Sep 28, 2016 16:12
Разрешите и мне написать несколько слов в память о Шимоне Пересе, человеке интересном, необычном, прожившем на земле 93 года и за все эти годы не растерявшего оптимизма и энтузиазма. Хорошо это или плохо, я не знаю. Кто-то мудрый сказал: "Не то печально, что тело стареет, печально, что душа при этом остается молодой". Все эти 93 года люди относились к Пересу по-разному, кто-то любил его, кто-то терпеть не мог, но не было одного - равнодушия…
У меня есть собственные журналистские впечатления, поскольку мне в качестве радиожурналиста много раз приходилось брать у него интервью. Надо сказать, что задача это была непростая, поскольку мышление у него было образное, и переводить на русский язык то, что он говорил на иврите, следовало не "слово в слово", а так же образно. Это удавалось далеко не всегда, тем более, в прямом эфире . И тем "еще более", что, помимо образности, его речь была очень афористичной. Некоторые фразы были просто "золотыми россыпями", готовыми афоризмами. Помню, однажды, в период после смерти Рабина (но до 1997 года, когда партию Авода возглавил Эхуд Барак) в одном из интервью я задал Пересу вопрос о каких-то сложностях то ли в партии, то ли в правительстве, которые он возглавлял. То есть он собирался тогда принять какие-то решения, которые были не по нраву его коллегам, уж не помню, какие именно. "Вы не боитесь бунта на корабле?" - спросил я его. Он ответил готовым афоризмом, который я запомнил: "Тот, кто боится бунта на корабле, недостоин быть капитаном"… Историки и биографы Переса отмечают, что он никогда не признавал своих ошибок. Такой уж был у него характер. Выразить сожаление по поводу того или иного решения - он физически не мог. Я столкнулся с этим, когда несколько лет спустя интервьюировал его после очередного провала мирного процесса. Вопрос был сформулирован следующим образом: "Среди физиков есть такая шутка: если результаты эксперимента не подтверждают теорию, то…надо избавиться от результатов эксперимента. Нет ли у вас ощущения, что вы подобны такому физику, который выдвинул теорию, которую эксперименты не подтвердили. А вы все говорите о том, что эксперименты были проведены неправильно и надо их повторить. Может быть стоит признать несовершенство теории?" На моей памяти это был чуть ли не единственный случай, когда Шимону Пересу отказало чувство юмора, и он начал всерьез доказывать, что все обстоит именно так: теория правильная, а эксперименты плохие, нечистые…
Что ж, теперь это только воспоминания, не более того. Перес ушел в иной мир, а вместе с ним ушла эпоха. Он был частью этой эпохи, он был действительно большим человеком, но всего лишь человеком, со всеми своими недостатками и достоинствами.