Почти басня

Sep 20, 2011 03:39

Лазил по Гигапедии и наткнулся на книжку Political Thought of Joseph Stalin автора по имени Эрик ван Рее. Фамилия показалась смутно знакомой, и действительно, быстро нашлась ссылка, несколько лет назад гулявшая по ЖЖ:

Двери шикарного кафе в самом центре Амстердама открылись и мы с Эриком вошли, сели за столик и заказали по чашке кофе. Молоденькая официантка приняла заказ, не обратив на Эрика особого внимания. Впрочем он ничем и не выделялся из толпы посетителей: аккуратная темно-синяя рубашка заправлена в джинсы, изящные элипсовидные очки вписываются в овал лица, да и по-модному гладко выбритый розовый череп тоже не выдает страшной тайны.

Эрик - наркоман. Однако у него не трясутся руки и кожа не отдает желтизной, которая во времена Достоевского в России выдавала, как известно, петербуржского мечтателя, а в Амстердаме нашего времени - любителя героина или ЛСД. Эрик выглядит как нормальный посетитель и уж совсем не похож на обкуренных девиц и молодых людей, которые когда-то кишмя кишели в этом районе, расположенном у гремевшей на всю Европу площади Дам. Их на порог кафе и ресторанов просто не пускали.

Из своей "страшной тайны" Эрик не делает секрета. Более того, его знают в институте Восточной Европы Амстердамского университета, как активного пропагандиста полной отмены запретов на продажу и потребление любых видов наркотиков, включая и самые сильнодействующие. В институте Эрик ван Рее является одним из самых авторитетных специалистов по советской и российской истории ХХ века. Его перу принадлежит авторитетнейшее исследование пакта "Молотов-Риббентроп". А в известном английском издательстве в настоящий момент лежит монументальный труд ван Рее объемом в полторы тысячи страниц, посвященный "загадке" Сталина.


Ссылки на эту статью распространились по Сети, при этом выводы делались совершенно однозначные: наркотики ведут к антисталинизму:

А я-то думал, откуда у людей берутся "оригинальные исторические концепции". Вот уж и не догадывался, что популярное в околопереслегинской тусовке выражение "фкурить историю" может быть понято буквально. Зато теперь ясно, откуда взялась "тоталитарная школа" в западной историографии, хехе.

Вот как они раждаются, концепции "тоталитарной школы". Забил косячок - и готово :))))

Утверждений такого рода в гугле находится очень много.

Поинтересоваться, что же именно писал ван Рее, так никто и не удосужился. Всю книгу я не читал, но ознакомился с введением и заключением, в которых автор излагает общую концепцию своей работы, посвященной Сталину как мыслителю. Сам ван Рее в настоящее время ("уже прошло почти двадцать пять лет с тех пор, как иссякла моя вера в маоизм") безусловно не марксист, и пишет в русле "истории идей" в нейтрально-объективистском духе в плане теории, но с симпатией к герою книги, всерьез рассматривая его как теоретика (в комментариях на Амазоне небезызвестный Андреас Умланд пишет, что это первая на Западе работа такого рода). В частности, он утверждает, что наиболее одиозные сталинские идеи, вроде возможности построения социализма и "полного" коммунизма в одной стране, роли закона стоимости, классовой борьбы и государства при социализме являются продолжением идей Ленина, либо предшествующих ему марксистских авторов. "В действительности Сталин привел ленинизм к радикальным выводам" (p. 273). В то же время, "он смеялся над радикалами, стремившимися отменить государство или деньги в условиях социализма ... устранив утопические элементы из оригинального марксизма, он создал социально-экономическую систему, не отягощенную дорогостоящими экспериментами, которые серьезно повредили бы ее эффективности" (p. 275). Дальше ван Рее пишет, что Сталин обогатил марксизм идеей революционного патриотизма в духе якобинства, но в общем, этот тезис вряд ли вызовет особое неприятие у людей, согласных с выше изложенными позициями. В конце ван Рее дистанцируется от методов воплощения этих идей, но утверждает, что "сталинизм был не концом просвещенческой Утопии Разума, а ее воплощением" (p. 287) и что этот рационализм нужно дополнить также ценностями, порожденными тем же Просвещением.

В общем, логика генезиса исторических концепций, в которой некоторым гражданам все было заведомо ясно, явно заиграла новыми красками. Как бы мне ни хотелось съязвить, я не буду утверждать, что причиной воззрений ван Рее на марксизм и его "развитие" Сталиным являются наркотики - во-первых, один пример не дает достаточной базы для репрезентативных выводов, а, во-вторых, это просто низко. Мораль прежде всего такова: не стоит доверять стереотипам - можно сесть в лужу.

книги, юмор

Previous post Next post
Up