О простоте зла

Jan 25, 2014 13:16

Я вижу, как общественная мысль движется в сторону агитации на Юго-Востоке, и хотел бы изложить свои наблюдения касательно того, с чем придется работать.

1. Основное
Главное, чем отличаются провластные индивиды (далее ПВИ) - это понимание самого характера власти. Для них каждая власть сама определяет поле и границы своего действия. То есть: эти границы не заданы никакими законами, правилами, принципами, они формируются самой властью - возможностями того, кто ее захватил (такую власть всегда захватывают). Умнику Фуко с его репрессивной гипотезой "закон создает преступника" ПВИ отвечает просто: "Не пойман - не вор", и даже: "Не наказан - не вор". Нет никакого абстрактного закона, что бы ни было записано в кодексах, уставах и конституциях; есть только реальность наказания или - избежания наказания. Т.е. что человек может сделать, используя захваченную им должность (неважно, выборную или назначаемую), то и есть его право, то и есть границы его власти. Возможно, вам будет трудно это понять, но это именно так, на любом уровне - от паспортистки до президента. Никакие методы не являются табу, даже если ПВИ они не нравятся. Вы можете заметить, что на самом деле это очень простая мысль, гораздо более простая, чем описание властных полномочий. Даже не "что дозволено", а "чего получилось добиться".

Отсюда, скажем, столь странный феномен, как поддержка гепы или овоща или даже восхищение ими. Они "добились"! Не следует считать, что ПВИ думает, будто власть его никогда не коснется, не захочет того, что есть у него или ему "положено"; но главная его валюта в расчетах с властью - покорность. Он знает, что власти всегда нужны союзники, и рассчитывает покорностью купить этот союзнический статус. И уже за этот союзнический статус получить какие-то плюшки, "дары" власти. Например, люди, которые были недовольны тем, что в их дворе вдруг строят церковь (напротив СБУ в Харькове), покорились гепе (Геннадию Кернесу, мэру) и получили обещание, что им покрасят подъезды. "Ну хоть шото".

гепа собственной персоной:


Ниже я подробнее покажу, как работает этот процесс. Пока замечу, что величайшим даром для ПВИ является делегирование власти на его уровень: он сам получает индульгенцию на такое же вульгарно-ницшеанское поведение. "Так устроен мир". Причем делегирование это происходит вне реального назначения на должность: оно происходит в сознании, в перестройке психики под такое социальное устройство. ПВИ с таким устройством психики автоматически включен в "стаю", весь репрессивный аппарат парадоксальным образом начинает его "защищать" (от нас, кстати), не теряя своего насильственного характера; именно в этом заключается чудовищная опасность захвата высших постов уголовниками: они запускают процесс превращения города/области/страны в аморальную пирамиду подавления.

2. Формы политического
Если вы читали "Психологию масс и фашизм" Вильгельма Райха (кстати, очень советую, если не читали), то знаете, что эта структура восприятия власти далеко не случайна. Дальше я опишу несколько базовых форм, которые принимает политическая сфера под давлением позиции ПВИ.

а) Приватизация

ПВИ не воспринимает власть и социальные отношения вне сферы приватного. Он в принципе не верит, что человек может действовать в каких-либо интересах, кроме своих собственных. Ниже я покажу, что именно считается "своим интересом", а пока замечу, что именно в этом коренится неколебимая вера ПВИ в то, что "политики все одинаковы". То, что гепа накопил миллиард за годы мэрства, ПВИ совершенно не беспокоит; он уверен, что и - кто там, Шумилкин? - крал все, что мог, а что украл меньше, так сам дурак.

В этом смысле никто из ПВИ не верит, что Ющенко чем-то отличается от овоща - просто второй "отвоевал" себе Межигорье, а Ющ какую-то жалкую гостиничку в Карпатах. "Отэто лох". В любом случае, "завоевания" начальников, от районного судьи до премьер-министра, ПВИ не касаются, в том смысле, что это все равно не было бы его. То, что политик хуже крадет, для ПВИ не является достоинством - это очевидно "более слабый союзник", у него меньше власти. А ПВИ, напомню, всегда включен в пирамиду власти, как минимум - психологически.

В этом смысле очень показательно, что "семья" - основная структура-бенефициар современного украинского государства. Точно так же для ПВИ горизонт политического и предел интересов - это его семья. Иногда - вообще только он сам. Но это не отменяет идентификации с "пирамидой власти", именно отсюда трепетная забота о фантоме "стабильности": чем сильнее власть, тем защищеннее себя чувствует ПВИ.

б) Меркантилизация

ПВИ, включившись в пирамиду насилия, признает только нижние уровни пирамиды Маслоу. Соответственно, "свой интерес" - это всегда интерес материальный или тот, что обеспечивает материальный. Отсюда, например, глобальная "коммунализация" образа гепы в Харькове. Он занимается "городским хозяйством", причем героически им занимается. Это не просто транслируют все пять (или сколько их там) городских каналов; все проблемы можно адресовать только ему, и он лично и демонстративно их решает.

