Originally published at
Дорога домой. You can comment here or
there.
На один пост прерву мемуары о путешествии на мотоциклах по Норвегии…
Познакомился в сетях с интересной парой - Аджеем и Машей, не просто путешествующими, а превратившими неспешное кочевье в образ жизни (TraveLiving, термин их). Конечно лучше просто побывать на их сайте и почитать посты, проглядывая фото и видео, но мне стало интересно получить ответы из первых рук. Написал несколько вопросов, ребята ответили. Читайте - TraveLiving “в одном флаконе”…
Интервью с Аджеем и Машей:
1. кто вы с Машей и “как докатились до такой жизни”, по образованию, специальности, где жили и работали? Как родилась идея и как сложился такой нетривиальный образ жизни?
Недавно мы описали историю своих путешествий на нашем сайте довольно подробно. Можете заглянуть и почитать по ссылке, приведенной внизу, а тут мы попытаемся вкратце обрисовать картину.
Маша: Я родилась и прожила 27 лет в Якутске, выучилась на специалиста по налогам, но так вышло, что ни дня по специальности не проработала, сразу ушла в web-дизайнеры. Мои родители художники-живописцы, поэтому гены взяли свое, в какой-то мере. Когда увлеклась фотографией и поняла, что могу фотографировать за деньги, переехала в Санкт-Петербург и проработала там фотографом два года, снимая презентации, вечеринки и всякое коммерческое студийное.
В 2007м году съездила в Индию на месяц, познакомилась с
долгопутешествующими людьми и поняла, что сама так смогу, и так жить куда интереснее. За полгода в Питере накопила некую сумму денег, которой по расчетам могло бы хватить на полгода путешествий по Азии, а дальше “поживем-увидим” - думала, что вернусь и буду снова снимать вечеринки )
Так вышло, что до Индии я решила
попробовать добраться без самолетов. Два с половиной месяца ушло на неспешную дорогу через
Туву,
Монголию,
Китай и
Непал.
В октябре 2007го я прибыла в Индию, еще месяца три поколесила по ней, а потом
осела в Гоа, когда познакомилась с Аджеем. Появились спонтанные заработки и необходимость возвращаться в Россию отпала. С весны 2008го года мы стали путешествовать с Аджеем вместе.
Аджей:
Я родился и прожил 21 год в Москве. Учился на менеджера в сфере прикладной информатики, но в итоге увлекся диджеингом и организацией клубных мероприятий. Однажды я осознал, что уже добился всего, о чем мечтал еще пару лет назад, но я все равно не был счастлив, и мои нынешние мечты тоже не сделают мир вокруг меня лучше и приятнее. Я увидел всю бессмысленность “нормальной” жизни в Москве и понял, что мне нужно мечтать о другом и добиваться совершенно иных целей, чтобы полноценно жить. Я начал немного интересоваться буддизмом (с рациональной точки зрения, то есть без фанатизма), некоторые основные моменты этой религии мне очень понравились, и я решил впредь снижать свои потребности, а не стремиться повышать свои доходы для их удовлетворения. Я почти моментально стал тратить в 30 раз меньше прежнего и все не мог поверить в то, что моя жизнь от этого лишь обогощается. Потом я узнал, что могу сдать свою комнату за 400 долларов в месяц тому, кому она нужнее, а сам мог переехать куда-нибудь в деревню, так как у меня уже возникло отвращение к городу, и не было никакой необходимости жить в нем. Попутно я много читал о буддизме и о том, как, где и при каких условиях он зарождался, начал интересоваться Индией и читать блоги в интернете на эту тему. Я обнаружил несколько интересных личностей и подписался на их журналы в ЖЖ. Из их красочных повествований я понял, что путешествия, это не только интересно и романтично, но и дешево - 400 долларов в месяц при моем уровне потребностей должно было хватить на все. Не прошло и полугода, как я сам уже садился в такси до аэропорта прощаясь со всем, что у меня есть. Мы с Машей еще не знали друг друга, но начали свои путешествия почти одновременно - я уехал 13.07.2007, а она через 4 дня после этого. Наши маршруты пересеклись и мы познакомились лишь через пол года после старта.
Подробная история того, как мы “докатились до такой жизни” -
http://traveliving.org/history-of-traveliving/ 2. Краткое описание маршрутов с комментариями?
Маша: В первый свой приезд приезд в Индию на месяц я путешествовала по южным штатам с подругой:
Махараштра,
Гоа,
Карнатака,
Керала,
Тамил Наду. Когда ехала в Индию во второй раз,
стартовала на поезде из Санкт-Петербурга в Красноярск, пересекла, как я уже говорила, Туву, Монголию, Китай, Тибет и Непал, по пути встречалась с друзьями, с которыми у нас совпали маршруты на некоторых отрезках. Потом проехала по центральным штатам Индии -
Уттар Прадеш,
Раджастан,
Гуджарат. С Аджеем первое совместное путешествие мы задумали сначала по штату
Химачал Прадеш, с главной целью поснимать по заказу
жизнь буддистов в Дарамсале.
