Капитализм расчеловечивает

Jun 03, 2020 01:15





Как и весь мир, наблюдая за протестами в США, не могу остаться равнодушной к тому, что там сейчас происходит. Такой острый конфликт, спровоцированный жестоким и хладнокровным убийством Джорджа Флойда, возник не сам по себе. Главной причиной этого конфликта является рост общественных противоречий, которые с каждым днём становятся всё более и более непримиримыми. Однако какие явления мы теперь наблюдаем? Ненависть к полиции? Ненависть к отдельным чиновникам? Именно они, по-вашему, являются виновниками этих противоречий? Нет, основной причиной обострения существующих общественных противоречий является капитализм, т.е. экономическая система, построенная на рыночных отношениях, частной собственности на средства производства и наёмном труде.

«Причём тут капитализм?» - спросите вы.

Давайте посмотрим, как вообще стала возможной ситуация, когда полицейский оказался способен у всех на глазах задушить преступника, который совершил довольно незначительное преступление и не оказывал никакого сопротивления сотрудникам полиции. Для начала давайте рассмотрим причины возникновения преступности.

Преступником человек не рождается, преступником человек становится. И становится он таковым в виду нескольких причин. Встречаются, конечно, биологические причины, ведущие к деструктивному развитию личности. Однако такие явления не носят массовый характер и встречаются относительно редко. Чаще всего на преступления толкают человека вполне объективные общественные отношения, которые складываются в том или ином обществе. То есть, условия жизни людей являются одним из ведущих факторов, толкающих людей на совершение тех или иных поступков.

Каких поступков можно ожидать от людей, условия существования которых определяются жестокой борьбой за выживание? При капитализме выживание человека зависит от того, насколько хорошо он сможет устроить свою жизнь. При этом опираться он может только на свои собственные силы. Никто не поможет, никто не поддержит, а напротив, при удобном случае воспользуется его слабостью и беззащитностью в своих интересах. Да и для того, чтобы выжить самому, зачастую приходится игнорировать интересы окружающих. Ведь основным мотивом жизни и деятельности человека, живущего в капиталистическом обществе, является личная выгода.

В капиталистическом обществе каждый улучшает своё благосостояние так, как может. Человек каждый день вынужден бороться за своё место под солнцем, так как у него нет ни малейших гарантий того, что завтра он не окажется на обочине с протянутой рукой. Сегодня ты успешный предприниматель, а завтра ты легко можешь оказаться на улице. Сегодня у тебя есть работа, а завтра ты можешь её потерять. Не только у одного конкретного человека нет гарантий стабильного роста благосостояния. Таких гарантий нет и у отдельно взятых государств, экономика которых постоянно зависит от тех благ, которые они смогли отвоевать в процессе конкурентной борьбы за рынки сбыта. И эта борьба не прекращается. Напротив, она постоянно обостряется. Таким образом, стремление к улучшению своего благосостояния в капиталистическом обществе порождает конкурентную борьбу между людьми. В результате мы наблюдаем за ростом разобщенности людей. Каждый борется только за своё собственное выживание и не беспокоится о выживании остальных, а скорее наоборот. Два человека могут быть близки постольку, поскольку их интересы не пересекаются. Как только интересы этих людей сталкиваются, они вступают в конфронтацию друг с другом. Такие отношения встречаются чрезвычайно часто, так как людям приходится конкурировать друг с другом, как минимум, за рабочее место. Ведь претендентов на рабочие места несоотносимо больше чем самих рабочих мест. Остаться без конкретного рабочего места в капиталистическом обществе, значит оказаться в менее выгодных условиях, чем твой конкурент, или остаться без средств к существованию вообще. Отношения между людьми таким образом складываются враждебные. В результате это приводит к расчеловечиванию как отдельно взятого человека, так и общества в целом.

