От гигантов неба до забвения: Удивительная история дирижаблей.

Sep 13, 2024 08:36


8 июля 1838 года дата рождения графа Фердинанда Цеппелина, он по традициям предков пошёл по военной стязе. В учебном заведении помимо военных наук преподавались: статика и аэродинамика. Благодаря этому из учебного заведения Цеппелин вышел не просто офицером, а офицером с инженерным образованием. Также он посещал курсы технологии производства, экономики, химии, истории. Но как же ему в голову пришла идея по созданию летающего корабля?

В 1864 году король Карл 1 Вюртембергский сделал графа Фердинанда одним из своих адъютантом и назначил представителем Вюртемберга в генеральный штаб Пруссии. Из записей в дневнике Цеппелина мы видим тот момент, когда он заинтересовался летательными средствами и благодаря этому в будущем стал одержим идеей создания летающего корабля. А произошло это в 1870 году во время франко-прусской войны, когда 19 сентября замкнулось кольцо осады вокруг Парижа. И в этот момент в городе находилось двое братьев, известных воздухоплавателей Альберт и Гастон Тиссандье. За последующие 4 месяца осады Парижа над германскими позициями пролетело 66 воздушных шаров поднявшихся с территории города , на них было более ста человек.





Это невероятно поразило Цеппелина. И в возрасте 50 лет граф взобрался по карьерной лестнице до звания генерала-майора и генерала свиты Его величества. В 1874 году Цеппелин придумал основную идею своего судна: дирижабль должен быть большёго размера, должны быть двигателя , которые с помощью пропеллеров будут приводить в движение судно, чтобы оно могло подниматься на высоту и лететь горизонтально. Газовый баллон должен быть разделён на отдельные ячейки , чтобы их можно было поодиночке заполнять или опустошать.

В данном сообщении в своём дневнике граф Фердинанд называл дирижабль «поездом».

А основной его задумкой было использовать летательное средство в военных целях. Цеппелин называл сообщение об успехах Французских конструкторов, которым удалось продержаться в воздухе 23 минуты, толчком побудившим его к действиям.



В мае 1887 года граф Фердинанд передал королю Карлу Вюртембергскому свой Меморандум о воздухоплавании. 29 декабря 1890 года Цеппелин уходит в отставку и обращается к промышленникам. Которые в свою очередь помогают в проектных работах. И с 1 мая 1892 года началась совместная работа, год был потрачен на расчёты и чертежи. В результате инженер-конструктор Кобер облёк идеи графа Фердинанда в безупречную техническую форму. Как писал Цеппелин: «…Вся заслуга в осуществлении проекта принадлежит инженеру Коберу». И они вместе подали патентную заявку.

Множество различных экспериментов было проведено в институте материаловедения в Штутгарте, направленных на исследование прочности элементов конструкции, газонепроницаемость ткани подъёмных баллонов. А также уделялось время на изучение ветровой обстановки на Бодензее, где решили создавать воздушное судно.

4 ноября 1893 года начались комиссия из лучших специалистов по воздухоплаванию и различного рода расчётов. В результате обсуждений было выявлено множество недостатков в прочностных расчётах.

Однако Цеппелин считал, что все проблемы сводились к недостатку средств и к необходимости финансирования со стороны государства или крупных компаний. Но из военного министерства пришёл отказ на выдачу денег на проведение экспериментов. Решение было доложено императору и он выслал Цеппелину благодарность за старания и 6.000 марок. Граф Фердинанд оказался в крайне тяжёлом положении, у него не было денег на дальнейшую деятельность, но и сдаваться он не собирался. Цеппелин опубликовал статью, в которой изложил участь своего изобретения и его перспективы, а также обратился к общественности с призывом приобретать акции «Акционерного общества строительства воздушных кораблей Цеппелина».

И нашлось немало фирм и людей, которые всячески помогали Графу Фердинанду. К маю 1898 года Цеппелин добился учреждения акционерного общества содействия воздушным сообщениям с основным капиталом 800.000 марок, из которых 441.000 вложил лично граф Фердинанд. На полученные деньги был построен плавучий ангар на озере Бодензее.



Высота ангара была сравнима с шестиэтажным домом. Работы по созданию первого прототипа начались в январе 1899 года. И первый дирижабль LZ1 (Граф Цеппелин) был длиной 128 метров, диаметр составлял 11.25 метра, а объём 11.327 кубических метров.

Первый показательный взлёт должен был состояться 1 июля 1900 года, и его приехал наблюдать король Вюртемберга. Однако из-за неблагоприятных погодных условий, так как ветер достигал 10 метров в секунду, взлёт перенесли на следующий день. Хоть полёт прошёл не без происшествий, но и успех отрицать нельзя, воздушный корабль пробыл в воздухе 18 минут и смог развить скорость до 19.8 километров в час. Также не разочаровала и посадка судна: гондола даже не коснулась воды, а это значило, что посадку можно будет осуществлять и на суше.

