Движуха в общественном транспорте!

Jan 25, 2013 01:23


Лед тронулся, господа присяжные заседатели!
О. Бендер
Сегодня заглянул во френд-ленту ЖЖ и немного прифигел. Я думал, что более менее в курсе творящихся дел в общественном транспорте, и считал себя как минимум "продвинутым пользователем". Так вот, нифига.

Оказалось вот что:


     Текущая схема метро, на которой присутствует информация о станциях и ветках, планируемых в сдачу через три года, но нет информации ни о вокзалах, ни об аэроэкпрессах, ни о каком-либо другом транспорте Москвы, не устраивает никого. И сейчас проводится голосование на официальном сайте департамента транспорта Москвы, где сами пассажиры могут решить, какая из трех предложенных схем им подходит! И, вздохните глубже, при этом ни одна из трех схем не сделана внутри ГУП "Московский метрополитен" (чьей "кисти" принадлежат предыдущие реализации)! Все три сделаны профессиональными дизайнерами, причем две из них дизайнерами, не работающими ни на какую гос. структуру. Да и сама кампания по созданию нормального дизайна карты метро принадлежит Городским проектам (я, читая их новости несколько месяцев назад, не думал, что они смогут достучаться до властей). Это ж сдохнуть можно! :) Наконец-то в метро (или где-то уровнем повыше) поняли, что доверять профессионалам можно не только рекламу, но и общественно-полезные работы. И сам пассажир может повлиять на выбор (по крайней мере пока криков о "все уже известно заранее" не заметно)! Да еще и не государственный, а почти оппозиционный (Кац ведь тот еще оппозиционер) фонд привлекли к процессу. Вах! :)
Конкурсанты ведут себя достойно. Друг друга говном не поливают, спор за голоса идет только путем продвижения собственных схем. Причем Лебедев не посчитал вредным для своего творения сделать альтернативную голосовалку у себя в ЖЖ, а РИА Новости пошло еще дальше - для тех, кто не особо понимает в дизайне или просто не хочет много думать, забабахали тест-подсказку для быстрого выбора своего фаворита.
Авторы в алфавитном порядке и ссылки на их разъяснения собственного дизайна:
Илья Бирман
РИА Новости
Студия Артемия Лебедева
Я отдал голос за Илью Бирмана. Схема более лаконична, что очень важно при таком количестве информации. Система поиска нужной станции на карте - отдельный зачет. Лебедев и РИА Новости кусают локти со своей сеткой E2-E4. Станции-пересадки с одинаковым названием не загромождают схему двумя кружочками (например, та же Павелецкая). Единственно, в чем эта карта проигрывает лебедевской - отсутствие информации об электричках. В этом Илья, пишущий "линии электричек бессмысленны без знания о маршрутах и расписаниях" не прав. Даже искушенный пассажир вряд ли представляет схему пригородных поездов Москвы. Вы, например, в курсе, что от Войковской до Южного Бутово можно доехать за час с небольшим электричкой, а не два часа с пересадками на метро и автобусом? У меня пару лет назад был небольшой шок, когда я осознал, что внутри Москвы можно не просто передвигаться пригородными поездами, но это бывает проще и удобнее, чем любым другим транспортом.
Чего не хватает. У всех кандидатов не хватает двух вещей:
  • Расположения переходов на ту или иную станцию. На Киевской кольцевой или Новокузнецкой запросто можно угодить не на ту ветку. Удобная особенность, что некоторые платформы могут совмещать сразу две линии, становится действительно удобной далеко не сразу.
  • Но намного более важна, чем указатели переходов, информация о выходах из метро. Тот, кто был в Гонконге, меня поймет. С метро Лубянка через переходы на Мясницкую с первого раза попадет только опытный следопыт. Для удобной навигации, правда, нужно дополнить не только схемы метро, но и указатели в самой подземке. Но это надо сделать обязательно. Сейчас переходы в центре столицы похожи на катакомбы. Странно, что попрошайки еще не предоставляют услуги проводников за небольшую плату.
      Вторая еще больше впечатлившая меня новость о введении универсальных билетов на наземный и подземный транспорты (презентация в pdf). И это не абы когда, а буквально через неделю! Едрить, это что ж теперь, не надо с собой таскать транспортную карту Мосгортранса и отдельно метрошный билетик на всякий случай?! 
Что к чему и зачем относительно понятно написал Максим Кац. Не все на мой взгляд сделано правильно, но это огромный шаг вперед. Гаев в аду новую шипованную сковородку получил, наверное, когда объявили об этом нововведении. Если бы не этот бывший начальник мос. метро, объединение билетных систем могло бы состояться еще лет пять назад.
Что считаю неправильным:
