[Disclaimer (нажмите, чтобы ознакомиться)]опытные (вело)туристы, случайно попавшие сюда из поисковика, не читайте данный текст - вам будет смешно и/или неинтересно. Да, это скучно описанная плохим языком история того, как два нуба-матрасника, не любящих не то что бездорожье, а даже грунтовки, выбрались в первый свой... по вашим меркам даже не велопоход, а продолжительные асфальтовые велопокатушки и как они прятались от дождей и страдали по поводу дороги. И ночевали даже не в палатке, а в гостиницах. И питались не кашей из котелка, а в общепите. И вообще это всё грустно и смешно. Мы и не претендуем. Отчетик писался в первую и последнюю очередь для себя , с целью немного освежить в памяти события. И только лишь.
Подробный трек с графиком высот тут:
Просыпаемся по обыкновению недостаточно рано, но всё-таки и не так, чтобы поздно. На улице серо, хмарно, но вроде сухо. Неторопливо завтракаем и выезжаем на пару часов в город - посмотреть, пройтись, купить магнитик.
Успеваем пройтись по небольшой площади на берегу Магистратского озера
Но когда почти добираемся до центра - а точнее, до площади Кайки - начинается проливной дождь. Приходится срочно искать хоть какое-то укрытие, им оказывается небольшой домик в фахверковом стиле с сильно выступающей крышей. Там и приходится ютиться примерно с полчаса. Когда дождь начинает слабеть - примечаем у соседнего дома табличку, обещающую сувениры и магниты. И точно, в небольшом подвальчике там оказывается местное турагентство, среди прочего торгующее и сувениркой. Выбор, прямо скажем, скуден, но более-менее приличный магнит находится - из мягкого пластика, смахивающего на плотную резину. Ну, не заламинированная бумажка, и хорошо. Поскольку пережидание дождя укоротило и без того негустой запас времени (сегодня еще переход 70+ километров) прогулка оказывается скомканной - через небольшую эспланаду с обязательным памятником Второму Ване на мини-набережную, затем еще чуть-чуть по ближайшим окрестностям.
Музей Вармии и Мазур. Собственно, от дождя прятались буквально за углом.
После дождя небо более-менее очищается, и даже временами проглядывает солнце. Однако наше время истекло, нужно двигать за вещами и в сторону Ольштына. Простившись с Халиной (пан Вецлав был приветлив, но не особо гостеприимен, и ушёл куда-то еще до нашего окончательного отъезда), и отъехав на пару метров, вспоминаем вчерашнюю настоятельную просьбу Хохи поставить ей ручку газа (pas-контроллер не всегда успевает среагировать на ее не очень быстрое кручение педалей в горку и запустить мотор). Приматываю ручку на волшебную синюю изоленту (полноценно на руль ее сейчас не водрузить - грипсу без шприца с водой не снять). Держится так себе, но пользоваться более-менее можно. Пока сойдёт, а потом подумаем... Забегая вперед - думать не стали, так до дома и доехала. Устроило. По выезду из Никутово опять начинается подъем, а затем и грунтовка, правда, сравнительно приличная и непродолжительная, а главное - почти сухая. Что на фоне утреннего дождя несколько странно. Но тем не менее. Попетляв немного, выбираемся на шестисотую дорогу - второстепенное малонаселённое двухполосное шоссе, живописно обсаженное с двух сторон деревьями. Единственный минус в сочетании небольшого, но почти постоянного набора высоты и ветра, традиционно дующего в морду, пусть и не так сильно, как пару дней назад. Вокруг почти постоянно тянутся то поля, то какие-то небольшие поселения. Иногда встречаются автобусные остановки, но честно говоря, ни в этот день, ни в предыдущие самого автобуса мы так и не увидели, видимо, весьма редкая птица. Проезжая относительно большую деревню Грабово, обращаем внимание, что во многих дворах - да порой и просто на улице - в ней установлены забавные деревянные скульптуры: люди, гномы, животные… Но небо уже опять полностью затягивается не то облаками, не то тучами, поэтому останавливаться доставать фотоаппарат желания не возникло. Зря, конечно. Нужно, нужно все же разжиться какой-нибудь небольшой мыльницей, убираемой в карман и оперативно доставаемой в таких случаях. Всё лучше, чем ничего. Вскоре после выезда из Грабово пролетаем по весьма душевному 3-4 процентному спуску продолжительностью метров 800 (жаль, что такому короткому) и влетев в деревеньку Борове, опять попадаем под дождь - не то, чтобы сильный, но способный основательно намочить. Уже почти привычно прячемся на автобусной остановке. Напротив остановки на каком-то большом деревянном сарае висит рекламный плакат с крупной надписью AQUARIUS. Хоха решает, что это реклама фирмы по сборке компьютеров, принадлежащей их конторе.
