От Страбона до Гудаури. Военно - Грузинская дорога. Обвалы.

May 30, 2017 10:54



Средь гор кавказских есть, слыхал я, грот,
     Откуда Терек молодой течет,
     О скалы неприступные дробясь;
     С Казбека в пропасть иногда скатясь,
     Отверстие лавина завалит,
     Как мертвый, он на время замолчит...
     Но лишь враждебный снег промоет он,
     Быстрей его не будет Аквилон;
                                                       М. Ю. Лермонтов*.
  Грузия встречает путешественников новым грандиозным,  еще недостроенным, но уже действующим храмом апостолов Михаила и Гавриила. И мужским монастырем при храме


В. Майоров Храм апостолов Михаила и Гавриила. 2017г.
… и грандиозной стройкой.


Гоциридзе  Вид Дарьяла после схода селя 2004г.
  Здесь заканчивается стойтельство Дарьяли ГЭС с проектной мощностью 108 МВт и среднегодовой выработкой 510 млн кВт.ч  (станция деривационного типа, напор создается путем отвода воды с помощью протяженного (5 км) тоннеля диаметром 5,5 м). И создаются водозаборные сооружения для другой - Ларси ГЭС, которая будет располагаться ниже по течению Терека.
Строй
во всю трудовую прыть,
для стройки
не жаль ломаний!
Если
даже
Казбек помешает -
срыть!
Все равно
не видать
в тумане**.
  Кроме того ведутся постоянные работы по поддержанию и ремонту дороги. Как и все горные дороги, Военно-Грузинская  круглый год  подвергается разрушительному влиянию нескольких стихий: резким перепадам температур, воды и ветра, камнепадам, снежным лавинам и оползням, а в последнее время и воздействию большегрузного транспорта. «Постоянно её чинят и обновляют. Работают много, но без результата, и я слышал почти от всех в Тифлисе, что если собрать серебро, потраченное в течение пятидесяти лет на строительство дороги от Владикавказа до Тифлиса, то можно было бы вымостить всю дорогу рублями. Трудно сказать, сколько лет строится эта дорога? Вероятно, дорога эта совсем разрушится с одного конца, пока будут оканчивать другой. И если когда-нибудь строительство этой дороги завершится, то она будет широка, ровна и удобна, будет извиваться посреди гор не такой уж страшной высоты; подъемы будут не круты и, следовательно, не будут представлять большой опасности от снежных завалов и падающих каменьев»,- ерничал  А. Дюма***.
И был прав. В 1 км от реки Бролистскали (Кистинки) на левом берегу Терека открывается ущелье реки Кабахи.  В хорошую погоду отсюда отлично видна шапка Казбека.


В. Майоров Ущелье р. Кабахи в месте её впадения в Терек 2017г.
В это же ущелье вытекает и река Амилишка, берущая начало из-под  Девдоракского ледника - одного из самых мощных ледников Казбека.   Устье р. Кабахи и язык Девдорака разделяют всего 7-8 километров узкого ущелья.
 В позапрошлом столетии с Девдоракским ледником были связаны катастрофические разрушения. Причиной их являлось положение ледника - конец его висел на крутом северо-восточном склоне Казбека; при сползании лед дробился на огромные глыбы, и они скатывались по Кабахскому ущелью в Дарьял.  В XVIII- XIX веке обвалы Девдоракского ледника происходили регулярно. В истории зафиксированы только  «наиболее «замечательные» обвалы в 1776, 1778, 1785, 1808, 1810, 1832, 1842, 1855, 1891г.г.». И «Самым грандиозным из них был в 1832 году. Рано утром, около 5-и часов, 13 августа, из Девдоракского ущелья ринулась масса льда, снега и камней. Почти мгновенно она завалила Дарьяльское ущелье на протяжении двух верст и, как исполинская пробка, засела среди отвесных скал. Масса, завалившая Дарьял, достигала 300ф. толщины и 1 600 000 куб. саж. объема.  Даже могучий Терек вынужден был остановиться и образовать выше обвала громадное озеро, а ниже через реку можно было переходить по сухому руслу. Однако, через 8 часов напиравшая вода нашла небольшой проход  под снегом и прорвавшись, произвела грандиозный горный вынос. Летевшая масса воды, снега и льда неслась с такой быстротой, что сдавленный впереди воздух поднимал и вертел в вихре громадные обломки скал, достигавшие нескольких кубических саженей объема. Одним словом, гигантским взмахом обвал совершенно уничтожил на протяжении 10-15 верст, пробитую с невероятными усилиями в скалах дорогу. Для  восстановления её пришлось вновь приняться за эту «египетскую» работу, но сделать это сразу оказалось невозможным, так как ущелье было забито снегом, который растаял лишь через два года. Все это время сообщение велось по узкой тропе, проложенной частью по скалам, а частью по залежам снега, на 30-40 сажен над уровнем Терека. Иногда, тая, снег трескался, и пассажиров перевозили через трещины в ящиках, ходивших на блоке по толстому канату. По твердому грунту движение возобновилось только в 1834 году»****.
Остатки этой тропы «въ обходъ Казбекскаго завала - 1832 г.» сохранились над дорогой на восточном склоне Дарьяльского ущелья.


В. Майоров Сохранившийся участок тропы в обход обвала (на саклах над дорогой). 2017г.
   В октябре 1818г. на остатки такого обвала обратил внимание А. С. Грибоедов. - «Тьма арбов и артиллерийский снаряд заграждают путь на завале. Остаток завала теперь необъятен - каков же был прежде! Терек сквозь его промыл себе проток, будто искусственный. Большой объезд по причине завала: несколько переправ через Терек…»*****. В настоящее время сохранилась троговая долина ледника, по которой течет река Казбек. В устье реки находится конечная морена ледника, образующая уступ высотой 75 м.


