Mar 25, 2011 19:21
"ПЕРЕПИСКА ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ".
Светлой памяти Тимура Петровича НОВИКОВА посвящаю.
Мой милый друг! Расставаясь с Вами и с Родиной одновременно, я испытываю двойную горечь утраты, одиночество в квадрате. Утешением мне служат надежда вновь увидеть Вас и Её, равно как и возложенная Вами на меня обязянность писать Вам обо всём, приключившимся со мной в путешествии. Ваши ответы, равно как и мысль о том, что письма наши на время их чтения и написания возвращают нам похищенное пространством очарование бесед, служат мне высшей наградой за этот скромный, но радостно совершаемый труд.
До #.
MEMENTO MORI
«Люби, пока дано любить,
Пока любовь дано хранить!
Настанет час, настанет час
С могилой рядом слёзы лить!»
Ferdinand Freiligrath.
Траурный кортеж выставок, посвящённых памяти одного из самых ярких творцов современного искусства - Тимура Петровича Новикова - обошёл музеи Петербурга. От созданной им Новой Академии Изящных Искусств до Государственного Русского музея. Последней данью благоговения перед этим удивительным человеком и художником, чья неутомимая деятельность породила плеяду учеников и последователей, прозвучала выставка в Музее городской скульптуры на площади Александра Невского “НЕКРОРОМАНТИЗМ”. В экспозиции были представлены фотографические работы Тимура Новикова и его единомышлеников (О. Котельникова, А. Медведева, Е. Острова, О. Тобрелутс и других), выполненные в различных техниках - от компьютерной фотографии до восходящей к истокам светописи гуммипигментной печати. Драматургия выставки созвучна расположенному рядом с музеем некрополю Александро-Невской лавры, однако не случайным кажется соседство ещё одной экспозиции музея - выставки, посвящённой 150-летию со дня смерти В. А. Жуковского, наставника наследника российского престола. Поэт, разносторонне одарённая личность, сыгравший огромную роль в истории русской культуры первой половины XIX века, классик поэтического перевода (в том числе и автор первого перевода «Слова о полку Игореве» с сохранением ритма оригинала), выступавший неустанным ходатаем за многих писателей и деятелей культуры при дворе, в числе коих - Пушкин, Шевченко, декабристы, Жуковский воистину - один из ярчайших представителей своей героической эпохи. Карандашные рисунки, акварели и живописные полотна Василия Андреевича, сделанные им во время путешествий по живописнейшим местам Европы, вкупе с работами его близких друзей, фрагментами рукописей и личными вещами поэта дают возможность ощутить дополнительные грани личности создателя русского романтизма, без которого, по определению В. Г. Белинского, “мы не имели бы Пушкина”.
Параллели, как известно, не пересекаются в эвклидовой геометрии исторического пространства. И всё же… Чья-то заботливая рука поставила рядом эти выставки: великого служителя поэзии, который “сделал её доступною для общества, дал ей возможность развития”, свидетеля и участника событий 1812-го года - и нашего современника, создавшего в болоте застоя удивительно жизнерадостное движение “новых”, эстетику “Популярной механики” и “Ассы”, чтобы затем на пике инициированных им авангардизма и рэйв-движения снова вернуться к “строгим” канонам нео-академизма. “Большое видится на расстоянии”, а в том, что нынешние времена будут расценены будущими историками, как “минуты роковые”, сомневаться не приходится. Пожалуй, есть ещё один момент, роднящий столь различных деятелей культуры, встретившихся под крышей Музея городской скульптуры. При очевидном различии общественного положения, оба они неустанно трудились над созданием главного произведения в жизни художника - произведения, полное представление о котором могут иметь лишь современники, оставляя потомкам разрозненные свидетельства об истинном его величии. Имя этому шедевру - личность самого художника, то замкнутая в келье самосозерцания, заключённая в реторту малопонятных профанам экспериментов, то (как в случае вышеупоминаемых личностей) щедро распахнутая навстречу искателям прекрасного, чуткая к тяготам Отечества и судьбе конкретного человека…
Обе выставки прошли в Музее городской скульптуры до 15-го сентября. Вероятно у Вас, когда вы посетили их, возникли иные мысли и чувства. Что ж, в этом и заключается великое таинство искусства - каждый находит в нём то, что ищет. Главное - искать… И любить.
