страницы ссылок по темам dor-zhur: 1
ДФА, 2
ДЖ, 3
Продолжение …Выбираюсь из Атбасара на автотрассу, идущую от Кустаная на восток. Останавливаюсь возле моста над рекой Жабай.
Ветрище жуткое! Ну, только с Псилоритом могу сравнить.
Переливаю в пустую 5-литровую бутыль сгущенное молоко из литровой бутыли. Туда же заливаю 4,5 литра воды «Асу». Взбалтываю и кое-как разливаю по 1,5-литровым бутылям. Ветер не позволяет делать это аккуратно. И хотя я укрываюсь за парапетом моста, но из-за ветра побрызгался сгущёнкой весь. Спускаюсь к Жабаю, чтобы немного замыть куртку и штаны.
С некоторым опозданием от намеченного графика отъезжаю от Атбасара. Путь мой в этот день лежит на север параллельно долине Жабая, но только на некотором удалении от реки…
Дача - понятие расплывчатое. Дачи бывают разные. Многие знают, как, например, выглядят дачи в Подмосковье. А вот так выглядят дачные домики возле Атбасара:
Еду далее. По правую сторону чуть позади вдалеке теперь уже виден Атбасар. Чуть левее его можно разглядеть даже долину Ишима:
.
Т-образный перекрёсток. Направо - 1480 км до Алматы:
Налево - гораздо ближе до Балкашино (на указателе 77 км):
Вдалеке видна расположенная в стороне от дороги Борисовка. Борисовка - большой населённый пункт. Основана была в 1879 году как Владимиро-Борисовка [
Википедия. Атбасарский район.] На карте 1914 г. («Карта земель казачьих войск») подписана как посёлок Борисовский.
Поворачиваю в сторону Балкашино. Почти сразу же напротив меня останавливается автомобиль. Водитель интересуется, как проехать в Кустанай. Ну, нет, не этой дорогой, и, должно быть, ему надо было поворачивать влево. Уезжает.
Пока общался с водителем, заметил, что ветер с лёгким шуршанием перемещает по обочине даже мелкие крупицы-камешки. Вероятно, я не смог бы сколь-нибудь продолжительно ехать против такого ветра. Ну, поупирался бы часок-другой, да и пошёл бы с велосипедом пешком. Никогда ещё мне выезжать не случалось при таком ветре!
На моё счастье ветер, хотя и сильный, но попутный. Поначалу, в пологую горку моя скорость существенно превышает 20 км/ч, а на пологих спусках безо всяких усилий доходит до 38 км/ч. Это происходит, подчёркиваю, на очень пологих уклонах.
Транспорт проходит очень редко.
Ещё раз дорога проходит над Жабаем. Здесь его русло размерами поменьше:
Далее на противоположной стороне дороги стоит «Газик». Водитель махнул мне рукой. Ему, оказывается, надо было позвонить. Но как позвонить с моей симки в пределах Казахстана - этого с первой попытки не получилось. «Ну, ладно», - говорит водитель, - «езжай, а я понемногу могу ехать - с остановками через каждые пару километров». Русская чета. Они, конечно, поинтересовались у меня, откуда я и куда (уже не первые и не вторые за день). Помимо прочего, я ещё раз поинтересовался насчёт волков. Да, говорят, водятся и здесь, и не так чтобы мало. Но сейчас уже т.н. «волчьи свадьбы» у них закончились, так что можно не опасаться.
Еду далее. Лесов здесь нет вообще. Лесополос вдоль дороги пока тоже нет. Деревца, какие есть, видны лишь на удалении от автодороги. Посему местность в моём восприятии представляет собой нечто похожее на автодорогу «Домнино - Сетуха» в Залегощенском районе Орловщины: в целом - тоже местность без чётких ориентиров.
Из птиц постоянно попадают в поле зрения сороки и вороны. Да ещё какие-то белые птицы, которых никак не удаётся рассмотреть. Эти летают обычно по двевсего не асфальтирована. заморачиваться вопросом, возможно ли вот сейчас выехать из Атбасара этой дорогой, которая далее скорее реже - по одной, и встречаются близ временных водоёмов талых вод. Вероятно, это - крачка, но не уверен. А ещё чуть раньше (близ Атбасара) видел, вероятно, небольшого пернатого хищника, но толком не разглядел.
Первая деревня на моём пути - Покровка:
Основана была в 1870 г. [
Википедия. Атбасарский район.] На карте 1914 года подписана как посёлок Покровский.
(на яндекс-картах Покровка подписана как «ак-мечеть», а Борисовка - как «аршалы», но и то и другое - ложная информация. Никогда эти населённые пункты на казахский манер не назывались и не называются, а н.п. с такими названиями расположены совсем в других местах).
В то время, как проезжаю через Покровку, впереди - меня метрах в двадцати - через дорогу перекатыватся небольшой шар перекати-поля. Тоже размером с волейбольный мяч, и тоже слишком быстро, чтобы можно было задействовать фотоаппарат.
Потом в течение дня в поле зрения попадались только небольшие обломки перекати-поля, но отнюдь не цельные шары. Не сезон. Они, должно быть по осени массово «мигрируют».
Тригопункт, вполне целый:
.