В. Майоров Окончательная морена Девдоракского ледника. 2017г.
Именно об этом месте писал А. С. Пушкин:-
Оттоль сорвался раз обвал,
И с тяжким грохотом упал,
И всю теснину между скал
            Загородил,
И Терека могущий вал
            Остановил.
Вдруг, истощась и присмирев,
О Терек, ты прервал свой рев;
Но задних волн упорный гнев
          Прошиб снега ...
Ты затопил, освирепев,
           Свои брега.
И долго прорванный обвал
Неталой грудою лежал,
И Терек злой под ним бежал,
             И пылью вод
И шумной пеной орошал
       Ледяный свод.******
Моренные отложения состоят из остроугольных и неокатанных глыб до 2 м в поперечнике, щебня, песка и перемежаются с более окатанными обломками, сглаженная форма которых связана с деятельностью водных потоков. Обломки представлены разнообразными породами - гранитами, диабазами, кварцитами, сланцами и т.д.


В. Майоров Морена, образовавшаяся от многочисленных обвалов Девдорака. 2016г.
В XX веке Девдорак не обваливался ни разу, что связано с некоторым отступлением ледника по сравнению с прежним уровнем.
  И вот 17 мая 2014 года Казбек снова напомнил о себе.


timag82 Было так 2014г.
В отличие от прежних событий на леднике крупный обвал произошёл на значительно более высоких отметках склона - 4200-4500 м. Оторвался скальный массив вместе с участком ледово-фирнового склона. Объём обвалившегося льда, по оценкам разных авторов, составляет около 1 млн м³. Примерно такой же объём имел обвалившийся подо льдом участок скал и ледогрунта. Глыбы и обломки каменно-ледовой брекчии размером до 5 м остались в большом количестве в отложениях по транзиту потока. При съёмке места обвала с вертолёта 17 мая 2014 г. Г. Гоциридзе наблюдал и фотографировал устойчивые облака, которые, по его мнению, были скоплениями вулканического газа и пара.


timag82 Так стало. 2014г. Обратите внимание на «туман».
 По сообщению местных жителей, ветер доносил в долину запах серы. Обвал обрушился на склон большой крутизны - на оба боковых ледника и на язык основного ледника вдоль которого образовался лавинообразный поток, набиравший массу рыхлого материала в моренах ледника и ниже на бортах долины, а также забиравший воду. По оценке В.Н. Дробышева, максимальная скорость движения потока на языке ледника составила порядка 280 км/ч. В 1 км. выше устья Кабахи площадь сечения потока была порядка 900-1000 м2.


Г. Гоциридзе  Устье р. Кабахи 18.05.2014г.
Поток вышел в долину Терека и продвинулся вниз по пойме, остановившись в нескольких десятках метров от сооружений строящейся Дарьяли-ГЭС.


Г. Гоциридзе  Разрушение на ВГД. 18.05.2014г.
   Общий транзит каменно-ледовой лавины составил 10,4 км с перепадом высот 3150 м. В зоне транзита общий объём отложений оценивается порядка 700-900 тыс. м3, а суммарный объём отложений в Дарьяльском ущелье и в зоне транзита - около 2 млн м3. Образовавшийся завал состоял в основном из обломочного материала, лёд занимал менее четверти его объёма. Выше завала образовалось подпрудное озеро, длина которого 18 мая была 300 м. Но уже в первые часы река начала врезаться в правый край завала и вскоре проложила устойчивое русло по гидротехническому тоннелю строящейся ГЭС. 19 мая уровень воды в озере понизился на 80-90см. Таким образом, деривационный тоннель строящейся Дарьяли-ГЭС предотвратил переполнение озера и возможные более катастрофические последствия.


Русгидро.   Схема случившейся катастрофы 2014г. http://blog.rushydro.ru/?p=9539
  В Дарьяльском ущелье погибли и пропали без вести девять человек. На Военно-Грузинской дороге были завалены несколько большегрузных автомашин с водителями. Оказались разорванными обе нитки газопровода российского газа в Армению, опрокинута опора ЛЭП под левым бортом ущелья Терека. Событие стало национальной трагедией Грузии, был создан штаб по ликвидации последствий катастрофы во главе с министром внутренних дел*******.






Г. Гоциридзе Жертвы катастрофы. 18.05 2014г.
На неделю было прервано движение по дороге.
В настоящее время на этом опасном участке дороги стоит предупреждающий знак, которым ни в коей мере нельзя пренебрегать.


В. Майоров 2017г.

Однако пора покидать это опасное  место. Впереди нас ждет селение Гвилети  и две очень интересные экскурсии. Мы узнаем, что заставило А. П. Чехова… рисовать.Слайдер - Г. Гоциридзе Работы в Дарьяльском ущелье после схода селя в 2014г.
*М. Ю. Лермонтов «Джулио»
** В. В. Маяковский «Владикавказ-Тифлис»
*** А. Дюма «Кавказ»
**** Г. Москвич «Путеводитель по Кавказу»
***** А. Грибоедов «Путевые заметки 1818г.»
****** А. С. Пушкин «Обвал»
******* http://ice-snow.igras.ru/jour/article/viewFile/304/171

Кавказ, Терек, Экскурсия, Чехов, Горная река, А.С.Пушкин, Грузия, горы, фото, Казбек, Лермонтов, Военно-Грузинская дорога

Previous post Next post
Up