ТЕОРИЯ МОДЫ. Одежда. Тело. Культура № 20 (лето 2011)
Ингун Гримстад Клепп, Ардис Сторм-Матисен.
Мода сквозь призму возраста. Взгляд девочек-подростков и взрослых женщин на то, как одежда отражает их статус Идеал женского тела, к которому принято стремиться в современном мире, описывают как «не тронутое взрослением. и не несущее на себе печати материнства тело» (Franckenstein 1997), как «не испорченное беременностью» (Samuelsen 2001), «анорексичное» (Solheim 1998) тело подростка. На таком идеале настаивает сегодняшняя мода, предлагая нам одежду, которую можно охарактеризовать следующим образом: «простая, не имеющая большого количества деталей, часто сшитая из эластичных материалов и принимающая окончательную форму, только когда уже надета» (Pedersen 2000: 20). Современная одежда «не скрывает тела и не пытается скорректировать его форму, но выставляет его напоказ и подчеркивает его особенности» (Ibid.: 8). Иными словами, сегодня тело человека более открыто для постороннего глаза, нежели в 1800-е и в первую половину 1900-х годов, когда одежда в большей степени прикрывала его и формировала его очертания.
«Юные девушки хотели бы обладать фигурой, как можно более соответствующей тому образу идеального женского тела, который навязывают нам средства массовой информации. В нескольких словах ее можно описать так: высокий рост, худоба, недостаток веса» (Bengs 2000: 96). Взрослые женщины также соотносят себя с этим идеалом женского тела. Они уже достигли биологической зрелости, их организм уже прошел испытание беременностью. Но если перемены, которые женщина переживает в течение беременности, для нее желанны и в определенном смысле позитивны, это вовсе не означает, что она будет точно так же воспринимать ситуацию, если не сможет «снова стать собой», когда этот период ее жизни завершится,- ведь ее тело изменилось. Те, кто до беременности отличались крайней худобой, после родов обычно становятся еще более худыми, тогда как все остальные сталкиваются с серьезными проблемами, пытаясь сбросить лишний вес и вернуться к своим прежним формам. В дополнение к лишнему весу появляются и другие возрастные признаки. Фигура в целом приобретает иные очертания, в волосах появляется седина, кожа теряет упругость и покрывается морщинами, а сила тяжести неумолимо преображает «атрибуты женственности» - ягодицы и бедра, что далеко не в последнюю очередь влияет на весь облик женщины. По мнению самих женщин, эти изменения колоссальны. Постепенную, постоянную общую трансформацию зачастую сопровождают менее масштабные, локальные или временные перемены. Кроме того, на некоторое время женщина может оказаться в плену болезней, увлечения диетами, сопровождающегося «эффектом йо-йо», и т.п. Физические изменения, которые переживает зрелая женщина, уносят ее все дальше и дальше от заветного идеала - неиспорченного беременностью стройного девичьего тела с упругой грудью и крепкими ягодицами. Однако само выражение «снова стать собой» подразумевает, что женщины не готовы смириться с такими переменами. Ведь та «прежняя „я"», которую они себе представляют, обладала телом, не знавшим, что такое беременность.
... Когда зрелые женщины рассуждают о том, какая одежда могла бы им подойти, они обязательно упоминают ее цвет, длину, глубину выреза и особенности силуэта. Для них имеет большое значение то, как эти элементы сочетаются с особенностями фигуры. Руки, ставшие слишком массивными выше локтя, «кривоватые» ноги и другие недостатки (которые находят у себя сами женщины) можно замаскировать, если подходящим образом одеться. Таким образом, одежду, которая вам идет, можно рассматривать как средство, позволяющее вашему телу на протяжении всей жизни соответствовать господствующему идеалу красоты, даже несмотря на то, что сам он навязан нам модой.
Зрелой женщине труднее подобрать одежду по фигуре; к ее костюму предъявляются большие требования. Но в то же время такие женщины обладают богатым жизненным опытом. Приходя в магазин готового платья, они не чувствуют себя неопытными новичками; они говорят, что давно стали «продвинутыми экспертами», способными быстро определить, какие вещи им пойдут.