Отсюда же проблемы в выстраивании образа овоща - обычно не совсем понятно, чем он может быть лично полезен ПВИ, кроме того, что большой и грубый ("сильный союзник"). И наоборот, каждый шаг овоща, который ПВИ оценивает как "лично полезный", воспринимается с восторгом. Любопытно, что обычно это газ - сланцевый или дешевый российский, неважно. Иногда еще бывают кредиты. И не случайно всякий раз объявляется, что кредиты будут потрачены на пенсии, соцвыплаты и стипендии - "лично полезную вещь". Как лавочки или крашеный подъезд.

Обратите внимание, что ровно такие же интересы ПВИ предполагает у всех политиков. Или у тех, кто пытается включиться в политический процесс. Отсюда святая вера в то, что "на майдане платят". В этой системе взглядов другой причины быть не может. Ведь за майдановцами ПВИ не видит пирамидальной структуры власти, т.е. заставлять их вроде некому. Ну и ассоциироваться со "слабой властью", т.е. всеми презираемой оппо, просто невозможно.

в) Патернализация (фюреризация)

Очевидно, что психологически такая структура восходит к фигуре властного отца. Об этом много и хорошо написано у Райха. Поэтому не случайно в ризоматической риторике овоща возник бог и отец. Не случайно мы сами вслед за "семьей" называем его "батя", и еще более точно - "ебатя". Заметим, что не всякий человек физиологически подходит на образ ебати. Например, наш голем-бабай и белорусский бацька - подошли. Но тот же путин слишком уж серенький и невыразительный для властного отца, поэтому его сразу принялись переопределять в эдакое призрачное божество, что вполне удалось. "Если не путин, то кот?". Везде, где появляется фюрер, происходит зачистка, опустошение сферы политического, ведь отец (бог) может быть только один.

Еще немного, и мы, как в России, перестанем воспринимать овоща как сравнимого с любыми другими политиками; тревожный симптом - то, что он набирает максимум в первом туре, т.е. он противостоит "всякой мелочи". Ясно, что дело в раздробленности альтернатив, тем не менее, "орда-под-отцом" противостоит, таким образом, более мелким группам, далеко не так "уповающим на лидера", как ебатины детки. Даже Тягнибок, любимая мишень фашистофобии, для "свободовцев" совершенно не такая фигура, как ебатя для ПВИ. Он действительно скорее "оперативный лидер", чем царь-батюшка. А в Харькове, например, гепе уже нет альтернатив. На отца, будучи ходячей карикатурой на человека, он не тянет, пришлось сделать из него genius loci или некоего комиксового паяца-супермена. Он один в городе, погруженном в коммунальный хаос, аки отважный бетмен или человек-паук, мечется с крыши на крышу, ныряет под землю, чинит, асфальтирует, покрывает плиткой и вскапывает клумбы. И ставит, ставит им лавочки.

Если обратиться к психологии групп, мы увидим, что оппозиционные партии для своих приверженцев - это "рабочие группы", у которых есть задача и цель, тогда как ПВИ во главе с ебатей - то, что Бион называл "группой базовых допущений". Тема это интересная, но развивать ее здесь нет никакой возможности.

3. Выводы
Вы не могли не заметить, что позиция ПВИ, которую я здесь описал, очень проста. Более того, она опирается на устройство человеческих сообществ от африканских саванн двухсоттысячелетней давности до... как мы видим, даже до современности. Это уровень, на который съезжает общество, если кто-то узурпирует власть и загоняет граждан в сугубо физиологическое функционирование. С другой стороны, наши ценности гораздо сложнее. Маркову во втором томе "Эволюции человека" приходится прибегать к математике и перемножать генетические вероятности, чтобы показать преимущества альтруизма перед внутригрупповым эгоизмом (который в случае ПВИ вообще стремится схлопнуться до пределов семьи). Нет никакой надежды, что мы сможем переубедить ПВИ аргументами - наши ценности в его структуре взглядов не просто абсурдны, они ложные ("вас зомбирует Америка"). А его ценности, в принципе, разделяет не то что обезьяна, но даже крыса. Сила зла, с которым мы боремся - в простоте. В первую очередь - в почти биологической простоте.

Что же можно сделать? В самом общем смысле - менять ситуацию. Овощ на золотом унитазе и вся пирамида овощей на поршах-кайенах заточили реальность под себя, катализировав фазовый переход обычных аморфных мещан в кристаллизованных ПВИ. "Вот как устроен мир". Сейчас мы занимаемся переделкой этой реальности. "Нет, мир устроен не так. См. Майдан". Самый чувствительный удар власти - альтернатива той картинке, которую они хотели бы транслировать телевизорами в мозг ПВИ (именно поэтому победа гепы в Харькове связана с полной зачисткой местных медиа; именно поэтому овощ сейчас активно пытается национальные медиа сломать). Это неплохо получается, и тактик здесь может быть (и реально применяется нами) миллион (и даже - наша вроде бы безнадежная агитация). Самое главное - это выбить почву из-под ног ПВИ, чтобы вся уютная пирамида власти-насилия зашаталась в его мозгу.

И тогда мы победим.

29 декабря 2013 г.

src: https://www.facebook.com/andrij.bondar/posts/10151746174131599

руководители, жизненный опыт, russia, ukraine, present, пределы человеческой психики, психология масс, life, social, присутствие интеллекта

Previous post Next post
Up