Эми Джилланд (
Amy Gilliland)
“Часто на родах, пока я касаюсь своей рукой руки женщины, напоминая ей о дыхании, ещё чья-то рука находится во влагалище женщины, исследуя родовые пути; у женщины широко раскрыты глаза, она пытается уйти от этого, просит прекратить... А что делать мне? Что мне-то говорить? Как сделать всё правильно? Я ненавижу это. Ненавижу. Так не должно быть!" [из электронного письма; подобные письма я получаю в течение многих лет]
Дорогая Доула,
Мне хотелось бы ответить, что такое случилось только с тобой, что такие вещи бывают редко, что люди от этого не страдают, что такое отношение к пациентке в родах не травмирует её и что в моей переписке больше нет примеров такого отношения. Но только всё это будет неправдой.
Я бы мечтала объяснить ход мыслей медиков в этой ситуации; или глубже понять причину, по которой люди думают, что они всё делают правильно; или что это не имеет никакого значения для личности, находящейся в теле, к которому они сейчас прикасаются. Но мне трудно даётся такое понимание.
Что я могу сказать? Этот медик почему-то забыл, что он имеет дело с человеком, а не только с телом. С дистанцированием, которому учат медиков для профилактики профессионального выгорания, что-то пошло не так; настолько не так, что они позабыли: в теле, к которому они прикасаются, находится человек, и это человек реальный, а не просто героиня клинического случая, который им достался. У пациентов же дистанцирования не бывает - всё происходящее воспринимается целиком, а значит, влияет как на тело, так и на психику. Возможно, данного медика никогда этому не учили; или учили, но эти знания похоронены где-то в глубине...
Мы же должны фокусироваться на клиентке, на человеке, живущем в этом теле. В ситуации, когда остальные участники родов не слушают (не слышат!) женщину, мы - её голос, её проводник. Мы те, кто напоминает: в этом теле живёт человек, и этот человек - ценность. Что же можно сделать?
- Станьте голосом женщины: озвучьте происходящее.
“Доктор, я слышу, как "Мария"(имя клиентки) говорит: "нет", "не надо". Вы слышите?”
“Мария", Вы просите доктора перестать?”
“Доктор, у нас экстренная ситуация или Вы можете ненадолго прерваться, чтоб "Мария" немного передохнула?"
Кристина Мортон и Элейн Клифт в своей книге "Посланницы Родов. Доулы и Возрождение Женщины. Америка: Роды с Поддержкой" (Christine Morton & Elayne Clift. Birth Ambassadors. Doulas and the Re-Emerging of Woman - Supported Birth in America) обсуждают "проблему взаимодействия" доул и врачей в ситуации, когда доула просит доктора остановиться и объяснить свои действия. Это одна из главных причин, по которой медики не любят доул. (По-моему, в родах очень важно наличие информированного согласия). Когда мы останавливаем доктора или акушерку, это выглядит как перехватывание инициативы, поэтому должно быть ясно, что мы говорим не сами, от имени клиентки, чей голос не был услышан, хоть и прозвучал.
- Если медик не останавливается, обратиться к его коллеге (например, медсестре).
“Сестра, я слышала, как "Мария" говорила "нет", "не надо". А Вы слышали?"
“Мария", Вы хотите, чтоб сестра попросила доктора остановиться?”
“Сестра, если у нас экстренная ситуация, Вы можете кратко объяснить "Марии", почему доктор не прекращает это делать? Ей нужно это знать, это важно для её состояния."
Иногда медики не останавливаются просто потому, что считают: они сделают всё быстро, и им нужно просто закончить. Если это не угрожающая жизни ситуация, то такое поведение эгоистично, потому что желание всё скорее закончить ставится выше заботы о пациентке и её потребности понимать, что происходит. К несчастью, таковы прерогативы медиков. Как доулы мы встречаемся с самыми разными откликами на потребность наших клиенток в доброте и сочувствии докторов и акушерок. Часто отсутствие этих вещей в системе родовспоможения и есть причина, по которой доулу приглашают на роды.
- Если медик прерывается, устанавливаем с ним контакт. Поблагодарите его - искренне. Потом помогите клиентке получить информацию, особенно о том, что она может ощутить. Поощряйте контакт "глаза в глаза" и дружеские прикосновения между медиками и клиенткой (если это возожно).
Ваши цели:
- Помочь клиентке не чувствовать, что к ней относятся как к объекту, медику - не попасть в ловушку объективизации (отношения к телу как к чему-то отдельному от человека, его внутренней жизни).
- Пoмочь в получении необходимой информации о том, что сейчас происходит и по какой причине.
- Помочь клиентке заране получить информацию, что сейчас произойдёт и что она может почувствовать.
- Помочь установлению доброжелательных отношений между врачом, акушеркой, медсестрой и клиенткой, если это возможно.
“Спасибо, доктор. Мне кажется, "Марии" нужна передышка. Вы не могли бы объяснить, что происходит?"
“Что "Мария" почувствует в ходе процедуры?”
“Какие ещё процедуры и специалисты могут понадобиться?”
“Мария", что Вы хотите рассказать доктору (акушерке) о том, что Вы чувствовали в этот момент? О том, почему Вы это чувствовали?”
Если врач или акушерка не интересуются чувствами клиентки, покажите, что Вам это важно:
“Мария", Вы не хотите рассказать мне, что Вы почувствовали или почему Вы так чувствовали?"
- Что если ситуация и вправду экстренная, и у врач\акушерки нет ремени остановиться?
Если работа врача или акушерки в данный момент требует предельной концентрации, не нужно им мешать. В таком случае обратитесь ещё к кому-то из персонала (например, к медсестре).
“Сестра, я вижу, что "Марии" страшно\она в ужасе (обязательно назовите эмоцию) от того, что происходит и от той боли, которую она чувствует. Вы не могли бы привлечь к этому внимание доктора\акушерки и кратко объяснить нам, почему доктор\акушерка не могут прерваться?”
Используйте рекомендации Пенни Симкин (Take Charge Routine) из её книги "Партнёр в Родах" (The Birth Partner), чтобы помочь женщине пройти через болезненную процедуру.
Если рядом нет медсестры или она также занята, действуйте сами.
Продолжение в следующем посте.