  • Билетики на одну поездку должны остаться, или хотя бы не надо ограничивать количество заходов в метро по ним. На 80% я уверен, что этот момент будет пересмотрен. Слишком много людей пользуется одноразовыми билетами, чтобы взять и заменить их комбокартой за полтинник, включающей только одну поездку на метро и действующей девяносто минут. Безлимитный наземный транспорт для аудитории одноразовых карт (люди, эпизодически пользующиеся общественным транспортом Москвы) практически неактуален. Нормальную информацию о том, как добраться до нужного пункта на автобусе или троллейбусе, можно получить только в интернете. Так что для большинства эта комбокарта означает банальное удорожание поездки на метро с 28 рублей до 50. Будет бунт :)
  • Не смогли полностью реализовать идею универсального билета. Проездные исключительно на ТАТ сохраняются. Мне то оно и к лучшему - в метро захожу редко, а платить 1200 руб. за единый билет на 60 поездок вместо нынешних 750 не хочется. Но, как говорится, за державу обидно. Могли бы договориться о цене или сделать систему, при которой в зависимости от вида транспорта и частоты поездок снимается различная сумма с карты. Короче, нужен единый билет безо всяких исключений. Хочу гонконгский Octopus в Москве (правда, даже октопус частоту поездок рассчитать не может)! Он даже почти появился, но только почти. См. следующий пункт.
  • Электронный кошелек - он в конечном итоге для кого? Сначала подумал, что для меня. Пополнил на сколько нужно банковской картой по интернету или кинул деньги смской и вперед, никаких очередей, катайся, где хочешь. К тому же к концу года к нему обещают прикрутить оплату электричек, аэроэкспрессов и парковок. Красота, одним словом. Но в презентации сказано, что он предназначен для туристов, приехавших на одну-две недели. Почему так? А потому что цена поездки на электронном кошельке фиксированная и не зависит от частоты проезда. Если при моем режиме пользоваться только им, то расходы на транспорт возрастут в два с лишним раза, а у ежедневных пассажиров метро "всего" на 40%. Где логика? Наиболее технологичную, дорогую в производстве и самую удобную в использовании карту предлагают эпизодическим пассажирам (причем я не нашел информации, будет ли она действовать в туристических красных автобусах, которые, кстати, уже запущены). Для основной же аудитории оставляют обычные билеты. С какой точки зрения ни посмотри, да хоть экологию и проблему мусора взять, смысла не видно
  • Сама оплата услуг транспорта остается несправедливой. Пассажир, доехавший экспресс-автобусом из четвертого микрорайона Митина (пять километров от МКАДА в сторону области) до Белорусской, заплатит в два раза меньше, чем тот, кто хочет добраться от театра Ромэн до Ваганьковского кладбища (три километра по дороге, учитывая все развязки). Логично платить за конкретный маршрут, расстояние, но не за количество пересадок. Последние в основном зависят не от желания пассажиров, а от организации маршрутов властями. В Чехии город делится на зоны, и стоимость проезда обуславливается географией поездки и временем. Время, конечно, в Москве за точку отсчета стоимости проезда брать нельзя из-за пробок. Но вот с зонами реализация вполне решима. Тем более, что и выдумывать ничего не надо - все уже изобретено и оттестировано годами.
Основной недостаток, конечно же, ситуация с электронным кошельком. На фотографии карты виден чип, а значит можно сделать абсолютно любой алгоритм расчета стоимости поездки. Можно даже систему бонусов и лотерею прикрутить при желании. Но почему-то выбран самый простой путь - фиксированная самая высокая цена проезда. Серьезно, что мешает отсчитывать количество поездок в месяц? Как пример. Первые две стоят 28 рублей, как и сейчас. Вторые две 27 рублей. С пятой по десятую по 25 рублей. И так далее, привязывая общую стоимость всех поездок к текущим ключевым билетам: 5, 10, 20, 40, 60 поездок. Боятся, что по одному билету всем отрядом будут ходить? Значит в зачет для скидки должны идти поездки, сделанные как минимум через пять минут. В общем, для маневров пространства хоть отбавляй, было бы желание. А пока электронный кошелек я если и куплю, то исключительно для метро + электрички, когда их запустят. И так и буду с двумя билетиками: ТАТ и все остальное.

Но лед все-таки тронулся, и не мелкими трещинками, а всей массой.

UPD: донести свои мысли, пожелания, замечания до Департамента транспорта города Москвы можно здесь http://dt.mos.ru/feedback ВНИМАНИЕ! Есть подозрение, что при устаревании каптчи сообщение не фиксируется, а страница просто перегружается. Соответственно, сообщение стоит написать в блокноте, а потом скопипастить на страницу фидбэка.
Я про электронный кошелек уже отписался. Подключайтесь :) Но, конечно, только в конструктивном ключе.

полезное, Москва, транспорт

Previous post Next post
Up