страницы ссылок по темам dor-zhur: 1
ДФА, 2
ДЖ, 3
Продолжение Через некоторое время после пересечения границы поезд останавливается в Кайраке. Кайрак - небольшой населенный пункт (переводится как «могильная плита», в советское время имел название Комсомолец [
Каерак]. Здесь происходит пограничный контроль, осуществляемый казахской стороной.
Пока пограничник оформляет документы, интересуюсь у него, сколько же можно находиться в Казахстане без регистрации? Отвечает, что 30 дней. На вопрос, указано ли это на штампе, и на что ссылаться при выезде, недоумённо произносит: «я же два штампа поставил». И идёт по вагону далее.
Стало быть, два штампа на момент поездки автоматически обозначают возможность находиться без регистрации не 5, а 30 дней. Это хорошо. Это очень хорошо! Тогда я в Атбасаре сдам ж/д билеты до Петухово и из Петухово и не стану разбивать веломаршрут на два участка.
В то время, пока поезд стоял в Кайраке, за окном лил дождь. С градом.
Поезд трогается. Убедившись, что пограничный контроль завершён, достаю фотоаппарат и делаю первые кадры в Казахстане.
За окном - Кайрак:
.
.
Поезд следует далее - по Кустанайской области. Теперь он большей частью времени идёт среди бескрайних полей:
где-то между Тогызаком и Фёдоровкой
Местами на всей равнине до самого горизонта - ни одного деревца. И ни одного укрытия на случай непогоды. Как то оно будет с ночёвками?
Вечер. Очень красив контраст освещённых Солнцем золотистых полей и тёмных синих туч на востоке.
Но я уже поставил аккумулятор на зарядку и заснять пейзаж не могу. Ещё один упущенный по той же причине кадр - заброшенная деревенька с остатками фундаментов и оснований стен по всему их периметру. Посреди пространства заброшенной деревеньки возвышается печная труба подобно обелиску. А за близлежащей балкой - расположена вполне обжитая деревня.
Ещё один упущенный кадр - кладбище, на котором есть как могилы привычного вида с металлическими оградами, так и, по-видимому, мусульманские могилы, выложенные по периметру то ли камнем, то ли кирпичом и оштукатуренные.
И ещё одна досада - не удалось заснять село с кирпичной православной церковью, пять позолоченных куполов которой ярко светились свечами в лучах Солнца на фоне обширной равнины и тёмных туч.
Перелески в этой местности встречаются исключительно байрачные. Берёзы растут только по склонам нечастых лощин и балок.
Небо над равниной - облака низкие, тёмные, и контрастные на фоне синевы, а вдалеке - розовые, подсвеченные Солнцем. Одно время у горизонта виден был и кусочек радуги.
Немного южнее райцентра Фёдоровки (станция в райцентре «зашифрована» как Жаркол - поди догадайся, что это Фёдоровка!) заснял фактурную низкую тёмную облачность, точно под которой проходил поезд:
Пожалуй, если такие облака соберутся и прольются, мало не покажется! И действительно: вскоре одна оставленная позади туча приняла грибовидную форму, и видно стало, что из неё неслабо льёт дождь:
между Фёдоровкой и Кустанаем
Остановка в Кустанае. Буквы на здании вокзала обозначают его современное официальное название - Костанай. С восточной стороны видны облака в виде высоких гор - часть со сглаженными вершинами, часть - с «заснеженными» и подсвеченными Солнцем. Пока стояли в Кустанае, стемнело.
Отъезжаем. Огни Кустаная остаются по правую сторону поезда.
Укладываюсь. Необходимо сколько-то поспать.
.
28.04.2013
Ночью просыпаюсь ещё до звонка будильника. Почти сразу, как проснулся, слышу, что поезд идёт по мосту. За окном - ночь, довольно широкая река, яркая Луна, и её свет на волнистой поверхности реки. Больше ничего не видно.