17 октября состоялся следующий полёт, в результате которого судно показало новые результаты. Теперь воздушный корабль смог достичь высоты в 886 метров и провёл в воздухе 80 минут. Однако это не избавило экипаж от проблем во время полёта, набрав высоту, первый руль поворота заклинило, и пришлось пользоваться вторым рулём поворота и помогать носовыми пропеллерами, переведёнными на обратное вращение.

Спустя некоторое время граф Фердинанд занялся строительством нового судна- LZ3. И уже 9 октября 1906 года новый воздушный корабль зарекомендовал себя комиссии германского военного министерства. Спросите чем?

LZ3 во время своего полёта преодолел расстояние в 98 километров со средней скоростью 48,5 километров в час, и пробыл в воздухе 120 минут. Увидя такие результаты комиссия г. военного министерства прислала 500.000 марок на продолжение работ. И такую же сумму Германский рейхстаг возместил Цеппелину за трату личных средств на создание судна.

На появившиеся деньги уже в начале ноября 1907 года началось строительство нового дирижабля LZ 4. Специально для него фирма Даймлер разработала два мотора с мощность 105 лошадиных сил каждый. И это первый дирижабль с такой мощностью. Для обсуждения перспективности идей Цеппелина 26 декабря 1907 года имперское министерство внутренних дел вместе с военным, морским и другими организовали комиссию. В результате обсуждений военное министерство решило, что если дирижабль будет соответствовать требованиям, то графу Фердинанду в 1908 году дадут кредит в 2.000.000 марок для возмещения средств на постройку этого дирижабля, а также для сооружения следующего и на проведение экспериментов. В это же время правительственный консорциум в сотрудничестве с Цеппелином решил организовать специальную компанию для строительства воздушных судов военного назначения.

И вот 1 июля граф Фердинанд показал LZ 4 - это был успех, новое судно продержалось в воздухе 12 часов и за это время преодолело 340 километров. Воздушный корабль во время своего полёта пролетел над Фридрихсгафеном, Констанцем, Люцерном, а также над Швейцарскими городами Цюрих и Винтерхут. За такие невероятные результаты король Вильгельм второй Вюртембергский наградил Цеппелина золотой медалью, а союз Германских Инженеров - высшей наградой - медалью Грасхоффа. В честь графа Фердинанда во многих городах стали называть площади и улицы. 4 августа 1908 года LZ4 должен был побить свои предыдущие рекорды, однако во время полёта отказал передний мотор, а позже обнаружилась утечка газа. В связи с этими непредвиденными ситуациями пришлось сделать две посадки, первую в Нирштайне, а вторую у деревни Эхтердинген.



Один из дирижаблей Цеппелина с неисправностью в воздухе

К большому сожалению во время второй стоянки, когда дирижабль уже был закреплён - налетел сильный шквал. Якоря не смогли удержать такую громадину и дирижабль немного поднявшись в верх зацепился якорем за дерево, после чего упал на землю и загорелся. Узнав о разрушении LZ 4, обычные люди по собственной инициативе начали собирать пожертвования для помощи Цеппелину, чтобы он продолжил работу над созданием воздушных кораблей. Всего удалось собрать 6.096.555 марок, также граф Фердинанд из остатков каркаса дирижабля отчеканил памятные медали и их продажа тоже дала дополнительные средства для продолжения работы.

Цеппелин подготовил предыдущий корабль к полёту и 23 октября LZ 3 готов был к вылету. Король Вильгельм второй, осмотрев дирижабль, наградил графа Фердинанда высшим орденом Германии - орденом Чёрного Орла. Далее Цеппелин во Фридрихсгафеене основывает компанию «Люфтшиффбау Цеппелин». Для военного министерства был построен дирижабль LZ 5, он уже мог продержаться в воздухе больше суток, преодолеть расстояние в 600 километров и подняться до высоты 1.200 метров. Сигналы с летящего корабля принимались на расстоянии 150 километров - неслыханная в те времена дальность для подобного радиооборудования.

Также был построен дирижабль LZ 6 для мирного назначения. Он совершил шесть показательных полётов с пассажирами на борту. Из-за жалоб пассажиров на шум и качку во время полёта, граф Цеппелин построил LZ7 «Дойчланд», у нового корабля пассажирская гондола располагалась посередине, более чем в 70 метрах от моторов, в наиболее защищённой от качки зоне. В 1909 году было создано Германское воздухоплавательное акционерное общество ДЕЛАГ, оно занялось созданием сети пассажирских воздушных линий и коммерческой эксплуатацией цеппелинов. Уже в марте 1911 г. ДЕЛАГ обладал кораблями LZ6 и LZ8 «Дойчланд II», к сожалению из-за штормового ветра LZ7 «Дойчланд» разбился, совершив всего 6 коммерческих полётов.



