41 год назад, 3 июня 1973 года, во время второго демонстрационного полета на XXX Парижском международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже, потерпел катастрофу самолет Ту-144 СССР-77102 (з/н 10012) вблизи южной части городка Гуссенвиль, в шести с половиной километрах от аэропорта Ле-Бурже. В результате превышения допустимой перегрузки, произошло отделение консоли левого крыла, с последующим разрушением самолета в воздухе. Обломки Ту-144 разбросало по территории 1000 на 500 метров. В городке Гуссенвиль были разрушены 5 домов и 20 повреждены. В катастрофе погибли 6 человек на борту Ту-144: КВС М. В. Козлов, второй пилот В. Н. Молчанов, руководитель испытаний В. Н. Бендеров, ведущий инженер по испытаниям Б. А. Первухин, штурман Г. Н. Баженов, бортинженер А. И. Дралин; а также 8 человек на земле, включая 3 детей. Ещё 25 человек на земле получили ранения.
9 июня 1973 года останки экипажа после судебно-медицинских исследований отправлен в Москву. 12 июня 1973 года состоялись похороны экипажа на Новодевичьем кладбище.
Для расследования катастрофы в Москву на нескольких Ан-22 были перевезены все собранные во Франции обломки самолета, которые были выложены в ангаре МИК ЖЛИиДБ на специально установленном деревянном макете.
6 февраля 1974 года было сделано официальное сообщение:
Сообщение о расследовании катастрофы самолета Ту-144 при выполнении демонстрационного полета 3 июня 1973 года на авиационном салоне во Франции.
Французская комиссия по расследованию катастрофы самолета Ту-144 закончила исчерпывающие исследования всех материалов и обстоятельств катастрофы. Комиссии помогала группа советских экспертов, которые оказывали ей наиболее полное содействие, ей также содействовали компетентные организации, проводившие работу в СССР. Французские и советские специалисты единодушно пришли к заключению о том, что не было выявлено никакой ненормальности ни в конструкции, ни в общем функционировании самолета и его систем. Вмешательство человеческого фактора представляет собой, таким образом, наибольшую вероятность. Гипотеза, которая упоминалась чаще всего, учитывает два факта. С одной стороны, самолет «Мираж-3Р» находился вблизи самолета Ту-144. Хотя расследование установило, что не было реальной опасности столкновения между двумя самолетами, для советского пилота это могло быть неожиданностью, и он мог внезапно произвести манёвр для уклонения. С другой стороны, член экипажа - руководитель летных испытаний находился в пилотской кабине самолета Ту-144 и не был привязан. Возможно, что последние эволюции самолета Ту-144 могли вызвать падение этого члена экипажа, вероятно, державшего кинокамеру, что происходило в условиях, вызывающих временную блокировку действий пилота. Эта гипотеза не учитывает, однако, все отмеченные факты, и не было найдено никакого материального доказательства ни для того, чтобы её подкрепить или опровергнуть.
В этих условиях комиссия по расследованию и советские эксперты пришли к заключению, что причины катастрофы должны быть объявлены не установленными, и дело закрыто