Сарай с рекламой.
Логотип «нашего» Аквариуса.
Однако при более внимательном рассмотрении оказывается, что это реклама местной школы дайвинга, а шрифт логотипа просто схож. Дождь закончился минут через 20, довольно быстро развиднелось, асфальт тоже подсох быстро. Почти сразу пришлось отработать предыдущий спуск и подняться практически на такую же высоту. Спускаться-то было гораздо приятнее и быстрее… К счастью, подъем длится недолго, а затем, когда дорога входит в лес, начинается почти плоскач с чередующимися некрутыми спусками-подъемами. На одном из таких спусков замечаю, что Хохи сзади нет. В целом штатная ситуация - на спусках и по плоскачу зачастую я уезжаю сильно вперед, на заметных подъемах наоборот. А тут еще дорога петляет каждую пару сотен метров, что дальнему обзору не способствует. Решаю доехать до конца очередного спуска, остановиться и подождать. Доезжаю. Стою. Жду. Минута. Две. Три… Воображение пытается подсунуть какой-нибудь неблагоприятный вариант событий. Пока отгоняю его, разворачиваюсь и еду обратно, посмотреть, в чём там дело. Метров через 600 из-за очередного поворота как ни в чём не бывало выруливает Хоха. Оказывается - позвонил поросёнок, она, естественно, не стала разговаривать на ходу и остановилась. Поросёнок звонил из лагеря, весьма озадаченная тем, что через несколько дней конец смены и вожатая сказала, что её в списках на следующую смену нет. Интересное кино, я ж собственными руками оплачивал и получал путёвку… Решаем, что вечером будем письменно связываться с замдиректоршей, пусть выясняет, куда путёвка делась. Проезжаем Рыбно (Rybno) - ничем не примечательный посёлок из стандартных оштукатуренных индивидуальных панелек. По шестисотой нам ехать еще шесть километров, до Кавенчына (Kałęczyn). Пока дорога особо не меняется - небольшие холмы, лес либо поля с обязательными деревьями вдоль отсутствующих обочин, машин мало. Жить можно. В Кавенчыне сворачиваем с шестисотой трассы на совсем уж межрайонную дорогу. Асфальт портится, но в разумных пределах. Остается уже немного до Дзвежут (Dźwierzuty), где сегодня намечен обед в баре... при заправке. Ничего более другого на гуглокартах при планировании маршрута мы не нашли. Доехав до Дзвежут, решаю сперва отклониться на пару сотен метров от трека и заехать в место, на карте смахивающее на центральную площадь - может там найдется какой продуктовый с готовой едой или неучтённая гуглем кафешка. Не нашлось, да и площадью данное место назвать оказалось сложно. Едем к заправке. Велосипеды ставим под окно домика, связав цепью между собой, баулы решаем не снимать. Подъехавшие через какое-то время местные такими условностями не заморачиваются и оставляют велы а ля натюрель. Но им проще. Внутри бар оказывается вполне приличной, чистенькой фастфудной. Работают пан средних лет - он готовит - и пани несколько помоложе, принимающая заказы. В меню 5-6 разновидностей одного и того же: если запихнуть начинку в толстую лепешку - это будет гирос. Если ее же залить яйцом - тортилья. А если завернуть в тонкий лавашик - то кебаб. Ну и фрытки, конечно. В целом съедобно и не очень дорого. Перекусить сойдёт. Отдыхаем и перекусываем минут 40. Выезжаем из Дзвежут и опять сворачиваем на мелкую дорогу межрайонного масштаба. Километров через 15 расчистившееся за день небо постепенно вновь затягивается облаками, а вскоре, проехав Прейлово (Prejłowo) и свернув на дорогу, уже ведущую к Ольштыну, замечаем ползущую спереди (а ветер по прежнему в рожу, правда, сегодня мы часто движемся галсами) и чуть справа большую тёмную тучу. С робкой надеждой, что может быть, оно стороной пройдёт, нажимаю посильнее на педали. Впереди начинается лесок, в котором оказывается неплохой, хотя и не такой душевный, как за Грабово, спуск. Но не пронесло - незадолго перед выездом из леса начинается дождь, быстро переходящий в ливень. Останавливаемся и, балансируя между кромкой асфальта и кюветом (обочины на подобных дорогах - непозволительная роскошь) примерно с полчаса пережидаем дождь. Хорошо ещё, что начался он именно здесь, где дорога опять обсажена деревьями. Ливень сильный, и крупные его капли частично прошивают листву дуба, под которым мы прячемся. Приходится экипироваться самим и натянуть чехлы на велорюкзаки.