Однако переполняющая меня тоска пролилась жестом, как дух некогда пролился материей: я посылаю Вам письма, которыми мы обменивались с бесконечно дорогим мне другом. Соседство с ними мне невыносимо - я слишком хорошо понимаю безвозвратность этих тихих бесед, и снова жажду невозможного… Сохраните их. Возможно, они покажутся Вам забавными или занятными. Ваш -
Александр Доских фон Романов,
директор Санкт-Петербургского Института Музыки.
24 . X . 2006 г.
ГОРОД ИСКАНДЕРА.
Как звук трубы перед боем,
Клёкот орлов над бездной,
Шум крыльев летящей Ники,
Звучит мне имя твоё
Трижды великое:
Александрия!
М. Кузмин «Александрийския песни».
Александр Македонский (356 - 323 годы до нашей эры), император и фараон, обожествлённый при жизни покоритель Европы и Азии, древнего Египта и чудесной Индии - юга, востока, запада и севера, смиривший великих царей и прошедший всю землю от края до края, дерзнувший подчинить себе стихии воздуха и морских глубин, совершал своё последнее триумфальное шествие посмертно. Из Вавилона, где смерть настигла его на тридцать третьем году жизни, в апрельское полнолуние, после долгих споров между унаследовавших его царство Филоном, Селевком, Антиохом и Птолемеем, тело его было отправлено в одну из двенадцати основанных им Александрий - Александрию Египетскую, называемую арабами Аль-Искандария. Миру оставил он немеркнущую славу во всех племенах и веках.
Берлинский папирус 13045, датированный I веком до нашей эры, гласит: «Все остальные города Египта могут называться городами, но в сравнении с Алексндрией они являются только деревнями. Александрия же является городом Вселенной». Заложенная Александром зимой 332/331 года до н. э. на косе между Средиземным морем и Мареотидским озером, Александрия Египетская была спроектирована родосским архитектором Дейнократом, а строилась под руководством Клеоменеса из Навкратиса. Птолемей I Сотер, бывший соратник Македонца, унаследовавший после раздела империи Александра Египет, открыл эллинистический период истории этой страны. Колыбель фараонов, захваченная персами, была освобождена, а новый правитель, по примеру Александра, сочетал морганатическим браком богов Египта и Эллады - не зря оба были воспитанниками Аристотеля. Паломники в это время стекаются рекой в город чудес. Не описать его пяти частей (приказ основателя). Семь параллельных морю проспектов пересекают двенадцать поперечных магистралей. Восьмая параллель - остров Фарос, на котором высится воздвигнутый Состратом, сыном Дексифана из Книда, маяк. Фарос (от него - наши «фары») соединён с материком искусственной дамбой длиной в 1200 метров - Гептастадионом. И морем везут товары в Александрию, и по суше, морем же вывозят пшеницу и папирус - главное богатство полей и мастерских страны Птолемеев. Весь мир пишет на папирусе, а изготовляют его только в царстве Птолемеев. По морю и посуху стекаются в Александрию книги в библиотеку Музейона, то есть Храма Муз. Книги из папируса, хранящиеся в свитках, разложенных по деревянным футлярам бесчисленных полок. Здесь трудятся Эратосфен, преемник Каллимаха, поэты Риан и Ликофрон, Аристофан из Бизантия - составитель первых антологий и словарей, Зенодот - автор работ о Гомере, Гесиоде и Платоне… Птолемей II Филадельф был достойным продолжателем библиомании отца, а третий из династии Птолемей Эвергет пошёл ещё далее. В Афинах он попросил государственный экземпляр произведений великих трагических поэтов под залог 15 талантов золотом (Фаросский маяк строили 12 лет и обошлось это в 800 талантов) и вернул… изготовленную в Александрии копию. Залог не возвратили, но не в этом счастье коллекционера! В храмы богов стекаются пилигримы, любому паломнику найдётся здесь святыня. Серапис (созданный соединением Осириса, Зевса, Асклепия и Аписа-Пта новый бог), Кронос, Пан, Исида (для которой нет ни рабов, ни свободных) - их храмы влекут чудесами исцелений и волшебством архитектуры. С помощью Исиды освободжались рабы - за выкуп их посвящали богине, и бывший хозяин не смел передумать - с Исидой шутки плохи! И святая святых города: Сема, что значит «могила», - мавзолей Александра Македонского, палладиум Александрии, строили который Первый и Второй Птолемеи. По виду он напоминает хармамаксу - погребальную повозку, в которой везли погружённое в мёд тело из Вавилона в Египет, где уже им занялись жрецы-бальзамировщики. Внутри святилища - золотая статуя обожествлённого македонца, которую в день его смерти, считающийся в Александрии священным, возят по городу в запряжённой слонами колеснице. Перед ней - алтарь, в котором - вечный огонь. В небольшой сводчатой комнате под храмом на постаменте из полированного розового асуанского гранита стоит золотой саркофаг, в крышке которого, в верхней части, прорезь, закрытая пластиной хрусталя, за которой --лицо великого завоевателя. Здесь же развешено оружие полководца, атрибуты его побед, горят благовонные масла светильников, благоухают цветы, обновляемые жрецами…
