ТЕОРИЯ МОДЫ. Одежда. Тело. Культура № 19 (весна 2011)
Софи Вудворд.
Комфорт и фантазийная одежда. «Мое истинное я» и невидимое пространство дома ...Существует распространенное мнение о том, что одежда - средство выражения индивидуальности, то есть в ситуациях, в которых предполагается меньше правил и традиций, связанных с костюмом, одежда может быть редуцирована до вопросов идентичности. Материал моего исследования решительным образом противоречит этому предположению, поскольку женщины не просто считают, что существует много правил, указывающих, что можно и чего нельзя носить, но и полагают, что одежда не может восприниматься как способ выразить индивидуальность. И никакой другой вид одежды не демонстрирует это с такой отчетливостью, как домашняя одежда. Проиллюстрируем это примером. Соня, британка азиатского происхождения, в момент исследования писала диссертацию и, соответственно, проводила большую часть времени дома одна. Как правило, каждый день она надевала очень похожую одежду: штаны свободного покроя и водолазку в темных тонах. Приглашения на светские мероприятия вызывали глубокие размышления над тем, что надеть. ...Размышления связаны с тем, что она должна учесть «видимый» контекст и что на подобных мероприятиях она хочет «выделяться» и выглядеть не как все. Таким образом, она хочет, чтобы ее наряд был оригинальным именно на светских мероприятиях. Однако когда она дома одна, свободна от социальных ограничений в том, что надеть, когда никто ее не видит, она не стремится выражать собственную индивидуальность, а, наоборот, как и большинство женщин, которых я интервьюировала, предпочитает крайне стандартную одежду: свободную однотонную одежду темного цвета.
О взаимоотношениях трех различных сфер одежды говорили практически все женщины в моем исследовании, и в этой связи возникла общая для всех тема-которую из этих сфер женщины воспринимают как «свое подлинное я». Никто из тех, с кем я разговаривала, не видел ее в одежде для работы, и большинство женщин воспринимали в качестве «своего подлинного я» свое «домашнее я», а некоторые, преимущественно женщины помоложе, воспринимали таким образом свою одежду для выхода в свет. В отличие от общепринятого мнения, выражение подлинного «я» через одежду не столько состоит в выражении индивидуальности, сколько ориентировано на привычку.
ТЕОРИЯ МОДЫ. Одежда. Тело. Культура № 19 (весна 2011)
Мария Федоренко.
Одежда, которую никто не видит ...позволим себе суммировать полученные результаты. Прежде всего можно с уверенностью отметить, что большинство участников опроса, приходя домой, предпочитают переодеваться и переобуваться. Между тем в других странах люди часто ходят по дому в уличной одежде и обуви, да и в России в некоторых домах еще сохранилась та же традиция.
Почему же мы переодеваемся? Большинство участников проявляют таким образом инстинкт бережливости - иногда вполне рациональный, а иногда основанный на неосознаваемом опыте, который передали нам бабушки и дедушки. Он появился во времена советского дефицита и остается живучим. В то же время домашняя одежда - это способ почувствовать себя комфортно, оказаться «в своей тарелке», расслабиться. Многим нравится носить старую одежду, которая настолько привычна, что не ощущается, исчезает из сферы нашего внимания, тем самым уменьшая количество раздражителей и освобождая эмоционально-чувственное пространство. Это особенно важно дома, где мы отдыхаем и восстанавливаем силы.
Поношенная одежда, которую мы носим только дома, также позволяет нам нарушить запрет на неаккуратность, таким образом став немного свободнее и проявив свою индивидуальность.
В то же время респонденты смогли назвать виды и типы домашней одежды, которую они считают неприемлемой. Сопоставив ответы, мы увидели, что критика в этом случае направлена вовне и не относится к самим участникам опроса. Это позволяет говорить о том, что многие люди не готовы видеть своих домашних лишенными определенных социальных масок, которые ассоциируются с «уличной» одеждой. А вот к своему отражению к зеркале они относятся более лояльно.