История одного костела.

Nov 05, 2013 19:41



Мариацкий костел стоит не в самом центре краковской Рыночной площади, но, определенно, является центром притяжения для тех, кто сюда попадает. А попадают почти все: не видел площадь Главный Рынок - считай, не бывал в Кракове. На этом небольшом в масштабах города «пятаке» можно переделать массу дел: вдоволь нафотографировать прекрасного, в том числе себя «на фоне»; вкусно поесть; подняться на Ратушную башню; напокупать сувениров в Сукенницах; покататься на «шарабане» и много чего еще. Обязательным пунктом этой программы должно стать посещение Мариацкого костела.

Весь этот пост посвящен только ему - Мариацкому костелу, поэтому рассказывать буду добротно, углубляясь в детали, даже хорошо известные и неоднократно прочитанные. Самая главная из таких - легенда о двух башнях.


2.

Эта легенда существует в нескольких версиях, но назначение их всех одно - оправдать разную высоту двух башен костела. Я знаю ее вот в каком исполнении: строить эти башни доверили двум братьям - каждый должен был возвести свою. То ли четкого проекта у них не было, то ли в те времена допускалась «архитектурная самодеятельность» (в наши, впрочем, тоже многие строители этим грешат), но вышло так, что один брат быстренько свою башню построил и укатил куда-то из Кракова поразвлечься. А второй брат решил свою работу не прерывать и строил без устали все выше и выше. Когда же первый вернулся в город, то увидел, что башня эта стала значительно выше его собственной. Обуяла его черная зависть, глаза застила, нож в руку вложила и зарезал горе-строитель своего работящего брата. А потом, когда злоба прошла и зависть отступила, он понял, что сотворил, и в порыве раскаяния прыгнул с братовой башни вниз. В общем, все умерли.
А вы знаете менее кровавую версию событий?


3.

Теперь немного углублюсь в историю. Изначально на этом месте стоял храм в романском стиле, построенный в начале 13 века. Потом был построен еще один костел, разрушенный впоследствии во время монголо-татарского набега в 1241 году. Строительство того здания костела, что мы видим сейчас, было начато в середине 14 века. В течение 15 века возводили башни, строили каплицы и перекрывали своды. В 18 веке были заменены 26 алтарей и множество других элементов внутреннего убранства на новые, выполненные в позднебарочном стиле. В конце 19 века позднее барокко было заменено неоготикой.


4.

Но вернемся к башням. Та, что построил вероломно убитый брат, называется Высокой или Хейналицей. Высотой она 82 метра и связана с еще одной кровавой историей. Вроде бы как в непростые давние времена трубач, который на башне нес дозор, увидел вражеское войско и затрубил тревогу. Но в этот момент его горло пронзила стрела (видимо, не очень зорким был трубач) и звук оборвался на самой высокой ноте. Сейчас хейнал (с венгерского «утро» - сигнал побудки) звучит с этой башни каждый час и также неожиданно обрывается в соответствии с легендой. А в полдень этот сигнал транслируется национальной радиостанцией на всю Польшу. То есть, Хейналица - это вроде нашей Спасской башни Кремля.

Вторая башня высотой 69 метров является колокольней.


5.

Стоит признать, что в результате всех многовековых усилий Мариацкий костел получился весьма симпатичным сооружением. Но внутри него скрывается настоящее сокровище!


6.

Над головой - голубое «небо» со звездами работы Яна Матейко, известнейшего польского живописца, который родился и почти всю свою жизнь (за исключением периода учебы в Мюнхене и Вене) прожил в Кракове.


7.

Если учесть, что работы по оформлению костела велись с 1887 по 1892 годы, а скончался Ян Матейко в 1893 году, то можно смело предположить, что этот потолок, ажурная решетка над главным входом, готические витражи в алтарной части и гигантские росписи на стенах Мариацкого костела стали его последними шедеврами.


8.



9.



10.

Как живописец, Ян Матейко известен, в первую очередь, своими батальными и историческими полотнами. Но нам в данном случае будет интересна его картина, на которой изображен еще один человек, прославивший Мариацкий костел. Об этом, правда, чуть позже, а пока еще немного деталей.


11.



12.



13.



14.



15.



16.



17.

И все-таки, главным достоянием Мариацкого костела является средневековый алтарь, выполненный в конце 15 века немецким мастером Витом Стошем (или Ствошем, хотя на родине его звали Фейтом Штоссом). Уже упоминаемый мною Ян Матейко написал картину «Фейт Штосс и его дочь». Сложно предположить, насколько создатель великолепного алтаря на ней похож на самого себя, все-таки модель и художника разделяло больше 300 лет. Тем не менее, считаю своим долгом эту картину вам продемонстрировать, ради чего и позаимствовала ее у Википедии.


18.

Алтарь состоит из центрального панно и четырех створок (2 из них можно увидеть только в том случае, если алтарь закрыт). Высота его 13 метров, а ширина - 11. Центральные фигуры огромные; например, фигура апостола Петра, который поддерживает Деву Марию, высотой 280 сантиметров. Мастеру заплатили за изготовление алтаря сумму, сопоставимую с годовым бюджетом Кракова.


19.



20.



21.



22.



23.



24.

Левая створка алтаря, если стоять к нему лицом, сверху вниз:
Благовещение


25.

Рождество


26.

Поклонение волхвов


27.

Теперь правая створка, правда, снизу вверх (позже объясню, почему я решила идти в таком порядке):
Сошествие Святого Духа


28.

Вознесение


29.

Воскресение


30.

А вот теперь посмотрите на предыдущую фотографию внимательнее. Видите - у самого левого края («под аркой») фигурка мальчика в чалме. Именно этого мальчика было решено изваять из бронзы в 1958 году и поставить около Мариацкого костела. Теперь этот меланхоличный юноша попирает своей ногой фонтан и печально взирает на праздношатающихся гуляк, которые проходят мимо.


31.

Польша, Храмы

Previous post Next post
Up