Югославские Каравеллы

Jan 05, 2014 22:28

27 мая 1955 года в небо поднялся один из первенцев реактивной пассажирской авиации со звучным названием Каравелла. Французский реактивный авиалайнер, после испытаний, вышел на регулярные пассажирские линии уже в 1959 году. Самолет приобрел такую большую популярность, что находился в производстве до начала 70х годов. Экспортировался во множество стран мира, одной из которой была до недавнего времени братская нам Югославия. Сегодняшний рассказ будет об истории эксплуатации самолета Sud Aviation SE 210 Caravelle в Югославии.




Прежде чем начать повествование об Югославских Каравеллах, стоит поведать читателю об истории братства СССР и Югославии, чтобы стало понятно, как французский самолет попал в страну некогда социалистического строя. После Второй мировой войны Югославия стала социалистической федерацией, состоявшей из шести союзных республик под названиями Демократическая Федеративная Югославия. В конце 1940-х гг. возникли разногласия между лидером коммунистической партии Югославии Иосипом Броз Тито и Иосифом Сталиным, что привело в 1948 году к разрыву отношений с СССР. После смерти Сталина хоть дипломатические связи были налажены, но Югославия не стала членом Организации Варшавского договора, и даже создала “Движение неприсоединения”.

Режим Иосипа Броз Тито играл на противоречиях между государствами капиталистической и социалистической систем, что позволяло Югославии в послевоенные десятилетия развиваться быстрыми темпами. Кроме того Югославия всегда выступала посредниками между капиталистическими и социалистическими странами, такими как Китай и Кампучия. Из-за этого Югославия была в угоду западному миру. В результате Югославия имела право выбора при закупке авиатехники, кроме того, сами западные страны способствовали вовлечению Югославии к закупке их военной техники.

Теперь читателю становится ясно, каким образом французский самолет мог оказаться в некогда социалистической стране. Вернемся к повествованию об Sud Aviation SE 210 Caravelle в Югославии.

Самолет Sud Aviation SE 210 Caravelle эксплуатировался в двух авиакомпаниях Югославии: “Inex-Adria Airways” и “Jugoslovenski Aerotransport” (JAT). В авиакомпании “Jugoslovenski Aerotransport”, известной, как “Югославские авиалинии” с 1963 по 1976 год эксплуатировалось 8 самолетов данного типа. Далее стоит рассказать о каждом самолете по отдельности, снабдив рассказ фотографиями известных фотографов.



Первым самолетом Югославских авиалиний стал самолет заводской номер 139, который совершил свой первый полет 5 января 1963 года с временной французской регистрацией F-WLGA. Самолет был поставлен в авиакомпанию 11 января 1963 года, где был зарегистрирован, как YU-AHA, и получил имя собственное “Dubrovnik”. Самолет находился в эксплуатации до 1976 года, пока не был продан во Францию в компанию "Aerotour", 6 февраля 1978 года получил регистрационный номер F-BYAI. Там он эксплуатировался до ноября 1980 года, когда и был выведен из эксплуатации. Самолет был на хранении в Париже в аэропорту Орли, где использовался в качестве пожарного тренажера, пока не был утилизирован в феврале 1998 года.



Второй Каравеллой в Югославском небе стал самолет с заводским номером 135. Первый полет самолет совершил 25 января 1963 года, с временной французкой регистрацией F-WJAK. Изначально авиалайнер предназначался для авиакомпании “Trans World Airlines” (TWA), но поставка по ряду причин не была осуществлена. Он был поставлен в а/к “Jugoslovenski Aerotransport” 27 февраля 1963 года, где был зарегистрирован, как YU-AHB, и получил собственной имя "Bled". Самолет находился в эксплуатации до мая 1976 года. В июне 1976 года он был выведен из эксплуатации. После списания, авиалайнер некоторое время был на хранении в аэропорту Белграда, после чего был установлен в экспозиции Музея ВВС Югославии, где и находится в настоящее время.



Самолет с заводским номером 151, совершивший свой первый полет 16 мая 1963 года, был поставлен в а/к “Jugoslovenski Aerotransport” 31 мая 1963 года, где был зарегистрирован, как YU-AHD, получив имя собственное “Opatija”. 11 сентября 1973 года этот авиалайнер потерпел катастрофу во время регулярного внутреннего рейса №769 из Скопье в Титоград, из-за ошибки пилота, при снижении врезался в гору Маганик рядом с Колашиным в 35 км севернее Титограда. 6 членов экипажа и 35 пассажиров погибли.



Следующей Каравеллой Югославских Авиалиний стала машина с заводским номером 194, поступившей 9 июля 1965 года, зарегистрированной, как YU-AHE. Через десять лет в июне 1975 года авиалайнер был выведен из эксплуатации и поставлен на прикол в калашном ряду аэропорта Белграда, где его спустя какое-то время разрезали.



Пятым самолетом Sud Aviation SE 210 Caravelle а/к “Jugoslovenski Aerotransport” стала Каравелла с заводским номером 218, совершившая свой первый полет 23 мая 1967 года. 29 мая 1967 года самолет с опознавательным знаком YU-AHF был поставлен в авиакомпанию. Пятая Каравелла получила имя собственное "Split". В 1976 году самолет вместе с его собратьями по авиакомпании был снят с эксплуатации в Загребе в Хорватии. 15 мая 1978 года Каравелла была продана во Францию в компанию "Aerotour", где 29 августа 1978 года получила регистрационный номер F-BVPZ. Там авиалайнер эксплуатировался до 23 ноября 1980 года, после чего 7 июля 1981 года был передан авиакомпании “Corse Air International”, в которой он пролетал до конца 1987 года. В декабре 1987 года самолет был выведен из эксплуатации и отправлен после безупречной службы на достойную пенсию, заняв свое место в экспозиции музея под открытым небом в Парижском аэропорту Орли, где не раз менял свой окрас.