Но как-то нечаянно о
бзавелись там мотоциклом (скинулись по 200 долларов и купили Royal Enfield 1983 года выпуска) и решили проехать на нем
по одной из самых сложных и красивых дорог в мире - из городка
Манали в
столицу Малого Тибета - Ле. Исколесили
Ладак, побывав на горных перевалах выше 5600 метров над уровнем моря. С байком вернулись в Гоа, решив сделать там перерыв “на зиму”.
Два раза из Гоа выбирались в круговые мотопутешествия по соседним штатам - сначала совсем
маленький круг в Махараштру, потом
большой круг по всем югозападным штатам.
А летом снова отправились в Гималаи. На этот раз решили и там дать кругаля ), но в более впечатляющем масштабе - попасть
в Малый Тибет через Кашмир.
Опыта у нас уже было больше, а места там так хороши, что хочется туда снова и снова. Открыли для себя
Занскар - бывшее буддистское королевство, самые изолированные места в индийских Гималаях. Туда только сумасшедшие мотоциклисты решаются доехать сами, и только самые подготовленные и удачливые доезжают. Труднее дорог и красивее природы мы больше нигде не видели.
В итоге, мы исколесили на байке половину Индии (12 из 28 штатов, накатали 22000 километров). Осенью прошлого года, после 27-ми месяцев, проведенных в Индии, мы решили переехать в Юго-Восточную Азию,
начали с Таиланда, видели
немного Малайзии и планируем пожить в Индонезии, но к этому времени у нас уже образовалась некая своя концепция путешествий, которую мы назвали traveliving.
Мы уже не стремимся галопом скакать с места на место, а предпочитаем жить в медленном и вдумчивом путешествии ) Мы останавливаемся в выбранных местах на месяц-два, стараемся жить как местные, но не забываем посещать интересные и красивые уголки, чтобы описать их на сайте. Рассказываем там о том, как можно жить и передвигаться дешево, и вообще пропагандируем наш образ жизни. Доносим до людей, что если удается зарабатывать удаленно, то можно не просто изредка срываться в двухнедельные отпуски, а жить в постоянном путешествии, познавая мир, расширяя кругозор и развиваясь, тратя даже меньше, чем в России при работе в офисе.
3. образ жизни (комментарий обычного дня), что любите и как проводите время?
Как я уже сказала, теперь мы предпочитаем останавливаться в особенно понравившихся местах не меньше месяца.
Снимаем дом, квартирку, или комнату, берем в аренду скутер или мотоцикл (аренда на месяц существенно дешевле посуточной).
Изучаем новое место, примечаем, что мы можем посмотреть и описать в блоге.
Смотрим, фотографируем, снимаем на видео, описываем.
Не забываем о практичной стороне: на чем и как удобнее в данном месте передвигаться, как найти жилье, где вкусно и недорого покушать. Этим, в принципе, и заняты все дни. Иногда помогаем старым друзьям и знакомым приехать и освоиться или просто начать путешествие, встречаемся с другими блоггерами-путешественниками, знакомимся с новыми людьми.
В свободное время качаем и смотрим новые фильмы, читаем книги, учимся чему-либо. Например я (Маша) пытаюсь продвинуть свой уровень английского языка, просматривая сериал “Друзья” в оригинале )), а Аджей недавно прочитал книгу по юзабилити и горит идеями о том, как сделать наш сайт удобнее и понятнее. Скоро начнем работать над серьезной сменой дизайна.
Мы не ограничиваем себя режимами и спим пока не выспимся полностью. Едим, когда голодные: два, редко три раза в день. Сами готовим только легкие завтраки типа бутербродов с утра (если снимаем жилье с холодильником), потому что в Азии получается дешевле питаться в уличных кафе и ресторанчиках, чем снимать квартиру с кухней, покупать продукты и готовить самим.
4. на какие средства живете ?
Маша: я продаю отпечатки своих фотографий (
http://traveliving.org/sale/ ), рисую векторные картинки для продажи в стоках, иногда выполняю заказы по иллюстрации и дизайну для бывшего босса в Якутске. Этого мне вполне хватает (примерно $400 в месяц), хоть доходы и не стабильны.
Аджей: По прежнему получаю 400 долларов в месяц сдавая комнату в Москве, чего мне вполне хватает. Помимо этого сейчас появился ощутимый доход от сайта, который уверенно растет и, на мой взгляд, уже через год сможет полностью нас обеспечивать.