Враждебный характер взаимоотношений между людьми приводит ещё и к таким явлениям, как неспособность человека к самореализации, так как самореализация личности заключается как раз в том, что человек реализует свой потенциал на благо общества. Самореализация, как максимальная реализация своего потенциала через деятельность, не может быть направлена в никуда или внутрь себя. Вернее - может, как стремление к самосовершенствованию, но конечной целью всегда является улучшение жизни общества. Иначе такая деятельность не имеет смысла из-за невозможности получения удовлетворения. Удовлетворение от деятельности человек испытывает тогда, когда это приносит пользу обществу, а, следовательно, и самому человеку. В ситуации, когда человек выживает сам по себе, а отношения с окружающими носят враждебный характер, об общественной пользе той деятельности, которую осуществляет человек, речь идти почти не может. Деятельность человека в таких условиях направлена только на собственное выживание и удовлетворение личных потребностей, связанных, в первую очередь, с выживанием. Отсюда и проблемы с поиском смыла жизни. Психологическое состояние большинства людей в таком обществе все больше напоминает пограничные состояния, так как наиболее часто испытываемые эмоции в повседневной жизни людей - страх, обида, агрессия и т.п.. В целом, такие условия жизнедеятельности человека приводят к расчеловечиванию его личности, признаками которого являются: отчуждённость, бессмысленность, тоска, неврозы, экзистенциальный вакуум, духовные кризисы, апатия, чувство бесполезности, бессилие, цинизм, отказ от жизни и т.п.. При таком раскладе уровень напряжения в обществе настолько велик, что неизбежно приводит к развитию девиантных форм поведения и, следовательно, к росту преступности.

Итак, капиталистическая система общественных отношений воспроизводит преступность, причём в неограниченных масштабах. Капиталистическое общество, в виду тех отношений, которые в таком обществе складываются, само по себе является одной большой группой риска, которая включает в себя ряд подгрупп. Одну из таких подгрупп составляют социальные слои, условия жизни которых, чрезвычайно суровы, то есть, это люди, живущие на самом дне социального общества, за чертой бедности. Этих людей производит непосредственно капиталистическая система общественных отношений. Эта система гарантирует, что в таком обществе всегда будут нищие, бездомные и безработные люди в том или ином количестве. А в ситуациях экономических кризисов, армия безработных людей (людей, оставшихся без каких-либо средств к существованию) будет пополняться тысячами и миллионами людей. Следовательно, и уровень преступности будет расти неизбежно. Этим людям необходимо как-то выживать, они не согласны тихо и незаметно умирать под гнётом капитализма. Рано или поздно они пойдут на преступления, и ничто не сможет их остановить.

Для борьбы с преступностью в капиталистическом, как и в любом другом, обществе организованы специальные службы. Охранять порядок в обществе - их основная задача. Теперь давайте поговорим о полицейских. Решаемы ли вообще те задачи, которые ставит перед полицией капиталистическое общество? Учитывая, что капитализм бесконечно воспроизводит преступность, задачи, которые стоят перед полицией, сопоставимы с задачей ложкой вычерпать море.

Сотрудники полиции являются такими же членами капиталистического общества, как и мы с вами, следовательно, они существуют в таких же условиях, которые описаны выше. В повседневной жизни перед ними стоят те же задачи личного выживания с опорой только на себя, постоянной конкурентной борьбой, постоянным страхом оказаться на обочине, на социальном дне и т.п.. При этом они непосредственно, каждый день, лицом к лицу сталкиваются с самыми отвратительными общественными явлениями, которые порождают отношения, складывающиеся в капиталистическом обществе. На самом деле даже представить страшно, с чем приходится иметь дело полицейским: каждый день серийные убийцы, маньяки, расчленёнки, насильники, педофилы, домашнее насилие, детская преступность, грабежи, перестрелки и т.п.. А так как условия труда в капиталистическом обществе никого не заботят, то и профилактикой профессионального выгорания и профдеформаций никто не занимается. Напротив, работников принуждают к систематическим сверхурочным работам, на которые последние соглашаются, ведь лишних денег в капиталистическом обществе не бывает. Сложно представить, как вообще в таких условиях можно сохранить человеколюбие, ведь образ человека в представлениях полицейских неизбежно искажается под воздействием описанных факторов, демонизируется и лишается признаков человечности.  Таким образом, сотрудники полиции - это одна их тех групп риска, которые в наибольшей степени подвержены расчеловечиванию. В результате мы наблюдаем такие нарушения личности у большинства сотрудников полиции, которые приводят к снижению самоконтроля, чувству вседозволенности, развитию цинизма и деградации личности в целом. Одним из ведущих мотивов большинства людей, идущих работать в полицию, является борьба с преступностью и несправедливостью. Но условия их жизни и деятельности часто приводят к развитию вышеописанных личностных нарушений, которые становятся источниками возникновения девиантных форм поведения. Впрочем, как и условия жизни и деятельности любого другого человека определяют аналогичные тенденции развития личности в той или иной степени.

