О Вальдорфской системе образования.

Dec 28, 2014 13:01

Недавно идин из знакомых, на фейсбуке открыл дискуссию по этой системе. Я, как обычно, решил не пройти мимо, и вставляю здесь свои пять копеек по этому вопросу.

"Извините за много букв, потому что некоторые вещи надо объяснять, к сожалению, так как уровень духовного теологического но думаю будет полезно.

Саша (https://www.facebook.com/alexandr.chubay?fref=ufi), классно, что ты думаешь о том, как улучшить систему образования. На мой взгляд, мы должны отойти от сектантского подхода в этой жизни, который загоняет церковь в маргиналье в те моменты, когда сложно понять какие-то более сложные вещи, для которых требуется работа духа и разума, и необходима мудрость. Проще назвать те вещи, которые мы не понимаем оккультными, опасными и т.д. Обычно так поступают от безграмотности, лени, от желания упростить жизнь. И эти вещи обычно подменяют пониманием высокодуховности. А тех людей, которые делают открытия, которые не соответствуют современным понятиям, называют недуховными, еретиками и т.д. Ведь, что легче, понять и принять, что не Солнце крутится вокруг земли, а земля крутится вокруг солнца. Интересно, что именно церковь заняла позицию гонителя в вопросе научного прогресса, который к слову, делали теже ученые христиане, монахи, но которых назвали недуховными и опасными.

Поэтому, я рад, Саша, что ты вместо того чтоб откинуть идею, пытаешься ее анализировать и понять. В моем понимании, как и многих реформатов, есть понимания двух благодатей: общая благодать и особая. Особая благодать, действует в жизнях христиан, изменяя их, наполняя и ведя по жизни. Общая благодать, та, которая действует в людях всего мира. Бог дает свой дождь праведным и неправедным. Он не дает мир скатится к хаосу. А также Он делится своей мудростью и творческими способностями с людьми. Поэтому многие люди способны делать открытия, придумывать новые вещи, способствовать прогрессу. И будет ошибочным (я бы сказал греховным), все эти открытия заносить в черный список, и относится с уважением только к открытиям «верующих» людей. При таком поведении, мы нивелируем Божью благодать, которую Он дает людям. Вопрос в том, что люди были и остаются греховными существами, которые приносят свой «отпечаток» в самые классные вещи, поэтому нам нужна мудрость, чтобы быть способными отсеивать зерна от плевел. В Библии мы находим также понимание, что нам нужна мудрость, чтоб понимать те или иные вещи. Мы можем видеть там же, что Бог облекает некоторые вещи в тайны, а человечество, при достижении того или иного периода взросления и роста, способно открывать эти тайны. В Пр. 25:2 сказано: «Славен Бог, тайное сокрывший; славен царь, тайное понявший», в другом переводе - «Слава Божия - облекать тайною дело, а слава царей - исследовать дело». Конечно, сектантское христианство будет говорить, что это не наше дело, что все, чего нет в Библии - это оккультизм и т.д. Даже удивительно, как они пользуются машинами, холодильниками. Просто это от лицемерия. Вот я уважаю амишей - до сих пор не пользуются электричеством, машинами и т.д. Они, по крайней мере, честны с другими и с самим собою.

Что касается Вальдорфской школы, то здесь мои пять копеек. Позитивно, что люди пытаются что-то изменить в воспитании и образовании детей. По моему мнению, нам надо анализировать их практику, и брать позитивное и хорошее, и отвергать то, что противоречит христианству. Конкретнее, на укр. вики сказано: «Реалізація мети вальдорфської педагогіки створює передумову для всебічного і гармонійного розвитку особистості, збереження і розвитку усіх прихованих здібностей дитини, розкриття її неповторного індивідууму. Разом з тим, переслідується завдання виховання дитини як соціальної особи, готової до співпраці з іншими людьми, яка вміє знайти своє місце в суспільстві, відчуває взаємозв'язок з природним життєвим середовищем. В основі вальдорфської педагогіки покладено християнські релігійні цінності. Навчання у школах проводиться відповідно до спеціально розроблених планів, що складені із врахуванням спеціальних ритмів. Поділ людини на різні компоненти та поділ природи на періоди був розроблений Рудольфом Штайнером.». Исходя из этого понимания, то в этом нет ничего плохого. Что плохого во всестороннем развитии личности? Что плохого в развитии нераскрытых способностей ребенка? Еще ведь где то, популярный баптистский пастор Рик Уорен писал, что у каждого человека есть около 200 способностей и даров. Вопрос в том, что наша система образования не развивает в детях и одного - двух способностей. Или развивает те, которых у ребенка нет.

