И зрел я, слабый твой певец,
Казбека царственный венец.
А. С. Пушкин.
Широкое, больше похожее на долину, Хевское ущелье соединяет Дарьял с Кобийской котловиной. Оно прорезает Боковой хребет Кавказа, проходя между «спящими» молодыми вулканами Кабарджин (на востоке) и Казбек (на западе). Склоны гор сложены сланцами нижней юры. При выветривании сланцы дают остроугольную щебенку, образующую движущиеся осыпи, поэтому на склонах гор нет древесных растений. На задернованных осыпях и у подножий гор по долинам рек располагаются обширные пастбищные луга, где в течение лета кормятся многочисленные стада овец. В сравнении с Дарьялом, Хевское ущелье пологое. Терек течет неторопливо. Здесь много света и простора. Поэтому по обоим берегам русла реки расположено множество селений. Порой одно село сливается с другим без видимой границы.
В. Майоров. Ущелье Хеви вид с юга. 2017г.
В силу своего географического расположения всегда (до распада СССР) жители Казбекского района Грузии больше тяготели к Владикавказу. Отвезти на базар свой товар, закупить продукты питания или вещи, в экстренном случае поехать в больницу всегда было легче и быстрей, спустившись во Владикавказ, чем ехать в Тбилиси, преодолевая Крестовый перевал. И жителю столицы Северной Осетии не составляло труда съездить «поесть хинкали» в Казбеги. А в зимнее время года вначале в Сно, впоследствии в Коби и на перевал постоянно ездили любители горных лыж. Рейсовых автобусов курсирующих между Владикавказом и Казбеги, Коби, Тбилиси была уйма. Выехать утром из Орджоникидзе, весь день провести в Тбилиси и вечером вернуться назад было совсем не проблематично. Несколько раз мне приходилось возвращаться домой последним рейсовым ЛАЗом, сидя на приставной доске в проходе между сидениями.
Суровый климат высокогорья не предоставляет жителям здешних селений большого выбора. Основным занятием было и остается животноводство, благо вокруг полно сочных альпийских пастбищ. Раньше на зимний период стада перегоняли в степи калмыкии «на черные земли», что сильно затрудняло проезд по Военно-Грузинской дороге, прямо как сегодня затрудняют его многочисленные фуры и пограничники. Но тогда эти затруднения носили сезонный характер. Теперь овец по дороге практически не гоняют. Так же стали невостребованными и теплицы для выращивания огурцов и зелени.
В. Майоров. … 2017г.
Когда-то в тяжелые времена прошлого века они помогали выжить местным жителям, продававшим урожай, собранный здесь на рынках Владикавказа. Но, после введения Россией визового режима для жителей Грузии, теплицы утратили свою актуальность. Везти овощи через крестовый перевал в Тбилиси - слишком дорого и нецелесообразно.
И, дома с верандой, построенные из местного камня, когда-то очень характерные для этих мест, теперь встретишь нечасто.
В. Майоров. Один из сохранившихся. 2017г.
За мостом через реку Терхен - небольшой правый приток Терека - расположено одно из самых живописных мест на Военно-Грузинской дороге - селение Сиони.
В. Майоров Сионский храм. 2017г.
С востока к дороге спускается извилистый с зазубренным гребнем отрог горы Сиони. На северном склоне отрога находится роща из осин, берез, сосен, рябины. Эта роща в свое время считалась священной, так как в ней находилось культовое сооружение («хати») - филиал Цминда-Самеба. Постройка состоит из церкви с колокольней, датируемой IX-X веками. В путеводителях по Военно-Грузинской дороге это сооружение называется Сионским храмом. Скупость декоративного оформления гладких фасадных стен постройки является характерной чертой стиля эпохи. Вокруг церкви расположено древнее кладбище. На восьмиугольной плите у основания ныне разрушенного каменного креста древнегрузинским заглавным шрифтом вырезана надпись - моление в честь лица, воздвигшего стену. У входа в ограду, возле небольшой звонницы более позднего времени, полукругом расположены каменные кресла и скамьи, где некогда восседали члены совета старейшин хевских сел. А несколько западнее церкви, на краю отрога горы Сиони, высится высокая и стройная пирамидальная сторожевая башня. Единственный путь к ней ведет с востока, со стороны селения. В прошлом проход к башне преграждался двумя рядами стен. В башне отсутствуют бойницы, что говорит о том, что она построена до введения огнестрельного оружия. По преданию, башню строил мастер Сисаури, живший в царствование царицы Тамары (XII-XIII века). Неоднократно башню осаждали лезгины, кистины и другие горские народы1.
В. Майоров. Сионская башня на фоне г. Кабарджин. 2017г.
Красота этого места когда-то привлекла и М. Ю. Лермонтова. И нам в наследство он оставил вот эту литографию.