Итак, вернёмся к тому, с чего начали. Такие явления, как преступность и произвол полиции являются производными капиталистической системы общественных отношений. И преступники, и полицейские являются жертвами этой системы, а не причинами противоречий, возникающих в обществе. Их поведение всего лишь отражает данные противоречия, а не создает их. Это необходимо понимать. Невозможно разрешить такие противоречия никаким иным способом, кроме как лом той системы, которая эти противоречия порождает. Можно сжечь сколько угодно отделений полиции, можно истребить сколько угодно полицейских и чиновников. Но при условии сохранения капиталистической системы общественных отношений ни к каким положительным результатам эти действия привести не смогут, а только обострят уже имеющиеся противоречия.

Реальной альтернативой капиталистической системе общественных отношений является социалистическая модель развития общества. Социализм, как переходная стадия от капитализма к коммунизму, является стадией изживания отношений, построенных на частной собственности и наёмном труде, в результате развития таких отношений, где эксплуатация человека человеком становится невозможной. На смену этим отношениям приходят новые, построенные на ведении коллективного хозяйства, обеспечивающего производимыми благами все трудящееся общество.

Социалистическое общество всегда заинтересовано в росте благосостояния всех членов общества, поэтому в таком обществе бурными темпами развивается сельское хозяйство, промышленность, наука, образование, искусство, медицина, спорт и т.д..

Социалистическое общество всегда заинтересовано в том, чтобы это общество было здоровым во всех смыслах этого слова. Для этого создаются максимально благоприятные условия жизни и деятельности человека, учитываются его необходимые потребности, появляется возможность проявления творческого потенциала личности трудящегося, возможность его самореализации в труде и прочих видах общественно значимой деятельности.

Социалистическое общество справляется с такими болячками капиталистического общества, как безработица, нищета, преступность, наркомания, алкоголизм и прочее, сводя их на нет в процессе развития этого общества.

Опыт СССР демонстрирует нам именно такую картину. Это было общество, граждане которого не жили в страхе, а напротив, были уверены в завтрашнем дне, могли строить планы на будущее как для себя, так и для своих детей. Это было общество с крайне низкой преступностью. Многие помнят, как можно было спокойно оставить ключ под ковриком и не переживать, что тебя ограбят. Не было необходимости в решётках на окнах и пуленепробиваемых дверях и т.д. и т.п.

Однако капитализм невозможно одномоментно переключить на коммунизм, так же как и сам капитализм возник не в один момент, а в процессе изживания феодального строя. Так и социализм является всего лишь переходной стадией, на которой прежняя модель общественных отношений ещё полностью не изжита, а изживается в процессе развития социалистического общества. Таким образом, такое общество развивается с «родимыми пятнами» капитализма какое-то время. Развитый социализм - это и есть коммунизм. Это тоже важно понимать. Ведь сейчас нам очень часто рассказывают о том, что при социализме и воровство, и коррупция, и мещанство, и произвол чиновников встречается. И так категорично об этом заявляют, как будто эти явления являются порождением социализма. А это не так. Тут используется подмена понятий. Явления, описанные выше, являются порождением капитализма, неизжитого на том или ином этапе развития социализма. И да, такие явления как карьеризм, шкурничество и зависть, из которых  вытекают такие поведенческие явления, как оговоры, подставы и прочее,  тоже являются специфическими для капиталистического общества,  порождающего буржуазное, собственническое мышление. Рассуждения о несостоятельности социалистической модели, якобы в виду  того, что она сама порождает те же пороки, что и в капиталистическом  обществе, неадекватны, так как эти пороки являются специфическими для  капиталистического общества. Для социалистического общества такие  явления характерны лишь постольку, поскольку капиталистическая модель  общественных отношений ещё сохраняется в процессе развития социализма.