Долго можно бродить по городу Искандера, но вот что странно - есть на севере России город, который называют Александрией на Неве. На его улицах девушки не танцуют знаменитую александрийскую пантомиму «Оса», что так нравится матросам, и не продают печёный папирус. Но на берегах его стоят два Фиванских сфинкса, а главный проспект пересекает город - не Канопский а Невский, и не с запада на восток, а как бы слегка повернувшись по часовой стрелке. И хранится в его Музейоне в начале этого проспекта печать родства с Александрией Египетской. Созданная при Птолемее Третьем по его заказу и изображающая его родителей - Птолемея II Филадельфа и царицы Арсинои II - камея из редчайшего трёхслойного агата или арабского сардоникса. Почти в ладонь размером, драгоценный камень по твёрдости превосходит сталь. Не зря скульптор работал над ним 20 лет! Из рук в руки, от глаз к глазам камея Гонзага (по имени одного из обладателей) путешествовала по миру, чтобы попасть сюда. Ею любовались Клеопатра и Цезарь, римский император Август и итальянская поэтесса Изабелла д’Эсте, Рубенс и Энгр, шведская королева Христина и Наполеон Бонапарт. Последний подарил её своей первой жене Жозефине Богарнэ, а та, в знак благодарности за заботу о ней и её детях при взятии русскими Парижа, преподнесла Александру I. С 1814 года она хранится здесь. Ей 2225 лет. Пусть время и войны не пощадили библиотеки и маяка Александрии, боги покорились христианам, а столица при мусульманских правителях перешла в Каир, в порт имени Александра в дельте Нила приходят корабли со всего света, и снова кто-то, подобно Ахиллу Татию, восторженно напишет в дневнике: «Я прошёл через ворота, которые называются Воротами Солнца, и передо мной развернулась сверкающая красота города, наполнившая радостью мой взор… Глаза разбегались, когда я пытался оглядеть все улицы, и, не будучи в состоянии охватить целого, я не мог утолить ненасытную жажду созерцания. …Я смотрел на огромный город и не верил, что найдётся столько людей, чтобы его заполнить; я смотрел на людей и не верил, что может существовать город, который в состоянии их вместить…»
ПАПИРУС И ЛОТОС.
(«Белые стены» - столица «Чёрной земли».)
«Древнеегипетская культура - одна из древнейших в мире, и мы часто даже не осознаём, что многое из наших представлений и традиций восходит в конечном счёте к ней». Р. Кинжалов, «Шесть дней древнего мира».
Благодаря ежегодным разливам Нила, орошающим землю и приносящим естественные удобрения, а также природной защите от вторжений в виде пустынь с обеих сторон, в долине реки сложились благоприятные условия для возникновения цивилизации уже в середине VI тысячелетия до нашей эры. А к началу IV тысячелетия до н. э. по берегам Нила расположились развитые общины с укреплённым центром, в котором находились резиденция правителя, храм главного местного божества, жилища ремесленников и рынок. Таких протогосударственных образований насчитывалось 20 на севере страны и 22 на юге. Их границы в дальнейшем стали основой административно-территориального деления единого государства на округа, или, как их называли позднее греки, номы. В результате продолжительных (несколько веков) междуусобных войн за гегемонию, во второй половине IV тыс. до н. э. на территории нильской долины образуются два крупных объединения этих городов-государств: Северное, или Нижнее, царство со столицей в Буто и Южное, или Верхнее, имевшее столицей город Нехен. Складывается многочисленный пантеон божеств, развивается культ правителей, от физического благоденствия которых магически зависит благополучие в природе. Регалии владык становятся сакральными, а их коронация и погребение превращаются в сложные ритуальные обряды. Царь Северного Египта носит причудливую корону красного цвета, его священный символ - пчела, у южного правителя корона белая, в форме кегли, а символом служит тростник. Объединение этих царств в единое египетское государство произошло согласно традиции путём победы царя Южного Египта Менеса над своим северным соперником в начале III тыс. до н. э. На рубеже Верхнего и Нижнего Египта Менес заложил крепость под названием «Белые Стены» - Инбу-хедж (в древнеегипетском письме гласные не передавались, поэтому огласовки имён и названий в древних текстах имеют условный характер). Около этой крепости и возник впоследствии одноимённый город, ставший столицей страны Кемет - Чёрной земли, как называли её сами древние египтяне. Греческое название города - Мемфис появилось позднее, когда неподалёку от него возникло поселение Мен-нефер.
