Самолётом из Орла в Сочи.

May 16, 2021 23:04


страницы ссылок по темам dor-zhur: 1 ДФА, 2 ДЖ, 3 Продолжение

Подходит лето 2021 года. Наверняка многие планируют отправиться в отпуск. Кто на море, кто в горы, кто за рубеж. Что ж, если иммунитет выработан - то для жизни самих путешественников риска нет, а вероятность привезти с собой опасную для других заразу снижена многократно.

Закрытие границ заставило россиян вспомнить про внутренний туризм. В частности, про черноморское побережье. На черноморском побережье Российской Федерации самый большой и самый субтропический курорт - это, конечно же, Сочи.

Нет, я не собираюсь в ближайшее время в Сочи. Вместо того опубликую сочинские впечатления 1987-го года. В тот раз - в июле 1987 года - дедушка Аркаша отправился вместе со мной в Сочи. И для меня это стало, пожалуй, самым насыщенным мероприятием за всю вторую половину 1980-х.
- Как так? - спросите. - Ведь пост о том путешествии уже есть!

Верно. Пост уже есть. Его я составил где-то так в 2011 году по памяти и на основе 45-ти сохранившихся фотографий.

Но кроме того, непосредственно во время путешествия я конспективно вёл дневник - уже тогда, в возрасте 10-ти лет. И немного позже зачем-то переписал его в другую тетрадь. Один из этих двух экземпляров сохранился.

Вскоре после возвращения с курорта я начал описывать в тетрадке путешествие подробнейше, но терпения хватило только на перелёт из Орла до промежуточной посадки в Ростове-на-Дону. В этом описании, как я теперь думаю, прослеживается влияние прочитанных произведений Жюля Верна - и в манере изложения, и в некоторых специфичных словах и выражениях.

Затем ещё раз на свежую память я пытался описать сочинское путешествие, но терпения хватило и того менее. К тому же, второй вариант получался не только менее подробным, но и стилистически менее удачным.

Долгое время и дневник-конспект, и подробные описания перелёта я считал утраченными. Однако, несколько лет назад они вдруг обнаружились. Теперь предлагаю их вниманию посетителей блога.

Сначала - подробное описание перелёта: более удачный текст 1987-го года с небольшими дополняющими вставками из второго варианта (привожу вставки другим шрифтом, но тоже курсивом). Описание воспроизвожу со всеми детскими наивностями, сохраняя орфографию и грамматику, с минимумом купюр (неясно или неудачно выраженных мыслей) и с небольшими комментариями (они без курсива в прямых скобках).

А вот и подробное описание перелёта:

***

«В Сочи.

Это было шестого июля. Мы с дедушкой рано встали, умылись, оделись, поели и отправились в аэропорт.

Чемоданы упакованы со вчерашнего вечера. Мы с дедушкой стоим у остановки. Моросит мелкий дождик. Я стою в синем полувере или, как говорит, моя прабабушка, в джемпере. Поверх полувера надет коричневый плащ. Минут через 10 подходит автобус номер семь. Мы садимся в него и отправляемся.

Идея съездить в Сочи зародилась у нас как-то сразу. Однажды, я начал вспоминать, как неплохо я отдохнул в Евпатории год назад. Я точно помню, что отправился туда первого июля… /вместе с родителями - то была моя первая поездка на море/. Тут дедушка предложил мне поехать в Сочи. /Должно быть, тем самым он хотел избавить меня от негативных переживаний, о которых догадывался; он вообще по мере возможности старался помогать людям/. Он написал в Сочи письмо своим знакомым. Это казалось мне каким-то необычным, очень дорогим удовольствием. Окончательно я поверил в возможность поездки лишь когда дедушка купил билеты на самолёт. С того времени я стал отсчитывать дни, а затем часы до отлёта.

Но сейчас все мои сомнения улетучивались. Мы едем в автобусе. Пока народу было немного. Но уже на Посадской забит весь автобус. Проехав полтора десятка остановок, мы высаживаемся на остановке «Цон». Отсюда до аэропорта мы идём пешком. Улица довольно узкая. Удивительно, как на ней разъезжаются автобусы-икарусы восемнадцатого маршрута. Довольно тихо. Слышно, как где-то садятся самолёты.