В этой местности так выглядеть может только Ишим. И действительно, вскоре поезд останавливается на станции Есиль (в казахском варианте Ишим звучит как Есиль). Стало быть, разница во времени с московским - только два часа, а не три, как я думал. Часы на телефоне не перевожу, оставляю время московское. Так легче будет ориентироваться, когда буду уезжать домой. Но вот на веломаршруте привыкнуть к такому несоответствию будет непросто, особенно по утрам.
Ишим я здесь не заснял. Но вот - кадр местного ночного пейзажа, разве что без реки:
Вот если придётся ночевать посреди степи - каково оно?
Просыпаются и мои соседи-пенсионеры. Они едут несколько дальше. Говорят (со слов родственников), что эта зима была очень снежная, и что зимой из снега видны были лишь верхушки деревьев. И показывают на придорожные лесополосы. Я не очень тому верю, мысленно полагая, что, наверное, в оригинале имелись в виду лишь байрачные перелески (впрочем, на веломаршруте я несколько пересмотрел это мнение).
Тем временем светает.
Проезжаем станцию Жаксы. Насколько мне известно, казахское «жаксы», это примерно как русское «хорошо».
Жаксы.
Пьём чай.
Поезд прибывает в Атбасар. Стоит здесь пятнадцать-двадцать минут. Сосед-пенсионер по собственной инициативе помогает мне выгрузиться из поезда. И пока я на перроне собираю велосипед, машет мне из окна уходящего поезда рукой.
Ну, вот и всё, я нахожусь в маленьком, затерянном посреди Казахстана городке, про существование которого в Орле, например, почти никто и не знает. Когда брал билеты в Атбасар, то название города диктовал кассирше по буквам.
Не торопясь, полностью собираюсь. Собравшись, делаю автоспуском «предстартовый» кадр.
Этот первый на веломаршруте кадр едва не стал сразу же и последним. Я совсем забыл о том, что взял с собой штатив. И поставил фотоаппарат на газонное ограждение. В те секунды, пока возвращался к нему, фотоаппарат вдруг свалился с перил на асфальт, но хорошо не объективом, а всего лишь основанием корпуса. Осталась только маленькая царапина, никаких других последствий не случилось.
Захожу в здание вокзала.
Времечко ещё раннее. Приходится немного обождать в зале ожидания. Тут ещё почти никого нет. Пообщался немного с уборщицей. Та поинтересовалась, далеко ли собираюсь ехать на велосипеде. Ответил размыто, что, дескать, вот хочу посмотреть в этой местности деревни, где жили мои предки (не стал уточнять, что до ближайшей из этих деревень - километров 80). Та заметила, что опасно вот так одному ездить. Мол, старший брат её мужа тоже ездил на велосипеде, но 4 года тому назад не вернулся. На этот счёт я, правда, не уточнил у неё, о котором регионе идёт речь, задним числом подозреваю, что подразумевался южный Казахстан или Средняя Азия. Поинтересовался, как в окрестностях Атбасара обстоит дело с волками. Говорит, «водятся и здесь, и много!». И напоследок посоветовала: «бери, бери билет до дома, и езжай скорее домой, к семье…»
М-да, обнадёживающее начало маршрута! Но, собственно, предостережений я уже наслушался и до поездки. Так что об отмене маршрута речи не идёт. Тем более, сама работница из Атбасара, может быть, и не выезжает, а судит со слов знакомых.
На вокзал я зашёл, в частности, затем, чтобы сдать оказавшиеся непотребными билеты до и от станции Петухово. Я рассчитывал, что сдав билеты, получу на руки к 7,5 тысячам ещё примерно столько же тенге. Возврат билетов в кассе мне оформляют, но говорят, что раз билеты я покупал в рублях, то получить деньги обратно смогу только в российской железнодорожной кассе. :(
Перекусил запасёнными для завтрака бутербродами.
Ещё мне надлежало приобрести местную симку. Потому как звонок из Казахстана домой по обычному тарифу обходился в 33 рубля за минуту. В здании вокзала есть павильончик «Билайн», тут предлагают льготный тариф для звонков в Россию по 15 руб./минуту. Но я отказываюсь, т.к. знаю, что у оператора «Kcell» существует тариф втрое дешевле.
