Теперь время от времени здесь будут появляться сканы книг (книги на иностранных языках или недавно изданные будут публиковаться под замком, мне ни к чему внимание правообладателей). Поскольку опыта у меня нет, решил начать с книги, которую не жалко отсканировать плохо :-)
Шестопал А.В. Леворадикальная социология в Латинской Америке. Критика основных концепций. - М.: Мысль, 1981. Книга не лишена информативности, рассмотрен очень широкий круг авторов, но, к сожалению, она несет на себе неизбежный отпечаток времени. Разбор концепций с содержательной стороны оказался полностью подменен картографированием близости или удаленности их авторов по отношению к коммунистическим партиям своих стран. Поэтому
Алексей Шестопал не особенно утруждал себя критикой - достаточно было просто констатировать расхождение позиций, что автоматически означало ошибочность взглядов тех или иных социологов в сравнении с лицензированными обладателями истины. Это не говоря уже о явных ляпах, например, очень комично автор громит Руя Марини на с. 124 - 126, хотя критика основывается на очевидно ошибочном переводе с испанского словосочетания "норма прибыли" (tasa de ganancia).
Вскоре после публикации книги поменялась идеологическая обстановка, и в статье конца 1980-х годов Шестопал запел другие песни, и куда только подевалась непримиримость: "Думается, что взгляды того или иного латиноамериканского автора в 60-70-е годы не могут восприниматься как безусловное мерило его прогрессивности. Наша самокритичная оценка истории советского общества, признание противоречивости, подчас кризисности социальных процессов в разных странах социализма сегодня далеко превосходят критические замечания в адрес социализма со стороны латиноамериканских леворадикальных теоретиков" ("Латинская Америка". - 1989. - № 11. - С. 142; цит. по: Давыдов В.М. Латиноамериканская периферия мирового капитализма. - М.: Наука, 1991. - С. 63).
Сейчас он докатился до
такой пошлости: "Мне довелось общаться с революционерами из разных стран. Среди них встречал я много людей самоотверженных и бескорыстных. Но, увы, плоды их деятельности были неутешительны. За прошлое столетие и мы сами пережили две революции в начале и конце века - социалистическую и либеральную. У их истоков также стояло немало отважных и честных людей. Но обе революции породили лишь гражданские смуты и распад страны. Огромной ценой мы преодолели первую смуту. Сколько еще заплатим за выход из второй?!
Я пришел к глубокому убеждению, что для личности и общества благотворны только духовные революции. А насильственные изменения экономических и политических форм работают лишь на понижение духовно-нравственного уровня человека. Поэтому нашей подлинной революцией в XX веке я считаю духовную эпопею новомучеников, героических свидетелей Христа. Им мы обязаны чудом второго Крещения Руси, чудом возрождения Церкви. Их путь - путь нашей надежды и спасения, консолидации нашего общества, его укрепления и процветания".
И не говорите мне, что в этой эволюции нет своей внутренней логики.