Аэропорт довольно невзрачный. В первом зале продавали билеты на самолёты. Здесь мы и стали ждать посадки. А до неё у нас ещё много времени. Скука… маленький зал… календарь с изображённым на нём Покровским собором…

Наконец, мы проходим через коридор «средней дальности» в следующий зал. В зале - стенды, на стендах - самолёты, вертолёты и всё такое. Но всё такое меня не волнует. … я подолгу впиваюсь глазами в каждый самолёт и рассматриваю его как только могу. Тем временем наши чемоданы взвешивают и дают что-то вроде пропуска.

В нашем аэропорту не оказалось ничего съестного, кроме настенного календаря, диванов, кресел, фотографий самолётов, да ещё и часов. Что касается часов, то я всё время следил за ними. Боялся, что опоздаем.

Вот уже без пяти десять. Скоро откроют двери. Вот уже десять ровно. С секунды на секунду должны открыть. В чём дело? Уже десять часов две минуты. Наконец, двери открываются, и мы входим в следующий зал. Здесь происходит проверка. Сначала наши сумки и чемоданы прощупывают какой-то штукой, которая, по-видимому, излучает радиоволны, но кроме двух фотоаппаратов не находят ничего металлического. Затем дедушка проходит через металлический овал, который, видимо, основывается на том же принципе /кроме ключей у нас не было ничего железного/. Я не считаю это нужным и не прохожу через овал. /То было ещё сравнительно спокойное время, и сотрудники не стали настаивать/. Возле выхода мы встречаемся с /сотрудницей аэропорта?/ , которая помогла нам достать билеты на самолёт /из сумок?/. Мы благодарим её и движемся дальше. Аэродром не виден из-за деревьев.

Возле выхода нас ожидает «ГАЗ» с прицепом для пассажиров. Мы входим туда и встаём у поручней. Мне это кажется смехотворным: выделить целый автомобиль лишь для того, чтобы мы могли прокатиться несколько сот метров до самолёта. Однако, мы едем несколько минут прежде, чем останавливаемся возле него. /Этот/ низенький фургончик с окнами довёз нас до самолёта. Ант-24 стоял, сверкая белизной краски.

Самолёты находятся на приличном расстоянии друг от друга. Газоны ровно выстрижены. Наш самолёт - Ант-24 /на самом деле, конечно же - Ан-24/ - уже имеет на своём борту пассажиров - тульских туристов. Мы с дедушкой заходим в самолёт по небольшому трапу и садимся на задние кресла. Дедушка относит чемоданы в багаж. Чемоданы - в багаж; и довольны. Я смотрю в иллюминатор. За иллюминатором я вижу, как самолёт заправляют топливом.

Делать пока нечего. Кресла мягкие, откидные, как в междугороднем «икарусе». Я нажимаю на кнопку и принимаю довольно удобное лежащее положение. Однако, мне не лежится. Я снова нажимаю на кнопку и вот уже сижу в кресле.

В самолёт входит экипаж из трёх человек и проходит в кабину самолёта. Бортпроводница объявляет, чтобы мы пристегнули ремни: сейчас будем взлетать. «Интересно», - думаю я. - «Неужели мы будем разбегаться по этим незаасфальтированным газонам?»

Винты самолёта вздрагивают и начинают крутиться. Они крутятся всё быстрей и быстрей. Самолёт приходит в движение, он выезжает на асфальтированную дорожку и едет по ней всё быстрее. Такую скорость может развить не каждая машина. Винтов уже не видно. Зато более-менее видны газовые струи, выходящие с противоположной стороны двигателя. Газоны мчатся мимо всё стремительнее. И вот, наконец, долгожданный момент! Самолёт взлетает!! Итак, сегодня 1987 год, июль, шестое число, 10 часов с лишним! Я впервые лечу в самолёте!

Сначала я ничего не могу понять. Кажется, мы разворачиваемся. Под нами проплывают дачи. Может быть, одна из них дедушкина. Мы ещё не высоко. Каждое строение дачное по высоте кажется отсюда с толстую книгу. По мере того, что мы поднимаемся всё выше и выше, всё, что находится на земле, становится меньше и меньше. Дорог уже почти не видно. С высоты очень хорошо можно увидеть, что расстояние между деревнями совсем невелико. Почти вся поверхность земли покрыта правильными прямоугольниками разных цветов. Это - поля, засеянные разными культурами. Они то тут, то там пересекаются небольшими речками и оврагами. Линия горизонта очень расплывчата и неясна. Она прикрыта не то какой-то дымкой, не то облаками. Немного страшновато: а вдруг самолёт поднимется выше нужного? Очень уж пронзительно-синее небо над нами.