Самолет Sud Aviation SE 210 Caravelle с заводским номером 233 стал шестым самолетом этого типа в Югославских авиалиниях. 26 декабря 1967 года авиалайнер совершил свой первый полет. 11 января 1968 года самолет с опознавательным знаком YU-AHG был поставлен в авиакомпанию. В 1976 году самолет был снят с эксплуатации в Белграде. В феврале 1978 года авиалайнер был продан во Францию в компанию "Aerotour", где 31 марта 1978 года получил регистрационный номер F-BYCY. Там он эксплуатировался до 23 ноября 1981 года, после чего 7 июля 1981 года был передан авиакомпании “Corse Air International”. В середине 80х самолет вывели из эксплуатации. В октябре 1985 года самолет перевезли из Парижа а/п Орли в населенный пункт Муанпаль, где к ноябрю 1985 года из фюзеляжа самолета был устроен бар. В настоящее время самолет в качестве бара не используется, регистрационный номер и титлы авиакомпании закрашены, самолет выполняет роль авиапамятника, популяризируя авиацию Франции.



Следующей Каравеллой Югославских Авиалиний стал самолет с заводским номером 237. 21 мая 1969 года с временной французской регистрацией F-WLGC авиалайнер совершил свой первый полет. 7 июня 1969 года самолет был поставлен по лизингу от французского государственного производителя SNIAS (Societe nationale industrielle aerospatiale) в авиакомпанию "Югославские авиалинии", где получил регистрационный номер YU-AHK. 7 ноября 1970 года Каравелла была возвращена во Францию, но 20 марта 1972 года она вновь была отдана в лизинг "Югославским авиалиниям". В ноябре 1973 года авиалайнер вернули во Францию. 15 ноября 1973 года самолет был отдан в лизинг в Индию в а/к "Indian Airlines", где 12 декабря 1973 года был зарегистрирован, как VT-ECI. 6 мая 1975 года Каравеллу вернули в SNIAS. В августе 1975 года самолет был поставлен авиакомпании "Air Inter", где 28 августа 1975 года был зарегистрирован, как F-BRGU. 2 декабря 1975 года самолет был возвращен из лизинга. 21 мая 1976 года авиалайнер был отдан в лизинг Французской авиакомпании "Minerve", где самолет эксплуатировался до списания.



Последним самолетом Югославских авиалиний стал самолет с заводским номером 191. Данная Каравелла совершила свой первый полет 8 февраля 1965 года. До Югославии самолет эксплуатировался в Скандинавии, в а/к "SAS Scandinavian Airlines" под регистрационным номером OY-KRG с 16 февраля 1965 года по 17 февраля 1969 года, и в Голландии, в а/к "Transavia Airlines" под регистрационным номером PH-TRN с 4 апреля 1969 года по 15 октября 1970 года. В июне 1972 года авиалайнер поступил по лизингу в а/к “Jugoslovenski Aerotransport”, где был зарегистрирован, как YU-AJG. Последняя поставленная Каравелла не долго пролетала в Югославском небе, 21 ноября 1972 года самолет был поврежден при посадке в Белграде. Самолет не восстанавливали и списали. Поврежденную Каравеллу использовали в качестве донора запчастей для других Югославских Каравелл. Кабину от самолета использовали в качестве тренажера в аэропорту Белграда.



Кроме а/к “Jugoslovenski Aerotransport” одну из Каравелл непродолжительное время эксплуатировала Словенская авиакомпания “Inex-Adria Airways”. Эта авиакомпания эксплуатировала в лизинге от SNIAS с 9 мая 1972 года по 28 ноября 1972 года самолет с заводским номером 209 с регистрационным номером YU-AJE. Совершив свой первый полет 6 декабря 1965 года, данный авиалайнер находился в эксплуатации до 1993 года, успев побывать в эксплуатации в нескольких авиакомпаниях. История эксплуатации данного самолета обильна и заслуживает отдельного рассказа, что попробую сделать в одном из последующих постов.



Кроме гражданских авиакомпаний одним из эксплуатантов Sud Aviation SE 210 Caravelle были Югославские ВВС. В военно-воздушные силы был поставлен самолет с заводским номером 241. Он предназначался в качестве спецборта-салона для правительственных воздушных перевозок Югославского лидера Иосипа Броз Тито. Салон для данного авиалайнера был разработан в Великобритании. 21 января 1969 года данная Каравелла совершила свой первый полет. 8 февраля 1969 года самолет был поставлен Югославским ВВС, где получил бортовой номер 7601. В ноябре 1970 года Каравелла получила новый бортовой номер 74101. В мае 1979 года правительственный самолет был продан во Францию в а/к "Aerotour", где 30 августа 1979 года он был зарегистрирован, как F-BVSF. В апреле 1981 года самолет поступил в а/к "Europe Aero Service". В феврале 1982 года авиалайнер передали компании "Corse Air International", где он пролетал до 1988 года, пока не был снят с эксплуатации. Самолет был на хранении в Габоне в Франсвиле в аэропорту Мвенгу. В сентябре 1992 года был выставлен на продажу. В дальнейшем самолет использовали, как учебное пособие. Самолет в сильно разбитом состоянии дожил до наших дней.

(с) Юрий Дорошенко

Источники:
1. The Scramble Civil Database
2. AIRLINER-PICS - Caravelle Web Museum
3. Airliners.net

jat, inex-adria airways, caravelle, jugoslovenski aerotransport, sud aviation se 210 caravelle

Previous post Next post
Up