Состоятельность социалистической модели напрямую зависит от уровня сознания общества, его способности преодолевать сопротивление эксплуататорских классов, стремящихся к реставрации капиталистической модели развития общества. Развал СССР произошёл в результате того, что уровень общественного сознания ещё не был достаточно высоким, в результате чего общество не смогло справиться с теми контрреволюционными силами, которые привели к уничтожению социалистического общества и строительству на его руинах общества капиталистического. И тем не менее, значение опыта развития социализма в нашей стране невозможно переоценить. Это был один из первых шагов, ведущих к строительству социализма во всем мире.

Переход от капитализма к социализму, а затем - к коммунизму неизбежен по ряду причин, так же как был неизбежен переход от феодализма к капитализму. Одной из главных причин неизбежности перехода к социализму является технологический прогресс, который приводит к росту интеллектуальных возможностей общества, к закономерному росту общественного сознания. Этот процесс можно тормозить, как сейчас это делают идеологи либерализма, но остановить этот процесс невозможно. Торможение развития общественного сознания происходит такими путями, как снижение качества образования, направленного на воспитание людей, неспособных критически мыслить, пропаганда концепций описывающих законы развития общества, основанных на принципах идеализма. Причины таких человеческих пороков, как жестокость, алчность, зависть, злоба и т.п., объясняются концепциями биологической врожденности, божественного провидения и т.п.. Точно также объясняются причины успехов/неудач человеческой деятельности (на всё воля Божья, судьба такая, нужно мыслить позитивно и все будет окей, ты сам творец своей судьбы…). Пропаганда подобных идей настолько мощная, что действительно позволяет притормаживать процесс развития общественного сознания. Однако противоречия, которые возникают в процессе развития общества, приводят к тому, что такая картина мира неизбежно рушится в виду её неадекватности, несостоятельности, несоответствия интеллектуальному запросу общества.

Можно сколько угодно рассуждать о том, что причиной всех человеческих пороков является бездуховность. Однако реальность показывает, что источниками этой бездуховности являются конкретные общественные отношения, которые непосредственно влияют на формирование личности того или иного члена этого общества. Опыт Великой Отечественной войны наглядно показал всему миру два типа общества: капиталистическое - бездуховное и расчеловеченное, и советское - одухотворённое и очеловеченное. И отнюдь не чтение библейских учений, или иных учений о позитивном мышлении сыграли тут решающую роль, не биологические задатки, якобы определяющие тот или иной нравственный уровень конкретного общества, а именно общественные отношения внутри этих обществ определили характер развития личности представителя конкретного общества. Эти явления можно сколько угодно умалчивать, скрывать, демонизировать социалистические идеи и т.п.. Общественные противоречия, возникающие при этом, неизбежно срывают покровы, и реальные причины тех или иных явлений становятся все более очевидными для всего общества. В основе любого развития всегда лежат противоречия, разрешение которых приводит к переходу на следующую стадию развития. Это закономерный процесс. И он не зависит от воли отдельных лиц, незаинтересованных в качественных общественных преобразованиях. Сопротивляясь такому переходу, капиталисты и идеологи либерализма только обостряют эти противоречия, ускоряя тем самым неизбежный процесс перехода на новый уровень развития общества - строительство социалистического общества.

социализм, психология, Джордж Флойд, капитализм, протесты в США, политика, полиция, преступность, общество

Previous post Next post
Up