М. Ю. Лермонтов. Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби.
Автолитография, раскрашенная акварелью. 1837-38.
(название дано Лермонтовым)
Удивляет не только зеркальное отображение пейзажа - И. Л. Андроников объясняет это тем, что М.Ю. рисовал непосредственно на типографском камне, а во время печати, естественно, изображение «перевернулось»2, удивляет еще и крутость берегов Терека (кстати, и на фотографиях начала ХХ века берега очень высокие и крутые). Сегодня водная поверхность Терека значительно ближе к земной поверхности.
А вот в чем мы можем Михаила Юрьевича обвинить, так это в незнании географии (точнее в неправильном его информировании) - вершина главного водораздельного хребта, изображенная на заднем плане литографии не гора Крестовая (ее нельзя увидеть из Сиони), а одна из вершин группы потухших вулканов именуемых в народе «Семь братьев».
Кстати о вулканах. И Казбек, и г. Кабарджин, на склоны которого проецируется сионская башня, и еще несколько вершин в Водораздельном хребте Кавказа - все это спящие вулканы.
Исследователи геологии Кавказа считают, что извержения Кабарджина происходили неоднократно в течение четвертичного времени и сопровождались взрывами газов, выделяющихся из магмы, питающей вулкан. Наиболее хорошо сохранились лавы в центральной, приподнятой части вулкана. Именно в них сформировались столбообразные формы выветривания, получившие название «жандармы». Кабарджин проявлял себя как действующий вулкан и в послеледниковый период, но извержения происходили не из центрального жерла, а небольшого побочного кратера, расположенного на северном склоне горы.
С полотна дороги, от подножия вулкана Кабарджин можно видеть на противоположном берегу Терека останцы лавовых потоков и конус выноса селевого потока реки Риони.
В. Майоров. Окаменевшие выносы вулканической лавы и вулканического пепла между сел.Сиони и сел.Каноби. Вверху г. Казбек. 2017г.
Лавовые потоки, обрываются в долину уступами высотой до 30 м. Поверхности их довольно ровные и служат площадками для селений Пхелше, Хуртиси и, южнее, Каноби.
Ниже дороги есть несколько выходов минеральных источников. Сверху они хорошо заметны по желтым и оранжевым налетам окисного железа. Вода сильно газирована, имеет запах сероводорода. Характер минерализации и газовый состав вод источников свидетельствуют о связи их с вулканическим очагом Кабарджина и зоной тектонического нарушения - разлома, проходящего вдоль Главного водораздельного хребта.
Дорога идет по осыпям вулканических пород Кабарджина и, делая крутые изгибы, понимается вверх. Это так называемый Кобийский подъем. С его верхней точки открывается вид на котловину Коби. В этом месте заканчивается боковой хребет Кавказа и начинается Водораздельный, сходятся сразу 4-е ущелья: Хевское - по нему мы приехали, слева от нас - Ухатское с речкой Нарвандон, впадающей в Терек с востока, с юга - Байдарское ущелье, куда нас поведет Военно - Грузинская дорога к Крестовому перевалу, и с запада длинное Трусовское ущелье, где Терек берет свое начало.
В. Майоров Вид на Котловину Коби. 2014г.
Вулканы, как безмолвные стражи, окружают Кобийскую котловину со всех сторон - на востоке Садзели и Кабарджин, на западе - Хорисар, с северо-запада виден огромный Казбекский массив, на южном склоне которого поднимается конус побочного вулкана Сырхисар. Лавовый поток позднечетвертичного времени, изливавшийся из этого вулкана, образует слева от дороги, на северной окраине селения Коби отвесную стену, состоящую из базальтовых лав со столбчатой отдельностью.
В настоящее время вулканы считаются потухшими, однако деятельность магматических очагов не прекратилась. Признаки ее - нарзанные источники, изливающиеся на поверхность по многочисленным трещинам в зоне Главного надвига. В старой грузинской литературе отмечалось, что эти источники были фонтанами. Прошло столетие, дебит источников понизился, излияние их на поверхность происходит спокойно1.
Коби издавна заселяли осетины. Здесь родина Васо Абаева.
Пользуется особой славой и Кобийский сыр, обладающий острым, соленым, кисловатым вкусом. Иногда в нем может ощущаться запах травы и небольшая горчинка с некоторым ореховым вкусом. Мякоть его ломкая, плотная, включающая глазки.
В настоящее время Кобийская котловина и окружающие ее ущелья опустели. Но об этом мы поговорим в следующем посте, во время посещения ущелья Труссо.
____________________________________________
1 В.С. Мильничук и др. «Геологическая экскурсия по Военно-Грузинской дороге»
2 И. Андроников. Рассказы литературоведа. «Детская литература» М. 1969г.