страницы ссылок по темам dor-zhur: 1
ДФА, 2
ДЖ, 3
Продолжение А что же представляет собой Широмасово ныне, спустя более четырёх веков после событий, изложенных в предыдущем посте?
8.02.2024
Добраться в сей пункт не так-то просто. Я ехал с пересадками. Зубова Поляна запомнилась только залами ожидания и неистовым ночным бураном. Ветер лепил снегопадом, сносил с крыш целые тучи снега, пронизывал холодом.
Зато прежняя деревня Широмасова (а ныне село) встретила утренним солнечным морозцем:
Название деревни происходит от дохристианского мордовского имени Широмас. Человек с таким именем жил здесь сколько-то ранее Смутного времени.
За последние четыре века, разумеется, много чего произошло. Отмечу вкратце лишь крещение мордвы, которое здесь осуществлялось с 1680-82 гг.
В 1685 году в населённом пункте появилась православная церковь, деревня стала селом. Не все её жители тогда приняли христианство. Те, кто не пожелали отказаться от язычества, ушли и поселились в выселках неподалёку. Со временем, по мере принятия христианства они или их потомки вернулись в село [
с. Широмасово ;
Эдуард Сюндюков Жители села Широмасово Темниковского уезда. (ныне Теньгушевский район Республики Мордовия). Глава первая. ].
Местная мордва относится к небольшой эрзянской этнической группе, именуемой как теньгушевская мордва, она же - мордва-шокша. Неудивительно, что этнос обычно ассоциируется в представлениях или с селом Шокша, или с райцентром Теньгушево. Но на самом деле, шокша проживает в разных населённых пунктах района, а её название образовано от небольшой одноимённой речки Шокши.
Мордва-шокша издавна обособлена в пространстве от остальных эрзян. Обычно утверждается, что эрзянский субъэтнос шокша приобрёл своеобразие под влиянием близости мордвы-мокши. Это утверждение верно отчасти, т.к. неполно. Издревле регион был сложен по этническому составу. В XVI - XVII вв. помимо эрзянской и мокшанской мордвы здесь в тесном соседстве проживали кадомские и темниковские татары, русские крестьяне и бортники. В более ранние века немного севернее проживали мурома и мещера.
А ещё, местность проживания шокши издревле была обособлена от других населённых пространств огромными малолюдными лесами - почти со всех сторон. Скажем, с внешней стороны наименьшего по ширине леса, западнее реки Ермиши располагались две мордовские деревни - Пошатова и Шапкина (и позже возникшая рядом с ними «ещё одна» Коломасова - поселение выходцев из более старинной одноимённой деревни). Но местность у тех двух деревень была открыта на юго-запад в сторону Шацка, где проживало многочисленное русское население. В результате мордва западнее Ермиши с веками, похоже, полностью растворилась в русской среде. А вот восточнее шокша сохранилась как своеобразный этнос. Не случайно, в XX веке административная граница между Рязанской областью и Мордовией прошла по лесу западнее Широмасово.
В настоящее время шокша проживает в полутора десятках населённых пунктов Теньгушевского района (см. карту) и 5-ти позже возникших пунктах Торбеевского района (Дракино, Кажлодка, Фёдоровка, Якстере Теште, Майский - они за рамкой карты). Скорее всего, подразумеваются пункты с преобладанием шокшинского населения (т.к. само Теньгушево в справочных материалах в качестве места проживания шокши не упоминается - а я не думаю, что мордвы в нём вовсе нет).
Карта расселения мордвы-шокши (теньгушевской мордвы):
До административных преобразований XX века местность относилась к Тамбовской губернии. Хотя, конечно, с трудом ассоциируется с Тамбовщиной.
Судя по картам, в начале XIX века село располагалось вблизи церкви и ещё не достигало дороги, проходившей из Теньгушево и Куликовки в Енкаево и Кадом. Но понемногу достигло.
В XX веке по этой самой дороге, но с поворотом на Коломасово, Мельсетьево и Ермишь пролёг асфальт из Теньгушево и Куликовки. По этим причинам основной улицей села стала Советская, проходящая по старинной дороге. А не те, что сложились вблизи храма. Закономерно, что в первую очередь я осмотрел именно Советскую улицу.
Сравнивая Широмасово с северо-востоком Мордовии, отмечу, что фронтоны деревянных домов, оформленные в виде маковки, здесь встречаются редко. Окна всё также прямоугольной формы. Изогнутого дугой верха окон, как в Саранске, не встречается.