Мемфис скоро стал не только крупнейшим политическим, но и интеллектуальным центром государства. Жрецы Птаха - главного божества этого нома (отсюда наше «номинальный») - разработали сложные мифологические системы, в которых были заложены многие основные вопросы будущих философских и религиозных учений древности. Так, например, согласно мемфисскому преданию, бог-творец создал мир «сердцем и языком», ибо сердце даёт выход всякому знанию, а «язык повторяет всё, задуманное сердцем». По велению сердца, высказанному языком, то есть облечённому в слово, Птах сотворил богов, создал их тела и основал храмы. Спустя десятки веков доктрина мемфисских жрецов через позднеэллинистические магические папирусы, через учение о Логосе Филона Александрийского и гностицизм попадёт к евангелисту Иоанну, и он напишет: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».
В более позднюю эпоху в Мемфисе учились и греки: философ-диалектик Демокрит Абдерский, знаменитый Платон, Эвдокс - врач, математик и астроном, первый учёный, доказавший шарообразность Земли и разделивший её на географические пояса. Есть сведения и о том, что крупнейший врач древности Гиппократ имел доступ к храмовой библиотеке прославленного в Египте (а затем и в Греции) целителя Имхотепа.
Искусство Египта достигло высот, поражающих и доныне. Пирамиды - единственное из Чудес Света, сохранившееся до наших дней. Время не властно над ними, и имена обожествлённых фараонов: Джосера, построившего первую пирамиду, Хуфу (Хеопса), которому посвящена величайшая в мире пирамида, его сына Хафра, повелевшего воздвигнуть Сфинкса возле собственной пирамиды, и внука Менкаура, известны нам. Однако время сохранило нам также и имена архитекторов, скульпторов, философов древности. Неизвестен художник, который в говорящем орнаменте (письмо египтян иероглифично, следовательно, изображает символы слов) соединил священный лотос и прозаический папирус, однако несомненно одно: он символизирует единство Севера и Юга, как и важнейшая из регалий фараона --корона из двух вставленных друг в друга частей: невысокий шлем без верха с поднятым сзади щитком и длинным назатыльником и вставленная в него бутылкообразная верхушка. Корона владыки Верхнего и Нижнего Египта соединяет в себе уборы обеих половин, как орнамент недвусмысленно говорит о нерасторжимости Неба и Земли.
Лотос в древнем Египте играл важную ритуальную роль, особенно розовый, почитаемый чудодейственным. По священному сказанию, в начале времён из его цветка появился солнечный младенец и осветил землю. Его используют в медицине, он обладает целебными свойствами, но некоторые его части ядовиты. На пирах гостям вручали венки из белых лотосов и давали в руки по цветку. Плоды розового лотоса фараон подностил храмам в качестве жертвенного дара. Папирус же египтяне считали даром богов, и не зря - корни его используются в качестве топлива и для различных поделок вместо дерева (которое редко и дорого в стране Кемет), из трёхгранных стеблей делают лодки, а волокнами конопатят их, плетут паруса, циновки, покрывала, сети и канаты, изготовляют сандалии и фитили для масляных ламп. Высокое (до 2,5 метров) водяное растение служит и предметом питания: бедняки жуют стебли папируса и в сыром, и в жареном, а также в печёном виде, высасывая сладкий сок и выплёвывая волокна. Но самое замечательное в нём - это сердцевина стебля, из которого делают писчие свитки. Недаром Плиний Старший назвал папирус «материалом, на котором основано человеческое бессмертие».