Нашёл салон сотовой связи не сразу, хотя он находится рядом со зданием вокзала. А до того зашёл в несколько магазинов, расположенных неподалёку. Продавщица всё рассказала, настроила.
Позвонил домой - проверка связи.
Осталось обменять валюту. Пункт обмена тоже находится неподалёку от вокзала, посреди рынка.
Что касается внешнего вида населения городка, то я оказался в лёгком удивлении. Дело в том, что по статистике 2010 года, в Атбасарском районе проживает 38,6 % русских, 10,53% украинцев, 2,29% белорусов, 5,88% немцев, 2,22% татар и 33,89 % казахов. И, действительно, здесь немало казахов. Однако же, визуально отличить, где русский, где казах, а где татарин подчас не просто. Перемещаясь близ вокзала, я посчитал, что, наверное, здесь перемешалось население разных этносов таким образом, что это отобразилось на внешнем виде горожан. Чуть позже со слов местного я узнал, что в городе - немало недавних выходцев из более южных регионов - не только казахов, но и узбеков, киргизов. Ну, и поскольку я перемещаюсь преимущественно от одного объекта сферы торговли к другому, то посему, возможно, и доля приезжего контингента на пути оказывается выше, чем в среднем по городу.
Так или иначе, народ везде вполне такой толерантный, доброжелательный и готовый с охотностью что-либо подсказать.
Что касается самого Атбасара, город этот был основан в 1830-х г. как пограничный пункт №96 посреди т.н. «киргизской степи». В 1845 г. на его месте возникла станица Атбасарская, которая в 1878 году получила статус уездного города и стала называться Атбасаром [
atbasar.online.kz]
О достопримечательностях Атбасара информации в интернете почти нет. Всякие там памятники революционерам меня не интересуют. А памятников архитектуры в городе официально всего 2 - 3: бывшее здание гимназии 1909 года постройки, бывший дом купца А.Белова 1911 г. и бывший торговый дом купца Волосникова (к. XIX века). Я хотел предпринять попытку отыскать хоть что-нибудь из этого перечня, но…
Выезжаю на маршрут. Еду по улице Ауэзова. Проезжая часть - вся волнами, в выщербинах, визуально как крупная рябь на воде:
Подумал было: «зря ругаете российские дороги, приезжайте-ка в Атбасар!» Но понял, что слегка погорячился: после первого же светофора дорожное покрытие стало ровным и достаточно хорошим. Немного. Потому как проехав по городку, обнаружил, что асфальтированы здесь только основные проезды, а все прочие улицы - не асфальтированы. Это примерно как у нас на Выгонке лет этак пятнадцать тому назад:
Улочка в Атбасаре.
В Атбасаре обычным делом красят ставни, наличники и всякие элементы декора как на домах, так и на заборах в синий цвет (редко - в белый). Ставни в Атбасаре почти всегда покрашены в синий цвет:
.
Иногда встречаются варианты наружной рекламы, несколько неожиданные для столь маленького городка:
.
Ветер западный, дольно сильный. В нескольких метрах впереди меня через дорогу перекатился шарик перекати-поля размером с волейбольный мяч.
В центральной части города у площади расположен римско-католический костёл:
Здесь повернул направо. Заприметил поблизости продуктовый магазин, затарился тремя полуторалитровыми бутылями воды «Асу».
Планировал выехать из города по плотине в юго-восточной его части. Тем более, что два архитетурных памятника находятся где-то неподалёку.
Вот только зима-то была затяжная. Улицы без асфальта ещё не просохли и представляют собой грязное месиво. Рыскать по ним, выискивая достопримечательности и теряя при этом время, я не стал. У меня таки есть запланированный график и его необходимо более-менее придерживаться.
Дорога, непосредственно выводящая к плотине, асфальтирована, но грязищи и на ней больше, чем хотелось бы. Этак изгваздаюсь раньше, чем из города выберусь! Тут же ещё и собаки местные облаяли… Но вот и плотина через реку Жабай. На краю плотины сидит мужичок и удит рыбу:
.
Вид с плотины в южном направлении - где-то там километрах в двадцати двенадцати(-p.s.) протекает Ишим в его верхнем течении. Туда Жабай и впадает.
