Стив Хофмейр, южноафриканский певец-африканер, всерьёз вышел на тропу политики. Раньше он был скорее общественным активистом, чем претендентом на какую-либо власть, а публичное исполнение им старого гимна времён апартеида на концертах было куда более знаменитым, чем его деятельность по "защите прав меньшинств", как это называют его сторонники (в южноафриканской политике понятие "меньшинство" скорее относится к белым, индусам и другим "нечёрным" южноафриканцам, чем к ЛГБТ).
Click to view
Стив Хофмейр исполняет Die Stem van Suid-Afrika (гимн ЮАР времён апартеида) на фестивале в Набоомспрёйте, провинция Лимпопо, Южная Африка, май 2015 г. Меньшинство, за чьи права выступает Стив, охотно и дружно подпевает.
Африканеры уже давно поняли, что в современном мире апелляция к расистской риторике ничего не даст. Лучше пользоваться инструментарием победившего леволиберализма. Поэтому Стив и его соратники заняты не "африканерским национализмом" или, тем паче, "борьбой за интересы белых", а "защитой этнических и расовых меньшинств". Теперь буры пошли ещё дальше. Они решили использовать в своих интересах существующий уже давно институт "традиционных лидеров" - по сути, инструмент, позволяющий нескольким влиятельным вождям иметь некоторые полномочия и неформальное право говорить от лица своих этнических групп. "Чем мы хуже?" - решили африканеры и... решили избрать такого "традиционного лидера" для своего белого племени. Выбрали Стива - как того, кто наиболее активно за последние годы пропагандировал идею создания партии, отстаивающей бурские интересы. Он обещал её создать, если его поддержит миллион человек. Однако, когда в фейсбук-сообществе "Миллион голосов за Стива" набралось 200 тысяч участников, он объявил, что 200 тысяч голосов в Интернете - это и есть миллион в реале. С партией, как я понимаю, пока всё не очень ясно (но, зная либеральные южноафриканские законы, можно ожидать, что она появится очень и очень скоро), а вот торжественное посвящение в "вожди" уже есть.
Click to view
Все участники церемонии, как вы видите, не могут сдержать смеха. Сначала меня это обескуражило: выглядит так, будто эти люди издеваются над самими собой. А потом до меня дошло: это пародия на "традиционные" церемонии разного рода коронаций "традиционных вождей". Буры соблюли все "традиции", и лидер у них теперь самый что ни на есть "традиционный", не хуже, чем у зулусов - "у нас тоже традиции, нам тоже можно". Теперь меня удивляет скорее искренняя радость в комментах сообщества в Фейсбуке, созданного по поводу данного события. Общий настрой - это даже не поддерка, а слёзы восторга: "Пришёл, наконец-то, касатик! Мы ж тебя, родного, несколько десятилетий уже ждали такого! Господи, неужели это не сон, и у нас теперь есть Вождь? Не сон, братцы, не сон! Дай тебе Бог здоровья, Стивушка ты наш родненька-ай!" - и всё в таком духе, только ещё и капсом.
В общем, я желаю Стиву всяческих успехов. Круто будет, если этот человек когда-нибудь станет президентом Южной Африки. Это, конечно, маловероятно, но как бы смотрелось!
А мы в России тоже можем извлечь для себя урок из этого. То, что творится у нас в последние годы, не может не удручать русского либерала. Но "российский либерализм" в его существующем виде имеет один важный недостаток: он не умеет нормально маскироваться, не умеет подстраиваться под ситуацию, зато всегда надеется подстроить ситуацию под себя, не обладая необходимыми для этого ресурсами. Буры, видя, что гора не идёт к Магомеду, решили сами пойти к горе со своей нехитрой идеей "если другим можно, то почему нельзя нам". Вот, глядя на буров, и я подумал...
Если у нас так любят защиту чувств верующих, то почему бы не объявить либерализм религией? Заповеди и символ веры вполне можно скомпилировать из Локка, Монтескьё и других великих. Можно объявить сходки единомышленников или, скажем, митинги религиозными собраниями. Толку будет немного, зато какой повод для троллинга и какая возможность потыкать всю эту братию их же оружием!
При желании можно и "традиционные либеральные ценности" изобрести. А что? Демократия в Новгороде да Пскове, исконные связи с Европой (а Азия - только в качестве самого успешного колониального проекта в истории), добавить щепотку истории гомосексуальности на Руси в Средние века для пущего баттхёрта - и там уже посмотрим, у кого ценности традиционные, а у кого совок пополам с мракобесием. И в качестве вишенки на торте - "традиционного лидера" избрать, типа патриарха. Правда, с этим у либерализма в России всегда туго было, слишком много "фюрерков" - но при желании можно напрячься и найти кого-нибудь, кто устроит всех хотя бы в качестве церемониальной фигуры. По этой причине выбирать лучше тоже деятеля искусства, а не профессионального политика. Правда, из кандидатов в голову только Макаревич приходит - да и вопрос ещё, правоверный ли он или просто ситуационно поддерживает наше религиозное меньшинство. Вот было бы эпичное видео: сцена, коленопреклонённый Макаревич, какой-нибудь Рыжков торжественно зачитывает текст посвящения, после чего Навальный возлагает меч на плечи новоиспечёного "традиционного лидера", и маленькая уютная община российского либерализма дружно радуется обретению Вождя...
Click to view
Госпел есть не только в Америке, но и в Южной Африке. В этом клипе на песню "Наш Король идёт" (или, говоря по-русски, "наш Царь") Хуанита дю Плесси поёт на африкаанс о том, что кто-то правит, а кто-то в подчинении, о том, что есть тот, кому нет равных, и кто однажды придёт, чтобы объединить нас, повести за собой и воскресить...