Но есть в Широмасове свои местные декоративные особенности архитектуры.
Вот, например, первый же дом предстаёт с местным вариантом оформления наличников и с неким подобием изображения колоннады под окнами:
Наличники в селе можно увидеть разные, а вот узор подобием «колоннады» встречается весьма стабильно:
Как и на северо-востоке Мордовии, встречаются подсобные постройки, вынесенные вперёд фасадов. Но в Широмасово они - невелики и редки:
А вот - снова наличники в варианте, который я редко замечал к северо-востоку от Саранска:
Тот же мотив наличников, но более сложный:
Возможно я ошибаюсь, но нахожу черты отдалённого сходства местных наличников с горизонтальным орнаментом стен местного сельского храма (о нём упомяну в следующей части рассказа).
В селе есть и памятник воинам-землякам, погибшим на Великой Отечественной войне - совсем простенький скромный обелиск.
Дом с наличниками и сосны красивым фоном:
Вот на этом кадре местные особенности резных наличников видны лучше (и купол храма заметен):
В деревне основная автодорога поворачивает направо - в Коломасово и Мельсетьево. Мельсетьево - последний населённый пункт на северо-западе Мордовии, за которым автодорога дорога уходит в Рязанскую область.
А прямо от перекрёстка Советская улица в Широмасово ещё продолжается на юго-запад. Здесь же влево отходит улица Кирова - к церкви. Иду по Советской улице в направлении окраины села:
И вот - уже почти на окраине (вид в обратном направлении):
Где-то в той стороне (в правой половине кадра) расположено над рекой древнее Широмасовское городище. Оно примечательно археологам в свете вопросов о формировании поздняковской археологической культуры. К городищу я не пошёл. Не только по причине сугробов выше колена. Но и потому, что на момент посещения села о городище ещё ничего не знал.
Своего рода местным колоритом в Широмасове предстают ивы с огромными диаметрами стволов. Большие деревья, потенциально опасные падением, здесь не спиливают под ноль. Но обрезают на высоте двух-трёх метров. Отчего их облик приобретает довольно-таки экзотическую форму. Одна такая ива со стволом в три обхвата встретилась мне на юго-западной окраине села. Наверное, она стоит ещё с тех времён, когда крестьяне заготавливали с неё прутья для плетения домашней утвари:
Подошёл к этой иве. В снег проваливался гораздо более, чем по колено:
Ещё немного - и выхожу на самую окраину села. Местность выглядит примерно, как в давние времена, как пять столетий назад. Просёлочная дорога заметена снегом полностью и даже не везде различима в сугробах:
Снега по колено и более. Лес впереди простирается в ширину на 7 км и в длину - на 5-6 км. Вот его северо-восточный край более широко:
Видимая опушка леса обозначает собой уже Рязанскую область. По ближнему краю леса протекает ручей Варкалей, через который, быть может, около столетия назад был построен мост, в разрушенном состоянии вроде существующий поныне. Левым краем этого леса и мимо перелесочков заметённый просёлок ведёт к реке Ермишь и к селу Енкаево, а от него есть примерно такая же дорога в заброшенное село Старое Пошатово. До него из села Широмасова - всего то 14 км!
Когда я ещё только планировал поездку, у меня была идея пешком пройти из Широмасово в Старое Пошатово. В деревне Широмасове в 1614 году жила вдова Налева Мордвинова-жена Тотарова. А в деревне Пошатове - Полаток Ардасев (Морясев), должно быть приходившийся сыном Мортасу и Налеве и отцом парадеевским Байко и Старко Полатовым (см. ч.19). В пределах известного я полагаю Байко, Полата, Мортаса и Налеву родоначальниками моих предков по линии Чекушкиных (хотя пока ещё не выявил исчерпывающе чётко всю генеалогическую линию, но всё же уверен в этом весьма). /P.s.23.07.2024: похоже, Байко - брат предка (брат Тергана Полатова)/.
Однако, зимние условия планировавшегося путешествия заставили меня отказаться от идеи посетить Старое Пошатово. Общественный транспорт в этой местности ходит редко. По февральским сугробам я с очень большой вероятностью не успею на последний автобусный рейс - хоть из Кадома, хоть из Ермиши, хоть в Шацк, хоть в Рязань. Вторая подряд бессонная ночь, да ещё в зимней глуши - стоит ли того посещение уже заброшенной деревеньки? И даже бонус в виде призрачной возможности уделить немного времени Пургасову, Старому Кадому и Кадому не был достаточным мотиватором к подобному путешествию.