.
А это - вид с плотины в северном направлении. На окраине Атбасара видны двух или трёхэтажные здания. Памятники архитектуры должно быть где-то среди них. Но искать к ним дорогу я не стал.
Но вот плотина то оказалась размыта! А на Жабае - всё ещё высокая вода:
Посему более не приходится заморачиваться вопросом, возможно ли вот сейчас выехать из Атбасара дорогой, которая далее, скорее всего, не асфальтирована. Приходится возвращаться немного и выезжать из города совсем другой дорогой.
В северной части Атбасара по левую строну от дороги расположена недавно построенная мечеть:
.
По правде говоря, вид новых мечетей вообще вызывает у меня двойственное чувство. С одной стороны, я приветствую веротерпимость. С другой стороны, наблюдая в новостях за действиями религиозных фанатиковв разных странах, испытываю некоторую подозрительность к проявлениям ислама. Тем более, что ислам представляется мне по ряду принципиальных позиций существенным шагом назад по сравнению с христианством. В целом я придерживаюсь мнения, что толерантность - это вообще хорошо, но особенно хорошо, когда она взаимна. Примеров отсутствия толерантности можно привести множество. Вы же не можете привести в пример ни одного христианского храма на территории Саудовской Аравии - более того, граждане её, перешедшие в христианство приговариваются к смертной казни [Википедия. Христианство в Саудовской Аравии.]. И не наблюдаете желания вернуть православным Софийский собор V века в Турции. Равно как не возобновляются богослужения во многих порушенных храмах Западной Армении, Понта, Каппадокии и Анатолии. И не в каждом районе Чечни есть православный приход - хотя часть чеченцев в прежние века приняла христианство ещё раньше, чем остальная их часть приняла ислам. А в египетском Каире христиане вынуждены специализироваться на самом непрестижном занятии - на утилизации мусора… Ну да не станем вдаваться в пространные рассуждения, далеко выходящие за рамки темы. Тем более, что ситуация здесь другая.
Казахстан как светское мирное государство старается проводить политику веротерпимости. Не знаю, сколько в Казахстане мечетей, но наверное в каждом райцентре таковая обнаружится. Православные приходы действуют хотя и не в каждом райцентре, но всё же их немало - 295 православных приходов по стране [
Православие в Казахстане.]. Если верить официальной статистике, то это может показаться удивительным для страны, мусульманское население которой составляет 70,2%. На самом деле таковая статистика учитывает лишь национальный состав. Реальная же картина сильно отличается. Согласно массовым опросам, по состоянию на 2002 г. в Казахсстане 35,4% населения составляли православные (около 5 млн. чел.), 33,4% - мусульмане, 28,1% - неверующие, 3,4% - представители католичества, протестанства и др. религий [
А.Шустов. Сколько православных в Казахстане?]. Эти цифры дают понять, что некоторая часть казахов признаёт себя христианами. Сколько именно, сказать трудно. Во всяком случае, меньше 8% от общего числа казахов не получается. И это - если считать с допущением, что все неверующие - из числа казахов. Очевидно же, что на самом деле, неверующие есть и среди представителей других этносов. И если, например, они распределены в равных пропорциях, то в таком случае доля христиан среди казахов получается что-то около 17%. В общем, с которой стороны ни посмотри повнимательнее - Россия и Казахстан оказываются гораздо ближе друг к другу, чем кажется.
Ну вот, римско-католический костёл и мечеть в Атбасаре я увидел. Православный храм если в городе он и есть, то на глаза мне не попался.
Далее по правую сторону расположено несколько старинных двухэтажек. Они не внесены в перечень памятников архитектуры, но выглядят вполне эксклюзивно:
.
.
Вид на северную окраину Атбасара:
Выбираюсь на автотрассу, идущую от Кустаная на восток. Останавливаюсь у моста над рекой Жабай:
.
Ветрище жуткое! Ну, только что с Псилоритом могу сравнить.
продолжение следует...страницы ссылок по темам dor-zhur: 1
ДФА, 2
ДЖ, 3
Продолжение