужно было сопровождать в этом путешествии, попутно наблюдая за его состоянием и проводя психотерапевтические мероприятия. Пациент был не из простых, и в 1936 году он же предлагает Моро де Туру второе путешествие: в Египет, Палестину, Сирию и ещё ряд мест в Малой Азии.
И снова Жак Жозеф Моро де Тур
Сейчас, пожалуй, уже доподлинно и не скажешь, что именно и в какой степени повлияло на Жака Жозефа - специфика пунктов назначения, постоянный контакт и беседы с пациентом, особенности ли тамошнего ганджубаса - а только получился из него, как сказали бы на нашем Крайнем Севере, настоящий охотник, однако. Ведь у хорошего охотника какой принцип выслеживания дичи? Принцип тождества. Скрадывая волка, ты должен думать, как волк. Отыскивая трюфель, ты должен думать, как трюфель. Ну а чтобы постичь сумасшествие, ты должен сам того... немного глуздом подвинуться. Так, на время, понарошку. Для этого нужно искусственное безумие.
«Чтобы понять обычную депрессию, - утверждал Моро, - необходимо пережить депрессию; чтобы постичь бред сумасшедшего, нужно начать бредить самому, но не теряя осознания своего безумия, не теряя способности оценивать психические изменения, происходящие в мозгу»
Сложно? Ничего подобного! - возражал Жак Жозеф. Не бывает сложностей с погружением в искусственное безумие, бывает плохая травка. Баловаться гашишем он начал с 1840 года, а в 1844 году в Париже, на острове Сен-Луи, что на Сене, в красной гостиной отеля де Лозен открыл «Le Club des Hashischins». Антураж в клубе был самым что ни есть арабским: ковры повсюду, резные ажурные столики, запах кофе, пряностей и благовоний, завсегдатаи в арабских бурнусах... Причём с типично галльскими чертами лиц... ну или хотя бы с типичным парижским акцентом.
Клуб оказался жутко привлекательным для столичной богемы: как же, экзотика! Шарль Бодлер и Теофиль Готье, Жерар де Нерваль... да что там - даже такие монстры пера, как Оноре де Бальзак и Виктор Гюго - и те порой заглядывали! Именно под влиянием впечатлений от клуба Александр Дюма-отец пишет некоторые сцены из своего романа «Граф Монте-Кристо». От клуба и от зеленоватого, с пряным запахом давамеска (записывайте: побольше гашиша, чуток экстракта шпанской мушки, мукатный орех, гвоздика, корица, сахар, фисташки, сливочное масло и апельсиновый сок, всё перетереть в зеленоватую пластичную массу). Натюрпродукт, прямые поставки из Алжира. Угощайтесь, психиатр за вами присматривает. Что, сам уже отведал? Ничего, он привычный.
Итоги собственных наблюдений Моро де Тур впоследствии описал в работе «Гашиш и душевные болезни» (Du Hachich et de l’Aliénation Mentale), которая была издана в 1845 году. Он же продвигает использование опиатов и других психоактивных веществ для лечения психических заболеваний. Так, в своих «Медицинских письмах о колонии душевнобольных в Гель» в том же 1845 году он пишет: «Опиаты (опиум, дурман, белладонна, белена, волчий корень etc.) являются превосходным средством подавления постоянного возбуждения у маньяков и периодических приступов ярости у мономанов»
Словом, Моро де Тура французы считают одним из основоположников французской клинической психофармакологии. Но вернёмся к вопросам наследственности психических болезней - в следующем посте.
***
P.S. Мой проект «
Найди своего психиатра» работает в штатном режиме. Если так случилось, что нужен грамотный, опытный, а главное - внимательный и корректный психиатр - обращайтесь. Что ценно в сложившейся ситуации - большинство коллег ведут онлайн-приём.
P.P.S. На площадке Sponsr (
Тыц) - мои статьи, которых не было (во всяком случае, столь прицельно и подробно) и не будет здесь. И здесь же есть возможность
получить автограф на мои книги.