Вскоре замечаю, что равнина впереди не вполне однородна. Местный пейзаж:
Собственно, чего я его заснял? А вот различил на самом горизонте:
Горы Сандыктау (в переводе - «Сундук-гора»). зум.
.
Большая часть Атбасарского района расположена к югу от райцентра, в северном направлении район не так протяжён. Так что вскоре после Покровки я выезжаю из Атбасарского района в Сандыктауский:
.
та же самая сопка на горизонте (зум).
Сандыктауский - это, пожалуй, самый русский район Акмолинской области. Русские (вместе с украинцами и белорусами) составляют здесь 62,2 %, в т.я. собственно русские 56,3%. Ещё 7,2% составляют немцы. 6,5% приходится на чеченцев. На долю казахов приходится всего 19,6%. [
Википедия. Сандыктауский район.]. На
информационном портале акима Сандыктауского района приводится другая информация, которая в % выражается следующим образом: русских 57,4%, украинцев 3,8%, белорусов 1,6%, немцев 6,6%, чеченцев 1,7%, казахов 2,3%. Забегая вперёд, могу отметить, что по впечатлениям от поездки данные из второго источника выглядят даже более убедительными. Непонятно только, кого в нём записали в «другие» - на них приходится аж 25,3%.
Старейшим селом района является бывшая казачья станица Сандыктавская (ныне - село Сандыктау), основанная в 1861 г. Но районным центром в настоящее время является более крупное переселенческое село Балкашино. Оно было основано в 1877 г. [см. на
информационном портале акима Сандыктауского района]
Вдоль лесополос ещё лежит нестаявший снег:
.
А в кюветах стоят большие лужи воды:
Вдалеке - село Спасское. Основано в 1880 году как переселенческое село.
Приятно наблюдать, что во всех деревнях, расположенных вдоль дороги, пасётся по стаду. Где коровы видны, где лошади, где овцы, а где есть и овец стадо, и коров. Причём овцы иной раз пасутся далеко от домов, стало быть, волки на них не зарятся. Это успокаивает, так что к концу дня про волков я уже почти совсем перестал вспоминать, равно как и припасённые для этого случая, а точнее сказать - для собственного спокойствия петарды.
Спасское.
На окраине Спасского пасутся овцы. Можно было сделать умилительные кадры, но я не стал задерживаться:
Ветер крепко помогает. Поначалу не успеваю замечать, как быстро и легко отсчитываются километры на велокомпьютере.
По левую сторону слышен протяжны звук. Вой? Нет. Может, узкоколейка на Шантобе? Узкоколейка идёт параллельно автодороге, но до неё прилично - километров 40. Не она. Далеко не сразу понял - это так ветер гудит в проводах высоковольтной ЛЭП, которая проходит вдоль автодороги.
Ближе к Новому Городку справа от дороги оказался первый на моём маршруте берёзовый перелесок - небольшой, с множеством грачиных гнёзд:
.
Новый Городок:
На карте 1914 года Новый Городок отмечен как переселнческое село Новгородское.
В деревнях Сандыктауского района заметна всё та же как и в Атбасаре тенденция красить ставни и наличники в синий цвет. Что любопытно: на старых фотографиях Г.Е. Катанаева 1896 года в станицах сибирского казачьего войска отображены точно такие же по форме ставни. Разве что цвет на чёрно-белых фотографиях не виден.
Теперь ветер уже немного поменял направление. Теперь он дует сзади-сбоку. И всё равно толкает вперёд! Иногда склоняет мою траекторию с края асфальта на обочину.
Собственно, уже давно намечался дождь. Сначала сгущались облака вокруг. Потом стало видно, как дождь идёт вдалеке впереди - над горами Сандыктау. Там, над совсем невысокими горами он начался раньше, чем во всей остальной обозримой местности. И вот теперь, почти сразу после Нового Городка закапал и здесь:
вид на горы Сандыктау
Понемногу закапал. Но видно, что слева-сзади дождь льёт. А ветер - оттуда, и стало быть, дождь идёт сюда. Останавливаюсь. В темпе одеваю поверх джинсов мембранные штаны. Вовремя. Дождь, накрапывая, усилился. И так до Владимировки поливал меня сильно. И с ветром, разумеется.
Владимировка.
На карте 1930-х гг. она подписана как Владимирское.
Автобусные остановки в северном Казахстане являют собой странное смешение простенького советского архитектурного стиля с претензиями на оригинальность в каждом конкретном случае. Вот, например, обычная автобусная остановка во Владимировке, оформление которой, однако, более нигде не повторяется:
Забегая вперёд, отмечу, что за всё время поездки по северному Казахстану мне ни разу не встретились ни матюки на каких-либо стенах, ни сомнительное настенное малячество (p.s. разве что на стене одного из домов в Татарской слободе Петропавловска намалякана какая-то надпись). Специально присматривался. Нет - и всё тут. Не знаю даже, к чему соотнести это обстоятельство: к современным казахстанским достижениям или же к культурному наследию потомственных сибирских казаков?
Не то чтобы на стенах автобусных остановок совсем нет никаких надписей. Встречаются безобидные и малозаметные процарапанные, или же надписи простым карандашом в духе: «здесь был такой-то, или такая-то», «я тебя люблю» и т.п.
продолжение следует...страницы ссылок по темам dor-zhur: 1
ДФА, 2
ДЖ, 3
Продолжение