ЕЩЕ РАЗ О РЭКЕ

Jul 05, 2014 11:30

В последние месяцы в Кнессете и в обществе активно обсуждается предложение (и не просто предложение, а целый законопроект) относительно закрытия Гостелерадио (Рашут а-Шидур), увольнения всех сотрудников, разрушения инфраструктуры "до основанья, а затем" строительства на этих развалинах нового общественного вещания, эффективного, конкурентоспособного и свободного от влияния политиков. Я конечно много чего мог бы рассказать насчет "до основания, а затем…", однако не стану, поскольку выпускники школы, именуемой Советским Союзом, это уже "проходили". О том же в одном из наших радиороликов на русском языке сказал и мой друг, актер Владимир Фридман, с которым мы, поверьте, не сговаривались. А еще я мог бы порассуждать о том, может ли вообще государственное вещание, если уж говорить о конкуренции и рейтинге, конкурировать с культивируемой безмозглостью вроде "Большого брата", бесконечной попсы, псевдо-уголовного шансона или другой «жвачки» для зрения и слуха. Я также мог бы выразить вполне обоснованный скептицизм насчет того, что в маленьком Израиле можно избавить СМИ от влияния политиков. Мол, "блажен, кто верует"! Как будто коммерческие телеканалы начисто лишены политизации! Не буду. Оставлю все это до лучших времен и перейду к вещам более близким и понятным...
  Оказывается, что за всеми потоками ругани, направленной против "дармоедов из Гостелерадио, жирующих за счет налогоплательщика", только сейчас многие вспомнили, что Гостелерадио - это еще и популярнейший второй радиоканал (Решет Бет), это и другие радиоканалы, транслирующие израильскую и зарубежную музыку, в том числе классическую, это еще и религиозный канал «Наследие» и, конечно, РЭКА. Вспомнили... и задумались: а не получится ли так, что с водой будет выплеснут и ребенок?
  Разные люди отвечают на этот вопрос по-разному. Есть и такие, которые, четко сориентировавшись в ситуации, написали доносы министру, натуральные доносы в советской стилистике 30-х - 40-х годов прошлого века, в которых обвиняют РЭКУ разве что не в шпионаже в пользу Японии. Зато все остальное присутствует: пропаганда христианства, обучение слушателей гомосексуализму, прославление «не нужных евреям» Чернышевского и Галича вместо «нужных» Черняховского и Агнона, вообще удушение любого голоса, говорящего об еврействе и иудаизме. Я не шучу. Мне пришлось отвечать на такой донос, под которым стояло 52 подписи. Правда, затем выяснилось, что подавляющее большинство из 52-х «ни сном, ни духом», а единичные «подписанты», которые действительно поддержали содержание письма, самого письма не читали и... РЭКУ не слушают. Как сказал мне один из них: «не слушаю, потому что это нееврейская, бандитская радиостанция». Если так, то, тем более, пусть отправленный ими донос останется на их совести, а я лишь отмечу, что речь идет о религиозных фанатиках, отгородившихся от мира собственным невежеством, выдаваемым за еврейское сопротивление злобным влияниям извне , и что их пример не является характерным для основной массы репатриантов.
  Я не о них. Я о вменяемом большинстве. Так вот, если судить по некоторым публикациям, то даже те вполне разумные и доброжелательные люди, которые поддерживают РЭКУ и не желают ее закрытия, объясняют это тем, что РЭКА - «радио для пенсионеров», а «наши родители к нему привязаны». Вот «ради стариков и стоит его сохранить». Господи, Боже мой, как же легко формируются стереотипы, и как трудно с ними бороться, и от них избавляться! «Марокканцы -бандиты с ножами», «эфиопы не пользуются унитазом», «русские женщины - проститутки», «в Израиле нет культуры», «РЭКА - радио для пенсионеров» - все это стереотипы примерно одинаковой степени обоснованности. Действительность весьма от них далека. Но, чтобы это увидеть, нужно знать факты. Вот вам факты, касающиеся РЭКИ.