В принципе, я мог бы зарабатывать на ходу тем или иным способом, но так как сейчас в этом нет острой необходимости, я стараюсь не тратить время на ненужные заработки, и посвещать его собственному образованию в интересующих меня сферах. Сейчас я в основном изучаю интернет технологии и некоторые языки програмирования.
5. на чем перемещались (это для меня, я маньяк транспортных средств - авто и мото)?
Аджей: В Москве у меня был автомобиль и боязнь двухколесного транспорта) Но когда я приехал в Индию, выбора у меня не было - вся страна ездит на двух колесах - нужно было преодолеть свой страх и сесть за руль сначала скутера, потом мотоцикла. После того, как я освоился, я взял в аренду Yamaha Enticer 125 на полгода и мы накатали на нем около 6000 километров в основном по Гоа. Кстати, в Индии запрещено производить мотоциклы с объемом двигателя более 250 кубических сантиметров, да никто особо и не стремится, так как дороги ухабистые и извилистые, переполненные не только мотоциклами и машинами, но и коровами, свиньями, петухами и прочей живностью. Однако есть завод Royal Enfield, который выпускает мотоциклы английской довоенной разработки (почти без изменений с 30-х годов!) с объемами в 350 и 500 кубических сантиметров. Правительство организовало для них коридор, и они могут обходить закон об ограничении на объем двигателя. Это самые дорогие и статусные мотоциклы в Индии, но, тем не менее, новую базовую модель можно приобрести за 1500 долларов. Однажды нам предложили купить старый “подубитый” экземпляр 1983-го года выпуска за 400 долларов и мы, не долго думая и не планировав этого, его купили. Проехав на нем 16000 км по всей Индии, мы его полностью восстановили своими руками и даже перекрасили.
В последствии, когда мы покидали Индию, у нас его купили за цену более чем в два раза выше его первоначальной стоимости.
До Индии Маше местами (например, в Тибете) доводилось передвигаться автостопом, но это скорее вынужденно, а не по охотке. А пока у нас не было мотоцикла в Индии мы тысячи километров намотали на поездах и автобусах.
В Юго-восточной Азии мы арендуем разные байки по месяцу, в основном скутеры.
Приобретать свой не решаемся из-за проблем с бумагами и пересечением границ.
Я мечтаю летом 2011 года приобрести дом на колесах и прокатиться на нем от Аляски до Южной Америки, а так же мы активно интересуемся возможностью жить и перемещаться на яхте под парусами.
6.как в жарких странах решаются проблемы с медициной и гигиеной?
С гигиеной решается просто - правила такие же как и везде - мыть руки перед едой, не брезговать душем ) Некоторые туристы носят с собой антибактериальные гели и постоянно протирают ими руки, но мы считаем это перестраховкой. Все равно желудки в первое время могут отреагировать даже на бутилированную воду, тк по составу она другая, не такая, какую мы всю жизнь пили у себя на севере, к ней остается только привыкнуть. Цены на медицинские услуги в Азии приятно радуют после российских. Медицина развита в основном даже лучше, чем в России, но все, конечно, от места сильно зависит. Например, с госпитализацией трудно в отдаленных и не населенных местах Гималаев, но в каждой деревне есть сельский врач и пара аптек, которые хоть как-нибудь да смогут помочь на первых порах. В Таиланде с этим, конечно, лучше. Главная проблема с медициной в путешествии, это язык. Если врач не знает английского, очень сложно объяснить ему свою жалобу и понять его диагноз. Слава богу мы не попадали в серьезные передряги, только по мелочи пару раз спрашивали совета врача и наведывались в аптеки, но по неудачному опыту некоторых знакомых понимаем, что страховка не помешала бы.
7. что из вещей используете (объем чемоданов)?
Чемоданы не используем ) Есть большой, средний и маленький рюкзаки. Большой (80 литров, 18 кг) - машин, потому что барахольщица, средний (40 л, 8 кг) - Аджея, потому что он стремится оптимизировать пространство и избавиться от ненужных вещей, а в маленьком, который на каждый день, носим документы, фотоаппарат, камеру, путеводители и всякую мелочь. У каждого из нас совсем мало одежды - та, что на себе и смена, по полотенцу, по ноутбуку и куча проводов. Ни палаток, ни спальников, ни котелков-горелок и прочего, потому что образ жизни у нас не походный, в дикую природу забираемся крайне редко, а автостопом и вписками не увлекаемся.
Здесь описано содержимое рюкзака Маши, когда она активно перемещалась по Азии без долгих остановок -
http://traveliving.org/my-backpack/ . Сейчас картина немного другая )…
You can watch this video on www.livejournal.com
Leh - Manali from
Ajay Verma on
Vimeo.