Второй момент: «Штайнерівська педагогіка ґрунтується на антропософії». Читаем, что такое антропософия. «Антропосо́фія (грец. ανθρωπος - людина і σοφια - мудрість) - релігійно-містичне світобачення, різновид теософії. Розуміє себе як теорію пізнання. Засновник антропософії - німецький філософ-містик Рудольф Штайнер (*1861-†1925). Послідовники антропософії твердять, що в людини є особливі «надприродні якості», які дають їй можливість вступати у пряме спілкування з існуючим світом духів.  Згідно з антропософією, фізичний світ являє собою лише часткове відображення духовного світу, який і керує всім через духовні істоти і сили. Повне єство людини складається з трьох частин: тіла, душі та духу, кожна з яких в свою чергу розподіляється на три ступені. Духом людини управляє закон перевтілення. В окремому житті людський дух виявляє самого себе з урахуванням досвіду своїх минулих переживань на пройденому життєвому шляху. Тілом управляє закон наслідування, душею - створена нею самою доля. Після смерті зв'язок духу і душі зберігається до тих пір, поки душа не розлучиться зі своєю прихильністю до фізичного буття».

По большому счету, если делать короткий анализ этого учения, то мы приходим к пониманию того, что это учение, тот или иной вид гностицизма, против которого выступала еще первая церковь. Именно гностицизм наиболее негативно повлиял на христианскую церковь, и снова выплыл в эпоху возрождения и был популярен вначале прошлого века. Если коротко, то гностицизм учит что есть два мира, духовный и телесный. Духовный - это круто, а телесный - нет. Это противоречит Библии, так как Библия учит, что тело создано Богом, что тело будет воскресено и преобразовано. Библия учит нас преобразовывать этот мир, а не убегать от него в кельи. Интересно, что среди последователей радикальной реформации (баптизм, менонитство, пятидесятничество) в теологии буйным цветом цветет гностицизм. Я бы сказал, что основа современного постсоветского баптизма - видоизмененный гностицизм. Именно эти христианские церкви учат, что «мирское» - это неважно, политика - неважно, образование - неважно, спорт - неважно. Важно только духовное. Правда образ их жизни мало соотносится с их религиозными убеждениями.

Здесь, если брать Вальдорфскую школу, нам надо переработать их подход и создать свой или привести его в соответствии с христианским учением.

Еще одна критика в ажрес этого движения: «Однак багато критики на адресу вальдорфського садочка пов'язано з тим, що дитина не отримує традиційної підготовки до школи й програє в знаннях своїм ровесникам.
Психолог "Софії" Наталя Даценко підкреслює, що популярний зараз ранній інтелектуальний розвиток дитини найчастіше потрібен не самій дитині, а батькам для самоствердження. "Дитина - це не маленький дорослий, якого треба швидше всього навчити. У неї свої потреби й пріоритети. І це не розвиток інтелекту, як такого, а, перш за все, формування відчуттів та рухів, які опосередковано впливають на формування інтелектуальних здібностей", - переконана вона».

Я согласен с психологом, современное образование не дает того, что необходимо ребенку. У каждого ребенка есть свои способности и приоритеты, плюс каждый ребенок имеет свой «возраст» взросления. Даже футбольных тренеров понимают, что два 10летних футболиста разные, если один в 10 лет умеет делать то, что не умеет делать второй, то это не ставит крест на втором, просто его «взросление» может наступить через год, и тогда он не будет отличаться от первого. Второй момент, это то, что современное образование перегружает ребенка, а также не соответствует тому, к чему ребенок в данный момент более способен. Например, наши партнерские церкви в Америке, имеют свои общеобразовательные христианские шклы. Учебная программа там построена с учетом того, в каком возрасте какой предмет более восприимчив для детей. Например (это условно, так как я не сильно изучал их программу), если установлено, что дети точные науки запоминают в 7-8 классах, то фокус на этих науках будет приходится на этот возраст, если гуманитарные науки более способны к изучению в ранних классах - значит фокус на них будет в этих классах. Это не точно, я пытаюсь передать идею.

Вывод. На мой взгляд, Вальдорфская школа пытается ответить на те вызовы и проблемы, на которые не способна дать традиционная система образования. Вопрос теперь в нас, или мы просто откинем ее, за те напластования, которые свойственны всем греховным людям, или же возьмем её, обработаем и возьмем самое лучшее. Как сказано у Иеремии: «…и если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста. Они сами будут обращаться к тебе, а не ты будешь обращаться к ним». Выбор за нами".

мировозрение, христианство, общество

Previous post Next post
Up