На неделе на глаза попалась статья, в которой описывались причины свержения Чаушеску - румынского диктатора (
http://rus.europe.newsru.ua/article/18141422). Автор описывал, что протесты, переросшие в востание, начались в румынском городе Тимишоара. Причиной протестов стала критика Чаушеску реформатским пастором. Этот пастор, критиковал планы диктатора, по переустройству страны. Чаушеску планировал снести более 7000 деревень, а селян переместить в гигантские сельхоз центры. В итоге, Чаушеску приказал сослать дерзкого пастора в маленькую деревню, а весь город поднялся против этого в знак солидарности.Это стало первопричиной последующего свержения диктатора и его расстрела. Это коротко.
Недавно, я начал читать книгу "Главная тайна Библии" Томаса Райта. В ней он еще раз показывает последствия использования ущербной неправильной теологии. Из-за этого становится понятным, почему некоторые христианские страны более развиты, чем другие христианские страны. И почему в некоторых мусульманских странах меньше спида, коррупции и бедности, чем в некоторых мусульманских странах. Вопрос в том, в какого Бога мы верим, как мы понимаем своё место и место церкви в этом мире.
Это объясняет для меня еще раз, и в тот же момент сильно печалит, почему в Ровенской области, относительно благополучной в религиозном плане, так все пессиместически выглядит. Для области, в которой количество протестантов "зашкаливает" по сравнению с другими областями, мы не выглядим землей обетованной, и никто к нам не едет, чтоб перенять опыт и узнать причину ровенского блаоденствия. Нет, у нас такая же коррупция во многих сферах включая здравоохранение и образование (там присутствует много христиан), низкая заработная плата у рабочих (при том, что владельцы компаний регулярно меняют машины и ездят на отдых загарницу, и количество христиан задействованных в бизнесе огромно), преступность, хамтсво и т.д.
Всё потому, что влияние христиан на общество равно нулю. Христианство на Ровенщине в основе своей маргинально. Оно закрыто в себе. И даже те церкви, которые не погрязли в тупом традиционализме и вопросах типа - "во что одеваться, что можно пить и есть, а чего нет, и хорошо ли иметь теливизор", все равно не видят своей обязанности занимать активную позицию в обществе и менять его. Много говорять о свете и соле, об обязанностях светить и солить, но поступают точно так против чего предостерегал Христос, светим где-то под кроватями.
Приведу некоторые цитаты из книги Райта, иногда со своими маленькими комментариями.
"Слова о небесах в Новом Завете имеют совершенно иное значение. «Царство Бога», о котором говорил Иисус, указывает не на посмертную участь человека и не на побег из этого мира в другой, но этим выражением обозначается верховная власть Бога «и на земле, как на небе». Такое неверное понимание имеет глубокие корни, не в последнюю очередь - это последствия платонизма, заразившего многие христианские умы. В результате верующие начали думать, будто христиане должны презирать нынешний мир и видеть в своем теле нечто низкое и постыдное." - Большинство наших протестантов, являются последователями гностической ереси, против которой боролась еще первая церковь. Они разделяют духовное и телесное, забывая, что Бог Библии создал тела, что тела будут воскрешены, что Бог Сам воплотился в телесное. В итоге учится что все "земное" не имеет значение.
"Этот мыслитель полагал, что угнетатели используют веру в радостное будущее за гробом для того, чтобы народные массы не оказывали им сопротивления. Часто именно так и происходило. Однако мне кажется, что такое бывает в тех случаях, когда «религия», которую используют власти, предполагает платоническое презрение к телу и ко всему творению вообще. Тогда нас окружают просто «тени земной суеты», от которых мы с радостью освободимся в момент смерти. Стоит ли заниматься улучшением этого мира, когда избавление столь близко? Стоит ли заполнять топливный бак машины, которая вот-вот упадет в пропасть? Именно такое воздействие по сей день оказывает вера благочестивых христиан, которые на самом деле считают, что «спасение» никак не связано с тем, что происходит в нынешнем мире" - Маркс учил что религия - это опиум для народа. Как бы это ни звучало, но это правда, если говорить о некоторых представителях христианства. Для большинства из них нет смысла что-то изменять в этом мире, если он сгорит, и судя по последним нескольким столетиям это случится с дня на день (не удивлюсь, если еще прйдет 5-6 столетий, прежде чем это случится). Поэтому вместо того, чтобы активно вовлекаться в борьбу с коррупцией, несправедливостью и вообще всюду где нарушаются принципы Творца, они занимают свои 6 из 7 дней просиживанию в церквях.
"Напротив, многие факты свидетельствуют о том, что здравые представления иудеев и христиан о воскресении, которое входит в замысел Бога о новом творении, заставляют больше - а не меньше - ценить нынешний мир и наши нынешние тела. И в классическом иудаизме, и в классическом христианстве эта вера говорит как о преемственности между нынешним миром (и его состоянием) и миром будущим, так и об их радикальных отличиях; отсюда следует вывод: то, что мы делаем здесь и сейчас, бесконечно важно. Для апостола Павла будущее воскресение - главное основание для правильного обращения со своим телом в нынешней жизни (1 Кор 6:14- 15), для него это причина не сидеть сложа руки, ожидая, когда же наступит такое будущее, но усиленно работать сейчас, и он знает, что ни одно дело, сделанное в Господе и силою Духа сейчас, не пропадет в Божьем будущем"
"Таким образом, классическое христианское учение куда более действенно и революционно, нежели вера на основе платонизма. Именно те люди, которые крепко верили в воскресение, а не те, что вследствие компромисса с другими теориями верили просто в бесконечную жизнь духа, в первые века христианства противостояли кесарю. Благочестие людей, для которых смерть есть «возвращение домой», когда их «зовут войти в вечный покой Бога», не мешало властителям, разрушавшим мир ради своих корыстных целей. Вера же в воскресение, напротив, всегда идет рука об руку с крепкой верой в справедливость Бога и в то, что Бог создал хороший мир. Такие представления не позволяют тихо терпеть несправедливость в мире, но вынуждают ей решительно противостоять.
Показательно, что английские евангелические движения отказались от мысли о срочном переустройстве общества (к чему призывал, скажем, Вильберфорс в конце XVIII столетия и другие деятели начала XIX века) в тот самый момент, когда они оставили здравую веру в воскресение и стали думать о бесплотном блаженстве на небесах. Мы вернемся к этой чрезвычайно важной теме в конце книги." - теперь становится понятным, почему в системе советской атеистической машины, нашлось место православной церкви и протестантам баптистского и пятидесятнического толка. В отличии от греко-католиков, лютеран и реформатов, они не несли никакой угрозы существовавшей власти. События этого года еще раз подтвердили эту мысль. На майдане были священики греко-католики и украинские православные киевского патриархата (которые должны были себя так вести, учитывая поддержку властями московского патриархата).
Мы не будем в силах изменить это общество, пока церкви, не начнут приводить свою теологию в порядок с Библейским учением. Мы так и останемся обществом в котором буйным цветом будет развиваться коррупция и несправедливость, и где священники будут бояться обличить президента, мера или влиятельного бизнесмена в его грехах. Ведь нет смысла страдать за-то, что скоро сгорит и что не имеет такого большого смысла на этой земле. Лишь бы не закрыли мою церковь. И пофиг, что эта церковь никому уже не нужна, иногда, наверное, даже Христу.