Наконец, бортпроводница объявляет, что мы летим на высоте 6 /с чем-то, ближе к 7-ми/ тысяч метров, самолёт выше подниматься не будет, и, значит, можно расстегнуть ремни.

За иллюминатором проплывает какой-то город. Он занимает около пятой /части/ иллюминатора. «Курск, наверное», - предполагает дедушка. Такой маленький!» - удивляюсь я.

В левых рядах самолёта послышалось волнение. Кажется, пролетел встречный самолёт. Жалко, что я не сижу с той стороны самолёта! Хотя, нет: здесь лучше: солнце не светит в глаза.

Через некоторое время наше внимание привлекает большой город. Его не видно целиком из иллюминатора. /Выглядит/ раза в два больше иллюминатора. Дедушка говорит, что это, скорее всего, Харьков. Я в это верю с трудом, забывая, что отсюда до Харькова всего 70 км. /что-то я тут, очевидно, всё-таки неправильно себе в цифрах представлял/.

«А, кажется, у тебя дует», - произносит дедушка, поднося руку к иллюминатору. Он прикрывает иллюминатор по бокам чем-то синим. Не то рубашкой, не то кофточкой, не то свитером - значения не имеет. После этого видимость стала немного похуже.

Чем дальше мы летим на юг, тем больше становится облаков. Все эти облака - перистые. Почти все летят чуть повыше, другие - чуть пониже, третьи - наравне с самолётом, но видимость они не портят. Дедушка предлаает мне угадать, в какую сторону летят облака. Я немного думаю и решаю, что они летят в противоположную сторону - на север. Но оказывается, что облака летят вместе с нами на юг. Я смотрю в ту сторону, откуда мы летим. На фоне перистых облаков можно увидеть часть хвоста самолёта.

За нами медленно плыли и исчезали за горизонтом перистые облака. А внизу расположились деревни, реки, города, озёра, дороги с автомобилями и, похожие на клетки шахматной доски поля.

Между тем облаков становится больше и больше. Мы два раза ныряем в кучевые облака. Интересно, что думают люди, видя наш самолёт? Скорее всего: «Везёт счастливчикам! И куда это они полетели?»

Входит бортпроводница. Снова мы застёгиваем ремни: будет посадка в Ростове-на-Дону. Самолёт накренился в нашу сторону. Показываются шасси.

За иллюминатором - столько городов! Какой из них - Ростов? Вот по миниатюрной железной дороге ползёт совсем игрушечный «товарнячок». Синей лентой предстаёт пред нашими глазами река Дон. Самолёт совершает круг. Вот мы летим метрах в ста над Доном. Очень хорошо видны два острова на широкой реке. Вот по ней плывёт баржа. Теперь мы уже летим над самим городом. Вот красивое здание, похожее на нашу школу, проплыло под нами. Мы пролетаем немного к югу от города. Вот мы уже летим над самой асфальтированной дорожкой. Колёса касаются асфальта. Толчок! Самолёт подскакивает и катится дальше. Винты крутятся всё медленнее. Самолёт встаёт на предназначенное место. Винты останавливаются окончательно. Можно расстегнуть ремни. Багаж остаётся в самолёте, а пассажиры - в здании аэропорта. Мы запоминаем номер самолёта, спускаемся по трапу и садимся в прицеп «ГАЗа», точно такого же как в Орле. На этот раз мы и вправду едем совсем недолго. «ГАЗ» останавливается возле здания аэропорта. На крыше располагаются английские и русские буквы, означающие одно и тоже: «Ростов-на-Дону». Аэропорт большой, красивый. Мы входим в него. Нам сразу же бросается в глаза огромный зал. По внутреннему виду своему он напоминает средневековый замок /ну-ну, и откуда только у меня такие ассоциации возникли? Это же всё равно как назвать средневековым замком, например, интерьер Курского вокзала в Москве/. С боку зала повыше располагается второй этаж. С другой стороны продаются мороженое и булки. Однако, дедушка говорит, что мороженое мне нельзя. За три дня до отлёта врач установила, что у меня небольшая ангинка... Мы поднимаемся на второй этаж. Нашему взору «открываются» кафе, телефоны. В кафе меня заинтересовывают соки.. Но они, оказывается, холодные. Прошло минут двадцать. Я начинаю волноваться. Но дедушка говорит, что ещё рано: в нашем распоряжении 32 минуты.»