По окончании дождя едем дальше и чуть меньше, чем за час добираемся до окраин Ольштына - здесь трек проходит по чистенькой, но унылой промзоне. Появляется велодорожка (нарисованная на тротуаре) - несколько сотен метров по правую руку, затем переходящая на противоположную сторону, через полтора километра возвращающаяся обратно и через пару сотен метров... просто исчезающая вместе с тротуаром. Впрочем, скоро промзона заканчивается и начинается сам город. Дома - панельные пятиэтажки (внешне раскрашенные в яркие цвета, как и обычно), тротуар - убитая вусмерть тротуарная плитка образца семидесятых годов (да-да, те самые бетонные квадратные плиты полметра-на-полметра, которыми любили мостить площади в СССР тех годов). В географическом центре города дома сменяются на панельные же двенадцатиэтажки (раскрашенные же). Но плюс - дома стоят не скученно, а группками на большом расстоянии друг от друга, улицы довольно широкие, чувствуется простор. Погода пасмурная, седьмой час вечера. Начинает капать дождь. Несколько минут пережидаем его под навесом какого-то большого полустеклянного ТРК, как только он ослабевает - едем дальше. Осталось уже не очень много, выехать на противоположную окраину, к озерам. Ближе к старому городу архитектура вокруг становится интереснее, но и движение поинтенсивнее, и чувство простора пропадает. Проезжаем мимо довольно интересного здания мэрии. Но разглядывать его уже особенно не хочется. Сразу за мэрией опять появляется велодорожка, ведущая мимо старого города под не особо длинный, но довольно крутой спуск. Сюда мы придём завтра. Переходя очередную улицу видим то, чего в нашей стране скорее всего не будет никогда - переход для велосипедистов, на котором официально можно и нужно ехать, а не идти пешком. Правда, на всякий случай все же стоят таблички - мол, роверисты, вы это, по сторонам смотрите и будьте осторожнее. Под усилившимся дождём напоследок выпускаю на волю свой топографический кретинизм, сперва свернув на кольце слишком рано, затем, поняв это и вернувшись, пропускаю следующий (верный) поворот и веду несколько вкругаля вдоль большой трассы и по пустырям. Крюк, впрочем, получается небольшой и почти сплошняком по велодорожке. В восьмом часу вечера наконец подкатываем к домику с большой надписью на фасаде: Hotelik u Sąsiada. У соседа, то бишь. Хозяйка, пани Божена, полька чуть старше средних лет, не моргнув глазом определяет велосипеды в гараж и выдаёт ключи от номера. А ещё она очень неплохо говорит по русски - за прошедшие дни мы от этого несколько отвыкли. Кроме того, уже дома, вернувшись из поездки и разбирая бумажки с записями, обнаруживаем, что мы на полтора часа опоздали ко времени заезда - заявлено, что заселиться нужно было было до шести вечера, а мы этот момент прошляпили. Однако никакого неудовольствия по этому поводу пани Божена не высказала. Номер у нас оказывается трёхместный, впрочем, быстро вспоминаем, что именно его и заказывали - двухместные уже все разобрали. Вполне просторный. Слегка раскидав вещи, идём в ближний яхт-клуб поужинать. Подходим к ресторации с некоторой опаской - не закрывается ли уже. Но нет, всё в порядке. Меню скудновато, обслуга говорит только по польски, еду несут долго, на другом берегу озера начинается концерт и бухает какая-то местная попса… Но принесённое оказалось вполне вкусным. А при попытке заказать пиво методом тыка в меню официантка произносит: «То есть гжана…» Видя наши недоумевающие лица, повторяет: «Гжана…» На всякий случай решаю не рисковать. Как оказалось впоследствии - правильно делаю, дней через пять, уже в Гданьске узнаю у англоговорящей квартирной хозяйки, что гжане пиво - это горячее пиво с пряностями, этакий глинтвейн. После ужина пешком идем в местный лидл (примерно километр) - на наше счастье он работает аж до десяти, возвращаемся из него уже в сумерках. Громкое «умца-умца» с противоположного берега озера доносится и в номер через закрытые окна, заканчивается концерт только глубоко заполночь. Обратная сторона медали жизни на озере, что поделать. Завтра днёвка и осмотр старого города.