Папирус изготовляли так: на полированные каменные столы, смоченные нильской водой раскладывались тщательно очищенные от кожуры губчатые сердцевины папирусных стеблей. Мастер разрезал их каменным ножом вдоль на полосы, которые укладывал вплотную друг к другу. Затем он обрызгивал их водой с растворённым в ней растительным клеем. Далее укладывался второй слой папирусных полос, и лежащая на столе масса отбивалась молотком. Клетчатка сердцевины папируса содержит сахаристые вещества, которые под ударами выделялись и склеивали волокна. Полученный таким образом черновой материал промазывался ещё клеем. Далее слегка подсохший лист снова распрямлялся с помощью молотка и затем проглаживался специальным куском слонового бивня, от чего лист приобретал ровность и особый блеск. Затем просушенные на солнце готовые листы склеивались в ленту длиной от 3 до 6 метров. Некоторые, предназначенные для особых целей папирусы, достигали длины 30-40 метров. Писец писал на той стороне, где волокна располагаются горизонтально, а на внешней стороне свитка - только название документа. Орудием письма служила тонкая деревянная палочка, один конец которой пишущий разжёвывал наподобие кисточки (не отсюда ли этот распространённый жест, когда задумавшись во время писания, мы подносим ручку или карандашь ко рту?), а вместо чернил употреблялась чёрная тушь. Правда, заставки писались красной краской («с красной строки», как говорим мы). При чтении свиток держали левой рукой и постепенно раскручивали один конец, свёртывая другой. Первые памятники древнеегипетской письменности датируются 3-4 тысячелетиями до н. э. Заглянем в один из мемфисских свитков, оставленных нам - увы! - безвестным автором, высказавшим, тем не менее, бессмертную мысль: «Человек погиб, и тело его стало прахом, и все его близкие умерли, но вот писания делают то, что вспоминается он в устах чтеца, ибо полезнее свиток, чем дом строителя, чем молельня на западе; лучше он, чем укреплённый замок и чем плита, посвящённая в храм. Разве есть подобный Хардедефу? Разве есть другой, подобный Имхотепу?.. Они ушли, и имя их (было бы) забыто, но писания заставляют их помнить…» Через две с половиной тысячи лет римлянин Гораций Флакк напишет свой «Памятник»:
Создал памятник я, меди нетленнее,
Пирамидных высот царственных выше он…
Нет! Весь я не умру, - часть меня лучшая
Избежит похорон; славой вечною
Буду я возрастать…
Повторять и варьировать эту тему вослед за венусийским поэтом будут французы Ронсар и Экушар-Лебрен, англичане Дж. Милтон и великий Шекспир (сонет 55), не говоря уже о бесчисленных переводах Горация, среди авторов которых и М. В. Ломоносов, и А. Н. Радищев. 18 веков спустя после Горация Г. Р. Державин напишет:
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов твёрже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полёт его не сокрушит.
Так! - весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастёт моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
И, наконец, Пушкин (в чьих жилах текла африканская кровь) введёт новый образ в древнейшее противоположение поэта и рукотворного памятника, заменив экзотические пирамиды на новое чудо: огромную гранитную колонну в центре Северной столицы России, знаменующую победу в Отечественной войне 1812 года. Так из древнеегипетского папируса просочилась в наш язык цепь сравнений, созданная писцом, чьим олицетворением в Мемфисе был павиан - бог Тот, открывший письмо, изобретатель слова, даровавший людям мудрость. Равно как и имена Онуфрий, Таисия, Пахом, Сюзанна, слова «базальт», «натр», «оазис», «химия»… А «папироса»? Не прямая ли она родственница папирусу?
РАЗВЕ ПРИВЫКАЮТ К ЧУДЕСАМ?
Человеку свойственно странное чувство соперничества с природой, каким бы именем он её не называл. Нечто необъяснимое простыми насущностями бытия толкает его изыскивать всевозможные формы увековечения себя в памяти потомков: бессмысленными преступлениями, как Герострата, или благородными победами, подобно полководцам-освободителям, монументальными сооружениями, либо дерзновением творческой мысли… Это свойство - непреодолимое и страстное желание вознести себя над стихиями и пространствами - некоторые склонны трактовать как наияркое доказательство божественной составляющей человека. Но вот что странно: чем дерзновенней открытия и достижения людей, тем большее число загадок, тайн и удивительных свойств открывает им природа, как бы говоря: «Это ещё что, а вот взгляните на это!…» И человек в который раз щурит глаза на солнце, поражается безупречному совершенству цветка, томится ощущением бесконечности звёздного неба или задумывается над хитрым механизмом устройства собственного тела. И в который раз повторяет за поэтом:
Много лет размышлял я над жизнью земной,
Неизвестного нет для меня под луной.
Мне известно, что мне ничего не известно -
Вот последняя правда, открытая мной.
В ТРАВЕ У ДОМА.