К тому же, я достаточно хорошо читаю топографические карты-двухкилометровки, чтобы загодя понять, что волчьи стаи в этой местности зимой, конечно, встречаются (и хотя в селе одна местная жительница на мой вопрос утверждала, что нет у них никаких волков; однако же вскоре другой местный упомянул мне о встрече с волчьей стаей на дистанции в 300 м). Судя по карте, местность для волков вполне подходящая. Леса вокруг большие. Загодя я обзавёлся ультразвуковым отпугивателем, петардами и перцовкой. И полагаю, разошёлся бы при встрече с волками миром (если только не совсем уж врасплох). Всё же, подобная одиночная прогулка сама по себе сулила бы не только физические трудности, но и остроту восприятия окружающего ландшафта:
.
С края деревни посмотрел на юго-запад. Пожалуй, хорошо, что не запланировал пешего перехода из Широмасовой в Старую Пошатову. В сих зимних условиях это было бы физически довольно тяжело, и я наверняка не успел бы в Кадомском районе ни на какой общественный транспорт.
Как сейчас выглядит заброшенная деревня Старое Пошатово - это я могу себе представить на основе топографической карты-двухкилометровки и аналогий с другими заброшенными и частично заброшенными пунктами. А то, как выглядело это село где-нибудь так полвека, век или полтора века назад - можно представить на основе первой же иллюстрации книги:
Исчезнувшие, но не забытые: история населенных пунктов Кадомского района / Кадомская центральная библиотека; сост. Т. Крымская. - Кадом, 2018.- 63 с. : фот. Постояв на окраине Широмасово, разворачиваюсь. Возвращаюсь в село:
Снова встречается местная специфика в виде подстриженных ив:
Возвратившись до перекрёстка с улицей Кирова, поворачиваю на неё - к церкви:
Здание с простым и широко распространённым вариантом наличников:
А вот такие наличники, повторюсь, редки на северо-востоке Мордовии (видел, напр., в д. Лада), но обычны на северо-западном её краю:
Заброшенное здание - вероятно, подобные виды я и заснял бы в заброшенном Старом Пошатове:
Вид вдоль по улице:
Коллаж широмасовских наличников:
Два здания - одно жилое, с декоративной «колоннадой» под окнами, но уже с пластиковыми окнами и без наличников…:
…другое - с богатой декоративной резьбой, но уже необитаемое:
Здание на противоположной стороне улицы:
Вид в северном направлении, февральские сосульки и сугробы:
Ночной снегопад заставил селян взяться за лопаты. И вот они то там, то там выходят расчистить подходы к своим домам.
Жизнь сельских жителей осложняет отсутствие общественного транспорта: ходит всего одна маршрутка, и только по средам.
Снова встречаются колоритные подстриженные ивы:
.
![](https://sun9-35.userapi.com/impg/Q_kz0d7CsMAb0xgDBkDasfZ4MRghJK5XjNeGDg/tqU0QFioE7M.jpg?size=721x1080&quality=95&sign=0209801fdc141ae80a953f10657bde73&type=album)
.
По мере приближения к церкви, но удаления от основной дороги расчищаемая от снега улица становится уже. В этой её части с утра ещё никто не проезжал. Пеших следов становится всё меньше. Наконец, достигаю места, далее которого после ночного снегопада никто не ходил. Далее - только снежная целина, ещё не нарушенная ничьими следами.
Вынесенные вперёд фасадов подсобные постройки в селе редки, но вот - встречаются (вид в северо-западном направлении):
Наконец, выхожу к зданию Покровской церкви (строение 1821 года). В старину центр села находился здесь.
Правда, в писцовых материалах Кадомского уезда 1614 года говорится: «Широмасова на речке на Симеле». Речка Семилейка отмечена на карте Менде 1864 года десятком километров восточнее, у её устья находится село Баево. Однако, писцовое описание вотчин - баевских, шокшинских, нороватовских и широмасовских - приводит к выводу, что никакого перемещения деревни за десять вёрст в XVII - XVIII вв. не было. И что находилась деревня Широмасова примерно там же, где сейчас. И что писцы, по-видимому, подразумевали совсем маленькую речку Санфлейку, отмеченную на карте Менде полукилометром севернее.
Стало быть, населённый пункт начинал формироваться откуда-то отсюда. Жители XVI - XVII вв. селились, соответственно, вблизи места, где позже была построена Покровская церковь:
Продолжение следует…