Originally published at
Дорога домой. You can comment here or
there.
После посещения Полярного зоопарка (он расположен не очень далеко от Полярного круга на осевой Норвежской магистрали «Е-секс») мы снова направились в островную часть страны. Мы планировали посмотреть более «внутреннюю», архаичную часть Норвегии, это значит, нам предстояло прокладывать маршрут с острова на остров, с архипелага на архипелаг, объезжая фьорды и часто пользуясь местным паромным сообщением.
Паром в том виде, который нам знаком с детства из опыта российских путешествий - это дебаркадер на понтонах, перетаскиваемый с берега на берег металлическим тросом. Морской паром - это совсем иное. Разных размеров и конструкций (почти все паромы, на которых мы перемещались были разными), но все усторены так, что процесс погрузки-выгрузки занимает несколько минут. Как правило, это баржеобразное судно тянитолкайного формата. Нос и корма у небольших паромов «взаимозаменяемы», а рулевая рубка строго симметрична. Вероятно, винты и рули продублированы, так что ему нет необходимости разворачиваться при отходе или подходе к берегу.
С той же целью (ускорения погрузки-разрузки) въезд в трюм открывается просто поднятием носовой (кормовой) части. Меня всегда, сколько бы я ни наблюдал эту процедуру, поражала скорость загрузки-выгрузки.
Она занимает от 2-3х до 5-7 минут в зависимости от количества автомобилей и размера парома. Короче, паром во фьордах - это местная электричка и время её загрузки порой меньше времени остановки московского трамвая.
Во-первых, что характерно для паромного сообщения, это четкая разметка зоны погрузки и свято соблюдаемый самыми нетерпеливыми автомобилистами порядок в очереди на погрузку. Паром ходит чётко по расписанию, а от одного причала часто отходит множество паромов до разных населенных пунктов (натурально, электрички).
Второе - процедура приобретения билетов. Как правило, незадолго до прибытия парома вдоль очереди проходит билетёр, выдавая билеты за наличные или по картам. Причем, если у Вас нет билета, Вас всё равно пропустят на паром, где потом придётся заплатить либо «парковщику», либо сбегать в специальную кассу, расположенную во чреве судна.
Во время «плавания» Ваша воля оставаться в машине (возле мота), либо идти наверх, вернее, внутрь парома. Транспортная палуба занимает среднюю часть парома, а по бокам, сверху и снизу, находятся комфортабельные салоны. Мне всегда было жалко собираться на выход. В салоне удобные кресла, огромные окна, хорошие кафе, где можно пообедать, сэкономив последующее ездовое время.
Нам очень нравилось выходить на открытую палубу - вокруг ходовой рубки, как правило, оборудованы смотровые палубы, где можно развалившись в кресле, наблюдать за тем, как вдоль борта пробирается очередная горная гряда, либо загипнотизированно глазеть, разглядывая след, оставляемый за кормой тяжелым телом парома, или пенный бурун, отстающий от борта.
Здесь выкладываю небольшой фильм, производства Дяди Фёдора. По-моему, очень в тему, хорошо передает те ощущения, и песня самая скандинавская.
Click to view
Отдельный рассказ причитается морским паромам, этаким плавучим городам, но их многие знают по опыту круизных путешествий. О небольшом круизе (через Ботнический залив за ночь) Стокгольм-Хельсинки, в самом конце путешествия, я напишу позже…
А это художественное фото - вид с причала в воду. Глубина - метра три, вода прозрачная. Как они ухитряются сделать так, чтобы ни капли солярки в воду не попало? …