Я застал своего друга за показавшимся мне странным занятием: он сидел за столом, вооружённый чем-то наподобие микроскопа (со школьных времён не пользовался этим прибором!), и тщательно вглядывался в какую-то пылинку. Магнитофон пел голосом Пьехи: «Привыкают люди к родным глазам, привыкают к песням и небесам, рано или поздно привыкают к звёздам - люди привыкают к чудесам».
Какая чудесная музыка! В чём это Вы там ковыряетесь?
Минуточку, минуточку! - пробормотал мой друг, орудуя какими-то
ножом и вилкой, которые могли бы подойти воробьям, если б те в оных нуждались. Затем, отложив это всё, он обернулся ко мне и произнёс:
Чудесная, говорите? Хотелось бы уточнить - какой смысл Вы вкладываете в это слово?
Ну, очень красивая, радующая, трогательная… понятная.
Вот пример отслоения смысла от слова - как можно чудо объявить понятным? Если мы до сих пор не знаем точно, что собой представляет, скажем, свет - волну или поток частиц-корпускул? Или вот хоть это (взмах в сторону микроскопа): деление клеток, которое мы научились наблюдать и которым пытаемся управлять, но не в силах объяснить?
Ха-ха-ха! «Какие механизмы спрятаны в жуках! Какие силы действуют в конфетах! Я понял, что такое рожки, зачем грибы в рассол погружены… и почему в глазах коровы отражаются окошки, хотя они ей вовсе не нужны».
Вы мне зубов вашим Олейниковым не заговаривайте! И кстати - Вы обратили внимание на то, что у Олейникова так часты в стихах насекомые? Шутник-обэриут был не так прост, ему было доподлинно известно, что насекомые - пионеры в мире животных. Они первыми вышли на сушу из воды, первыми научились летать и первыми же создали сложнейшие общественные поселения. Разнообразие видов насекомых намного превосходит сегодня количество видов животных во всех остальных группах: из ныне существующих 2 миллионов видов более одного приходится на них. Латинское название насекомых Insecta происходит от insectum - причастия прошедшего времени от глагола insecare, означающего нарезать, рассекать, наделять. В этом названии отражена наиболее характерная черта этих тварей: рассечение тела на сегменты и резкое его деление на голову, грудь и брюшко, соединённые короткими и иногда очень тонкими перемычками, или, как их ещё называют, стебельками.
Да, да, та самая “осиная талия”!
Именно. Многие насекомые выходят из яйца в виде червеобразных личинок, они и отдалённо не напоминают тех взрослых особей, которые откладывали яйца. Сравните хотя бы гусеницу и бабочку. Такая незрелая форма насекомого называется по-латыни larvae, что означает злой дух, привидение, призрак. Наевшись вдоволь, личинка превращается в куколку, которая внешне неподвижна, а тем временем внутри у неё происходят поистине чудеса! Её ткани растворяются (этот процесс называется гистиолизом, от греческих histos - ткань, и lysis - разложение), нетронутыми остаются только имагинальные диски, то есть нерастворившиеся участки ткани, из которых будет строиться тело взрослого насекомого - имаго. Этим латинским словом, означающим образ, учёные-энтомологи обозначают конечную стадию его развития. Энтомофилией называется приспособленность растений к опылению насекомыми, а энтомофаги - это животные, питающиеся насекомыми.
А растения, питающиеся насекомыми? И вообще - растения в не меньшей мере чудесны, более того - они приятны на вид и не доставляют стольких хлопот, как большинство насекомых, являющихся всё-таки паразитами. И даже ваша бабочка вблизи… ужасна!
Возможно. Кстати, в переводе с греческого паразит означает живущий вместе, так что ещё не известно, кому это слово больше подходит - насекомым или нам. Относительно растений я с Вами полностью согласен, более того - в большинстве древних религий проводится параллель между Деревом и Вселенной. Друиды - жрецы у кельтов древней Галлии, Англии и Ирландии - даже приносили в лесах человеческие жертвы. Ботаники делят мир растений на две большие части: высшие растения - кормофиты и низшие - таллофиты. Различие их в том, что тела первых разделяются на стебель, листья и корень, а вторых - нет. Так вот на долю этих вторых (преимущественно это водоросли) приходится 89% всей зелёной массы на Земле! Более того, значение водорослей в снабжении всей биосферы кислородом трудно переоценить. Фитопланктон - морские водоросли, дрейфующие в верхних слоях Мирового океана и получающие питание за счёт энергии солнечного света - вместе с разными мелкими моллюсками, ракообразными и личинками (зоопланктон) в свою очередь прямо или косвенно служат пищей всем морским животным, а те - другим птицам и зверям. Поэтому и планктон, и планета - слова одного происхождения, от греческого planktos, то есть блуждающий.