  Согласно последнему опросу, проведенному, кстати, не РЭКОЙ, а по заказу учреждения, обслуживающего рекламодателей, за последний год слушаемость радио на русском языке выросла с 56 до 59% русскоязычной общины Израиля.  Из слушающих радио на русском языке 87% (!!!) слушают РЭКУ (в прошлом году было 76%). То есть, грубо говоря, это каждый второй, говорящий по-русски. Это 600 тыс. человек. Неужели пенсионеры составляют половину русскоязычного населения Израиля? Есть и более точные данные. Рейтинг РЭКИ среди возрастной группы от 18 до 35 лет составляет 55%. Возрастная группа от 35 до 55 лет дает примерно такой же рейтинг: 54%. Ну и, разумеется, среди людей старше 55 рейтинг еще выше. Вдумайтесь в эти цифры! РЭКУ слушает более половины молодых и относительно молодых людей! Какое же это «радио для пенсионеров»? С другой стороны, понятно, что люди старшего возраста имеют больше возможностей слушать радио. Совсем пожилые, сидящие дома, могут слушать вообще с утра до вечера. Молодые же слушают, как правило, в машинах - по дороге на работу и с работы. Или слушают избирательно - какую-то интересующую их конкретную передачу. Но слушают! Это совершенно естественно, и это характерно для любого радио! То есть Решет Бет, Галей ЦАХАЛ и прочие - тоже «радио для пенсионеров», хотя почему-то никто их так не называет!
  Возможно это явление вообще характерно для русскоязычной аудитории: с одной стороны высокомерие «культурной алии» по отношению к «аборигенам», а с другой - презрение ко всему, рожденному этой алией. С одной стороны отвратительное словечко «Израиловка», с другой - презрительное «ДРЭКА». С одной стороны «радио для пенсионеров», с другой - слушает каждый второй из числа «русских» в Израиле, слушает, но...как бы стесняясь этого. Интересно, что за рубежом, где нас слушают через интернет (в США, Германии и даже СНГ) никто всерьез не считает Израиль Израиловкой, а РЭКУ - чем-то недостойным...
  Я не говорю, что РЭКА - это радио уровня Би Би Си. Нам бы их базу! Хотя коллеги, скажем, с радио Свобода или Эха Москвы относятся к нам с уважением, в отличие от наших доморощенных критиканов, смакующих наши ошибки и проколы, которые, конечно же есть! Но еще раз подчеркну, что условия, в которых мы работаем, сильно отличаются от условий, в которых работают наши коллеги за рубежом. И, тем не менее, РЭКА - это свежие новости и журналы актуальных событий, это культура русская и культура еврейская, мировая и израильская, это спорт, музыка от ретро до современного рока и передачи для интересующихся нашей религией и традициями. РЭКА - это новости науки и политические дискуссии, это уроки иврита и уроки русского языка - для рожденных в Израиле. Мы максимально оперативны, хотя у нас нет корреспондентов на местах... Мы пытаемся быть интересными, хотя численность сотрудников за 20 лет работы сократилась вдвое... Мы пытаемся улучшать русский язык, притом, что на смене в редакции новостей у нас сидит один человек, тогда, как на радио Свобода - 3-4, а на Решет Бет - 5-6... Мы вводим новые передачи, хотя трудно требовать творчества от людей, «стоящих у конвейера». А мы - «стоим у конвейера» и должны выдавать продукцию, хотя надо было бы когда-никогда перевести дух, осмотреться и подумать... Мы работаем не «благодаря», а «вопреки». Но работаем, и я знаю, что работаем не впустую. Как нам это еще удается - не знаю. Надолго ли нас хватит - не знаю. Люди уходят на пенсию, болеют, наконец, просто устают. А новых - нет.
  К чему я веду? Да все очень просто. К тому, что РЭКУ, по крайней мере русскоязычную ее часть (а РЭКА на самом деле вещает на 15 языках) нужно расширить и пополнить новыми людьми, сохранив имеющийся коллектив, сохранив тех людей, которые, собственно, и определяют на сегодня ее высокий рейтинг. Нужна, конечно, новая, современная аппаратура, но главное: люди, люди, люди... Кстати, еще один стереотип говорит о том, что, мол, «только свистни», и сбегутся сотни прекрасных журналистов. Это тоже неправда, потому что нам нужны не все «прекрасные», а только такие, которые свободно владеют и русским, и ивритом, а таких очень, очень мало. Молодые плохо говорят по-русски, а у «зрелых» - хромает иврит. Я уже не говорю о дикции и «радиофонности» голоса. Это уже из области «мечт»...
  В последние дни мы слышали немало теплых слов и от деятелей культуры, и от политиков, которым мы искренне благодарны за поддержку. Авигдор Либерман рассказал, что инициатор демонтажа Гостелерадио, министр связи Гильад Эрдан после серьезных переговоров обещал, что русскоязычное вещание останется и, возможно, даже получит дополнительное финансирование. Рина Френкель, член специальной парламентской комиссии, готовящей закон об общественном вещании ко второму и третьему чтениям, со своей стороны обещает приложить все необходимые усилия для сохранения РЭКИ. Сам Гильад Эрдан разослал в русскоязычные СМИ сообщение для прессы, говорящее о безусловной необходимости русскоязычного вещания... Словом, надежда есть. Теперь дело за малым: выполнить обещанное.
Previous post Next post
Up