***

Текст краткого конспекта путешествия таков (орфография и грамматика сохранена, почти без купюр, а комментарии - в прямых скобках):

***

«Сочи. Для дневника.

6 июля. Летим над городами, посёлками, зуторами, полями, похожими на шахматную доску, озёрами, рками, дорогами, облаками. Никогда не думал я, что Харьков такой большой город! Делаем посадку в Ростове-на-Дону. Тут не аэропортишко, как у нас, а аэропортище с кафе, телефонами, с булками и соками. От Ростова до Адлера мы всё время летели «вслепую». В Адлере мы сели на автобус 84 и приехали в Сочи. Мы долго бродили, ища 11-й автобус, но всё-таки нашли его. Комнатка нам понравилась.

7 июля. Сегодня мы сходили в стереокино. Когда клоун пускал пузыри, мне казалось, что я их поймаю. Потом мы пообедали в ресторане «Каскад» и пошли купаться.

8 июля. Весь день шёл сильный дождь

9 июля. Сегодня мы съездили на гору «Ахун», на которой стояла башня. С её верхушки было далеко видно. В башне в натуральную величину были расположены искусственные олени, бизон /зубр? зубробизон?/, чёрный гриф /наверное, чучела?/. За этот день я узнал много нового.

10 июля. Сегодня мы побывали в парке «Ривьерра» в комнате смеха. Там были зеркала как в мультфильме «Ну, погоди!» : то мы становились маленькими и толстыми, то длинными как тростник.

Вечером мы зашли на поющие фонтаны. Включили их ровно в девять часов. Красивые эти фонтаны! В середине под водой расположены красные огни. Вокруг них - струи фонтана. Вокруг них - зелёные огни. Между ними - струи фонтана. Затем идёт круг голубых, синих, фиолетовых и т. д. Огней, а между их были струи фонтана. Дальше шёл круг оранжевых - самых ярких огней, а между ними - струи. Струи вокруг красных огней били вертикально. Между зелёными огнями струи были как цветок гладиолуса, а струи между синими огнями были как то, что расположено между стеблем и ягодой, и всё это напоминало гигантский разноцветный цветок. Описывать маленький и продолжать о большом я не буду: итак много.

11 июля. Сегодня мы поехали в Сухуми. Сделав остановку в Гаграх, «икарус» поехал дальше. В Сухуми мы сначала пошли в обезьяний питомник. А потом - в Ботанический сад. Были там кувшинки, виктория, рыбы, лягушки и даже черепахи, которых я не увидел.

12, 13, 14 июля. Ничего особенного: ходили на пляж, ели вату. Вата похожа на много перепутанных ниток. Бывает красная, белая и зелёная.

15 июля. Купили билеты на поездку в Новоафонскую пещеру. Вероятно, это какая-то экскурсия на 18-е число не состоялась, так как на следующий день билеты были уже на 31 июля.

16, 17 июля. Все дни почти были на пляже.

18 июля. Около десяти часов по московскому времени венгерский «икарус» остановился в Новом Афоне. Сначала мы пошли по дороге грешников в церковь. Снаружи она была очень красивая. Особенно купола. А внутри она была не такой, какой я её представлял. После церкви мы перешли мостик и оказались... в трущобах! Грязные домишки лепятся друг к другу, уличишки узкие, грязные. Кругом вонь... / До сих пор не знаю, что это было. Беженцев из зон межэтнических конфликтов тогда ещё не было. Может, стихийный посёлок каких-нибудь репатриантов из Средней Азии? Цыганский табор? / Такого я не ожидал в советской стране. Зашли мы к водопадику. Конечно, не такому, как Виктория, а всего в 10 метров. Летает водяная пыль /«водяная пыль» - это, конечно, словосочетание из книг Жюля Верна, передающий небольшую величину водных капель; вода-то в речке - чистейшая/. Река быстрая. Перешли мостик. Подошли к зданию и вошли в него. Чешский поезд шёл под гору около двух минут. Пройдя немного, мы попали в первый зал /Новоафонской пещеры/. В нём было озеро небольшое. Всего в пещере 9 залов, но мы побывали только в шести.