“Утверждают космонавты и мечтатели что на Марсе будут яблони цвести!”, и всё же мне милей блуждающей фауны и по большей части неподвижной флоры царство минералов. В их статике есть солидность, а молчание уравнивает их с золотом. Я даже придумал такой термин: “минеральный романтизм”. Вечные, прекрасные камни, ради которых люди преодолевают расстояния, вгрызаются в земную кору…
Районы обнаружения драгоценных камней и минералов не зря называют “месторождениями” - это указывает на их способность рождаться, а следовательно и умирать. - Мой друг с неодобрением посмотрел на зажжённую мной сигарету, но ничего не сказал, лишний раз убедив меня в безупречности его манер. Однако он оставил свою лабораторию и переменил кассету в магнитофоне, откуда под аккомпанемент какого-то ди-джея зазвучал мощный голос Ширли Бесси: «Diamonds are forever…», а мой друг продолжил:
- Один мой знакомый ювелир говорил мне о том, что встречаются такие капризные, неблагодарные камни - бьёшься над ним месяцами, а он возьмёт и рассыпется в руках… Так что вечность бриллиантов не более, чем расхожий миф. Но, как и в любом мифе, в нём откликается история. Так вот…
БРИЛЛИАНТЫ НАВСЕГДА.
С древнейших времён камень привлекал внимание человека: вначале окраской, совершенной формой кристаллов и их блеском, затем - твёрдостью и прочностью, позже - долговечностью и редкостью. Найденные на раскопках стоянок первобытного человека времён нижнего палеолита (800 - 60 тысяч лет до нашей эры) осколки кремня свидетельствуют о том, что в камне человек искал помощника в охоте и защите от врагов. В эпоху мезолита (около X - V тысячелетия до н. э.) он стал использовать для изготовления орудий яшмы, горный хрусталь, агаты, обсидиан - из них делались ножи, топоры, скребки, наконечники для копий и стрел и прочее. А во времена неолита начинается систематическая добыча необходимого для жизни камня. Древние подземные разработки кремней найдены во Франции, Великобритании, Польше, Швеции, на острове Сицилия в Италии и других странах, причём глубина шахт достигала в отдельных случаях до 20-ти метров, а ширина - около метра. Для добычи камня человек применял огонь и воду, а также каменные мотыги и кирки. Для шлифовки изделий использовался влажный и сухой песок, а готовые орудия распространялись по свету - так обнаружено множество изделий из нефрита в разных странах, а ведь его месторождения не столь распространены. В эпоху неолита камень играл ещё одну важную роль - он был предметом поклонения. Для защиты от непогоды, болезней и голода люди призывали на помощь сверхъестественные силы, а в качестве амулетов, предохраняющих от зла, использовали красивые камни и кристаллы определённой формы и цвета. Позже из цветных камней люди научились вытачивать идолов и фигурки богов, в Древней Греции в VII в. до н. э. появилось искусство глиптики - резьбы по камню, а в XIX веке окончательно сложилась геммология - наука об ювелирных и поделочных камнях.
- «I’ll give you diamond ring my friend if you say you love me too», - пропели Битлы, а я продолжал слушать историю, попутно перебирая россыпь камешков, выложенных передо мной моим приятелем.