У телесной трансформации есть и другой, чисто практический аспект. Женщины вырастают из своей одежды. В 17 % случаев решение избавиться от старых вещей бывает обусловлено исключительно (или хотя бы отчасти) тем, что они стали малы (Klepp 2001). Но найти что- то на замену подчас довольно трудно. «Теперь я только и думаю, как бы найти что-нибудь, что будет на мне нормально сидеть». Несколько женщин сообщили нам, что одежда, продающаяся в магазинах, где прежде они были постоянными клиентками, больше на них не налезает. Они подозревают, что эти вещи рассчитаны на подростковую фигуру, которой сами они больше не могут похвастаться. Итак, теперь эти женщины вынуждены ориентироваться на другие, более дорогие марки и магазины.
Также взрослые женщины уверены в том, что «модные тренды» рассчитаны в первую очередь на молодежь, а выпускаемая под этими марками одежда скроена на подростковую фигуру. Сами же они должны больше ориентироваться на поиск собственного стиля и носить вещи, которые им просто идут.
Что думают зрелые женщины о взаимосвязи между модой и социальным статусом
Женщины по-разному оценивают современную моду, когда мысленно примеряют ее на себя, но как только речь заходит о молодых, ситуация кардинально меняется. Дамы не сомневаются, что все эти девочки выглядят очень «мило» и «привлекательно» в тех вещах, которые сами они уже никогда не смогут носить.
40-летие - это некий рубеж для женщины. Она готова признать, что «молодость» осталась позади, а значит, пора бы найти для себя новый, более солидный стиль. Одновременно она обеспокоена тем, как бы при этом не превратиться в матрону. И пока тинейджеры мучительно ищут ответ на вопрос, как занять достойную нишу между «малолетними ботаниками» и «бэйбами» (да еще поладить с мамочками, продолжающими лелеять в мечтах жуткий третий образ милой благовоспитанной скромницы), 40-летние женщины преодолевают не менее сложную ситуацию. Они слишком озабочены тем, чтобы одеваться подобающе для своего возраста; при этом они определяют, «что прилично», идя от противного, то есть пытаясь отсечь то, что кажется им неприемлемым.
В эпоху развитого капитализма состоянию тела и внешности придается особое значение. В сегодняшнем обществе потребления принято считать, что тело можно лепить как скульптуру, и если человек не имеет хорошей физической формы, это воспринимается как признак его моральной распущенности (Featherstone 1994: 113). Тело современного человека превратилось в моральный и социальный символ (Fr0ystad 2001).
И для девочек-подростков, и для взрослых женщин важно одеваться так, чтобы не выглядеть слишком молодо или слишком солидно. Респонденты из обеих групп полагают, что господствующие представления об «идеальной фигуре» более важны, чем мода на те или иные вещи. Из разговоров с подростками мы поняли, что, по их мнению, совершенно бесполезно рядить румяную толстушку в современные стильные, женственные вещи, потому что ее фигура уже сама по себе несовременна. С другой стороны, девушка, обладающая почти идеальными пропорциями, имеет возможность выбирать из огромного множества разнообразных стилей - и все равно непременно будет выглядеть модной. Взрослые дамы также убеждены в том, что их ровесницы, обладающие «подходящей фигурой», имеют больше свободы при выборе собственного стиля одежды. Требования, согласно которым следует «одеваться правильно», то есть сообразно своему возрасту, менее жестки для женщин с «юношеской» фигурой, нежели для тех, чье тело носит явные следы прожитых лет. Из этого следует, что отношение к совершенной фигуре в двух рассмотренных нами возрастных группах не так уж разнится. И хотя зрелые женщины воспринимают свой возраст как определенную роль и статус, к которым следует подобрать подходящий костюм, нельзя сказать, что они готовы с той же легкостью воспринять мысль о том, что тело также является отражением возраста. Они предпочли бы носить костюм «с налетом солидности», имея при этом молодое стройное тело,- это убеждение подкрепляют в них многочисленные статьи о моде и реклама.
Из этого следует, что отношение к совершенной фигуре в двух рассмотренных нами возрастных группах не так уж разнится. И хотя зрелые женщины воспринимают свой возраст как определенную роль и статус, к которым следует подобрать подходящий костюм, нельзя сказать, что они готовы с той же легкостью воспринять мысль о том, что тело также является отражением возраста. Они предпочли бы носить костюм «с налетом солидности», имея при этом молодое стройное тело,- это убеждение подкрепляют в них многочисленные статьи о моде и реклама.
...Совершенно очевидно, что юные девушки и взрослые женщины не хотят, чтобы их пути пересекались в сексуальной сфере. Но в то же время у нас осталось впечатление, что представительницам обеих возрастных групп легче «указать место другим», чем найти собственное.