Вскоре из-за ветра был уничтожен и LZ8. В последующие три года ДЕЛАГ приобрёл дирижабли: «Швабен», «Виктория-Луиза», «Ганза» и «Заксен». Подумать только, дирижабль «Швабен» имел три 150-сильных мотора, и развивал скорость до 72 км/ч. За всю свою эксплуатацию «Швабен» совершил 419 полётов по всей Германии и суммарно перевёз 2.435 пассажиров. На его борту подавались холодные закуски и алкоголь. С 19 сентября 1912 года начались даже заграничные рейсы. До августа 1914 года корабли ДЕЛАГа в сумме совершили 1.784 рейса, перевезя 28.000 платных пассажиров, и покрыли расстояние в 273.600 км..

Не успела начаться эра воздушных сообщений, как грянули выстрелы первой империалистической войны. К началу войны германская армия приобрела 11 боевых дирижаблей Цеппелина. Однако в первую же неделю от истребителей погибло 4 дирижабля. Они оказались совершенно непригодными для лобовых атак. Ведь они были медленнее истребителей и имели огромные размеры, так что попасть в них не составляло особого труда. За короткий срок Германия потеряла 40 воздушных кораблей, и было принято решение перебросить все оставшиеся воздушные судна на Восточный театр военных действий, где противник не располагал столь сильной авиацией.

За всю войну в Германии было построено 119 воздухоплавательных кораблей. Самый громадный из них LZ59 был построен в 1917 году, имел длину 227 метра, диаметр 24 метра и объём 68.500 куб.м., для сравнения длина «Титаника» 267 метров, а ширина 28,2 метра. Дирижабль LZ59 достигал скорости 103 км/ч, мог подниматься на 6.600 метров и перевозить на себе 52 тонны. Граф Фердинанд фон Цеппелин скончался 8 марта 1917 года в Берлине.

В 1918 году, после проигрыша Германии в войне, ей было запрещено строить современные средства ведения войны, а также крупные воздушные суда объёмом более 30.000 кубических метров. Однако Германия договорилась о строительстве дирижабля для передачи его в счёт репараций США. Характеристики у репарационного LZ126 были ещё более впечатляющими, объём 72.000 куб.м., длина 235 метров, диаметр сравним с девятиэтажным домом - 28 метров. Пять моторов «Майбах» по 350 лошадиных сил разгоняли эту громадину до 110 км/ч.

Уже в 1926 году ограничение на объём германских летательных средств было снято. И ДЕЛАГ для пассажирской линии между Европой и Америкой построил дирижабль «Граф Цеппелин», и снова рекордных размеров. Длина 235 м., диаметр 32,5 м., объёмом 105.000 кубических метров, по расчётам беспосадочная дальность составляла 14.000 км. при скорости 115 км/ч. Что было внутри у пассажиров? В пассажирской гондоле находились спальные кабины, мужская и дамская умывальные комнаты, салон для отдыха - он же столовая, а также имелась электрическая кухня.



На пути из Германии в Америку, над Атлантикой дирижабль попал в шторм, и матерчатая обшивка его нижней поверхности разлетелась в клочья, в результате чего устойчивость дирижабля сильно нарушилась. С 1929 года по 1936 «Граф Цеппелин» совершил более 500 рейсов, суммарно перевёз 16.000 пассажиров и преодолел 2.000.000 км. без аварий. Увидев перспективность воздушных перевозок людей на дирижаблях, в 1934 году начали строительство LZ129 «Гинденбург».



Он рассчитывался на 50 пассажиров и должен был добираться из Европы в Южную Америку за 48 часов, передвигаясь со скоростью 140 км/ч. Новый корабль был на 10 метров длиннее «Графа Цеппелина» и вмещал в себя 25 двухместных спальных кают, курительный салон, обеденный зал и библиотеку.



К сожалению к власти в Германии пришли национал-социалисты - гитлеровцы. По этой причине не удалось наполнить «Гинденбург» американским гелием, хотя при строительстве на это рассчитывали. Вместо гелия его заполнили водородом, что в дальнейшем и привело к трагедии. В 1936 году «Гинденбург» выполнил 60 полётов и было решено добавить в пассажирскую гондолу 20 двухместных кабин. 3 мая 1937 года он вылетел в Нью-Йорк и 6 мая появился над городом. В 17:45 «Гинденбург» проследовал к аэродрому Лейкенхорст и там в воздухе взорвался, из 98 человек находящихся на дирижабле выжило только 35.

Комиссия расследовавшая причину взрыва пришла к выводу, что дирижабль взорвался из-за утечки водорода и искры электростатического заряда. Также ходит версия о специальном подрыве воздушного корабля. Вот так и закончилась эра дирижаблей не успев начаться.



А как вы думаете, нужны ли нам дирижабли сейчас? И как их можно было бы использовать?

Up