- Не смотря на то, что человек научился выращивать или синтезировать большинство драгоценных камней, их культовая роль сохранилась и до наших дней. Во многих странах традиционно связывают драгоценные камни определённых наименований со знаками Зодиака, множество дорогих камней применяется для украшения церковной утвари: икон, книг, ритуальных предметов. Индийский минералог Рао Бохадур считает, что изумруды стали известны в Индии за 2000 лет до н. э., сапфиры и рубины из Цейлона (Шри-Ланка) - за 600 лет до н. э., а алмазы Индии - за 1000 - 500 лет до н. э. Известно, что бирюзу добывали на Синайском полуострове за 3400 лет до н. э. В захоронениях Древнего Египта были найдены камни, добывавшиеся в горах Африки между Красным морем и Нилом, в копях, позднее названных именем Клеопатры. При раскопках гробницы царя шумеров Мескаламдуга, жившего в 2500 г. до н. э., были найдены бусы и подвесок из лазурита, а в усыпальнице царицы Древнего Шумера Шубад - гребни, украшенные каменными цветами из этого же камня. В Южном Междуречье обнаружены бронзовые изваяния женской головы и головы быка с глазами из цветных камней, а в гробнице фараона Тутанхамона - множество предметов с украшениями из бирюзы и лазурита. По свидетельству Геродота, каждый знатный вавилонянин носил перстень с печатью, изображавшей богов, эпизоды сражений, бытовые сцены или символы профессии этого человека, а особо знатные имели по нескольку печатей из яшмы, агата или лазурита, и носили их как ожерелье. Во времена крито-микенской культуры также были распространены перстни-печатки, украшенные камнями оружие и посуда. Древние индусы считали, что алмазы образуются из «пяти начал природы»: земли, воды, неба, воздуха и энергии, и подразделяли их, как и людей, на четыре класса-касты: брахманы - чистые, бесцветные октаэдрические кристаллы; кшатрии - камни, окрашенные в красноватые тона; войшье - кристаллы зеленоватого цвета; шудры - серые кристаллы. В Древней Индии особо ценили камни красного цвета, на Среднем Востоке - синие, а в Древнем Египте - зелёные. Один из древнейших самоцветов - янтарь, о котором Плиний Старший писал, что в Скифии встречаются «золотистые горящие камни», - добывался по берегам рек и на побережье Балтийского моря, откуда древними торговыми путями попадал в Западную Европу, Индию и даже Китай. В VII - X веках в ряде стран янтарные пластины и изделия служили эквивалентом золотых и серебряных монет. Происхождение янтаря древние греки связывали с легендой: Зевс могучей молнией разбил колесницу Фаэтона - сына бога солнца Гелиоса, - несомую четвёркой взбесившихся крылатых коней, после чего тот рухнул в волны реки Эридана. Сёстры Фаэтона - Геллиады долго оплакивали его, и были обращены за это богами Олимпа в тополя, с которых в студёные воды Эридана падали их слёзы - смола, - превращавшиеся в прозрачный янтарь, или, как его называли греки, электрон.
Между тем Мерлин Монро уже промурлыкала: “Diamonds are the best girl’s friends”, и ей во след Аманда Лир затянула своим басом с акцентом международной аферистки: “I need diamonds for my breakfast”. А история продолжалась:
Выбор камня у греков подчинялся сюжету. Так, траурные геммы вырезали из чёрных камней , на которых часто изображали Прозерпину, похищенную богом мира умерших Аидом; свадебные геммы делали из сердолика, часто с изображением Амура и Психеи - символом верной любви.
И чрезмерного любопытства, - удалось мне вставить. Меж тем Джоан Баэз запела: «We both know what memories can bring - they bring diamonds and rust», а мой друг продолжал, не обращая внимания на нас обоих:
Из аквамарина вырезали морские сюжеты, фигурки Нептуна и Тритона; бога веселия и виноделия Диониса (Бахуса) - на аметисте, который якобы предохранял от опьянения. Юристы и судьи носили геммы из кроваво-красной яшмы. В Эрмитаже хранятся изумительной красоты античные геммы на яшме знаменитого Хеосида - «Цапля с кузнечиком», «Лошадь-победительница», «Летящая цапля», а также замечательная гемма из сардоникса с портретом Александра Македонского работы выдающегося мастера резьбы по камню Пирготеля и многие другие.
- «Diamonds and pearls», - подтвердил слова моего расказчика Принс, которого сменил жидкий бархат неповторимого голоса Ната «Кинг» Коула: «My love can be warm as the ruby, my love can be pure as the pearl».
- Кстати, знаменитый поэт Италии Петрарка считался одним из первых крупных коллекционеров античных гемм. Я уже не говорю о сокровищах древних владык Востока, о которых по праву сложены легенды. Так в летнем дворце китайского богдыхана хранился макет этой сокровищницы из золота с деревьями, листьями и цветами из изумрудов, алмазов и рубинов. Несметными богатствами обладали правители Индии - Великие Моголы. Среди их сокровищ было пять тронов, выполненных из золота и украшенных алмазами массой до 300 каратов каждый, жемчужинами до 50 каратов и другими драгоценными камнями. Троны имели названия - алмазный, изумрудный, рубиновый, сапфировый и павлиний.
Shine on you crazy diamond, - взревели “Пинк Флойд”. - Вот именно, - продолжал мой друг, - не стоит распалять себя алчностью царей. (Продолжение следует)