Когда один раз выключили свет, то стало так темно, что если палец поднести к глазам, его всё равно не увидишь. В четвёртом зале сталагмиты были очень причудливые. Один напоминал оленёнка, а другой - обезьяну. Пятый зал, как нам говорили, посещали музыканты. Потом грянула музыка Баха. В шестом зале сталактиты образовали неподвижный, цветной водопад. Он был очень красивый. Мне всё время казалось, что я плыву под водой. В пещере мы прошли полтора км.

В 6 часов мы приехали в город Гали, устроились на верхнем, третьем этаже гостиницы и поехали на Ингури ГЭС.

Рукотворное озеро было очень живописно. Когда мы ехали назад, я не мог уснуть, как на пути к ГЭС. Автобус ехал в каких-то двух десятках /метров??/ от обрыва по узенькой дороге. Долго ли было загреметь?!

В гостинице мы вышли на балкон. Внизу ходили собаки. Мы взяли несколько печенюшек и стали ими кормить /собак/. Потом мы легли спать.

19 июля. Проснулись около восьми и пошли к рынку. Сначала заглянули /в/ зоорынок. Там продавались куры, поросята, козы, индюки. После мы купили две бутылки пепси-колы, которые сразу опустошили. Дедушка взял из холодильника, а я - так. В киоске мы купили переводилки. Осмотрев рынок, мы отправились к площади перед универмагом. Потом зашли в универмаг и купили модель машины «Амата». В девять часов сели на автобус и снова поехали на Ингури ГЭС, только на другую гидроэлектростанцию. Зашли в машинный цех. На реке Ингури тоже, как и выше, было озеро. С другой стороны /плотины/ было интересно наблюдать, как вскипает вода, и как всякие палки крутились колониями в водоворотах и засасывались к электростанции. Оказывается, когда у моря построят ещё 2 электростанции, то Ингури ГЭС будет занимать шестое место в СССР.

Когда мы приехали из Абхазии в Сочи, то было пять часов. Мы сразу отправились к морю. Как хорошо было купаться в нём после того, как не купался в нём больше суток!

20 июля. Сегодня мы зашли на рынок, купили там дыню небольшую. Потом зашли в книжный магазин. Там была энциклопедия /«Мир животных»/ в шести томах. Каждый том стоил 3 рубля 80 копеек. Но они продавались только вместе, и /в этом случае/ «Жизнь животных» стоила сто рублей. /Не купили: дорого/. Придя на пляж, разыграли дыню.

21 июля. Сегодня мы сходили в дендрарий. В верхней части был мир растений. На обширной поляне гулял красавец палин. Он важно вышагивал, клевал травку и злобно /как мне показалось/ посматривал на воробьёв, которые таскали у него из-под носа крошки. Его хвост был в три раза длиннее самого и напоминал царское платье /из мультфильма/, а хохол из трёх перьев - корону. Подальше был фонтан. Далеко мы углубляться не стали. Мы пошли в нижнюю часть дендрария. В ней были пруды с лебедями, утками, рыбами. Был там ещё аквариум. Четырёхметровый! Среди плавающих там рыб я запомнил осетров, морских петухов, морских котов, камбал. Жалко, что не увидел я катрана!

22 июля. Предпоследний день в Сочи. В Книжном магазине как и раньше лежит энциклопедия животных в шести томах стоимостью в сто рублей. Дорого «кусается» всё-таки эта «кобра».

Мы зашли в краеведческий музей. Там было много интересного.

23 июля. Сегодня мы распрощались с хозяевами дома, Жулькой - чёрненьким, толстеньким пёсиком /собачкой/, Рыжиком и Маркихом - смешными котятами, отправились на вокзал, сдали чемоданы и пошли к морю.

Когда уже подходил к вокзалу поезд, раздалась красивая мягкая музыка. Это часы, похожие на Биг Бен, словно прощались с нами от имени всего Сочи.
Поезд тронулся и помчался по берегу моря. Город скрылся из глаз.»
страницы ссылок по темам dor-zhur: 1 ДФА, 2 ДЖ, 3 Продолжение

7.23.Краснодарский край, 7.57.Орёл, 5.Слобожанщина, 7.61.Ростовская область, 7.46.Курск и окрестности

Previous post Next post
Up