Семейство минигрузовиков "Киев" с Украины

Jan 07, 2014 21:26

В разных уголках необъятного СССР на протяжении многих лет пытались изобрести и наладить серийное производство экономичных грузовичков малой грузоподъемности, столь необходимых для народного хозяйства. Среди этих разработок были весьма интересные решения, которые так и не смогли попасть в крупную серию, оставшись за кулисами отечественного автомобилестроения. Сегодняшний рассказ будет об семействе минигрузовиков “Киев”.




Свои силы в разработке компактного грузовичка решили попробовать и на Киевском мотоциклетном заводе. В 1959 году на заводе был разработан КМЗ-1. Двигатель для карманного грузовика позаимствовали от мотоцикла К-750, разместив его под кузовом. Четырехступенчатую коробку передач взяли также от мотоцикла, но для реализации заднего хода, пришлось размещать еще одну дополнительную на заднем ведущем мосту. Грузовик снабдили пружинной независимой подвеской. Рулевое управление и тормоза позаимствовали у автомобиля МЗМА-402 "Москвич". Колеса взяли от Серпуховской инвалидной коляски. Кабина грузовичка обладала элегантными формами тех лет. Борта кузова сделали из стеклопластика. КМЗ-1 весил 500 кг, обладал грузоподъемностью в 500 кг, и на испытаниях достиг скорости 60 км/ч.



Создав буквально грузовую мотоколяску, коллектив конструкторов Киевского мотоциклетного завода решили не сдаваться и в 1960 году из экспериментального цеха вышел КМЗ-3 “Київ”. Новый автомобиль уже больше походил на минигрузовик. Кабина Киевского грузовика была сделана из алюминия. Двигатель от все того же мотоцикла К-750 разместили, как положено, спереди под капотом. Охлаждение двигателя было воздушное, двигатель снабдили вентилятором и кожухом из белой жести, направляющим поток воздуха. Идя в ногу со временем, рулевое управление, гидравлические тормоза, колеса и другие агрегаты позаимствовали от нового малолитражного автомобиля ЗАЗ-965 "Запорожец". Всего опытным производством завода выпустили три экземпляра КМЗ-3. Грузоподъемность грузовика была тоже, как и у КМЗ-1, 500 кг, но скорость возросла до 80 км/ч.



В 1961 году на базе КМЗ-3, было произведено два фургона КМЗ-4. Видимо на заводе хотели заинтересовать Минавтопром несколькими модификациями грузовичка для перевозки различного по назначению груза. Минавтопром инициативу Киевского завода оставил без внимания, не отправив даже созданные машины на Государственные испытания.



В 1962 году мотоциклетный завод делает последнюю попытку освоить автопроизводство. Создатели КМЗ решили заинтересовать Министерство Обороны, создав облегченную армейскую версию КМЗ-5. На нем в отличие от КМЗ-3: усилили раму, сделали торсионную подвеску задних колес, упростили кабину. Кабина на КМЗ-5 была уже стальной, не имела дверей и была покрыта брезентовым тентом. Военных не заинтересовал армейский вариант КМЗ. Создание КМЗ-5 было обречено на провал, т.к. военных вполне устраивал более проходимый, многофункциональный, комфортабельный и грузоподъемный УАЗ-450. КМЗ-5 мог составить конкуренцию лишь по цене, но для защиты Отечества в СССР никогда не жалели средств.

В итоге четырехлетняя инициатива по созданию компактного карманного грузовика осталась на Киевском мотоциклетном заводе без заслуженного внимания. Организация серийного производства требовала огромных вложений. Кроме того основной продукцией завода были мотоциклы, потребность которых была огромна, и загружать завод новым видом продукции было нецелесообразно. Семейство грузовичков "Киев", производства завода КМЗ, осталось за кулисами...

(с) Юрий Дорошенко

Источники:
1. Леонид Гоголев - "Малыш и с улицы Кагатной"
2. Фотоархив Леонида Гоголева
3. Григорий Мельничук - Мотоцикл превращается в… грузовик

КМЗ-5, КМЗ-3, КМЗ-1, КМЗ-4, Киев, ГАЗель, КМЗ

Previous post Next post
Up