Авианосцы

Jul 15, 2019 21:45



"Представленный на военно-морском салоне в Санкт-Петербурге авианосец "Ламантин" имеет следующие характеристики: водоизмещение 80-90 тысяч тонн, скорость 30 узлов, экипаж 2800 человек. Авиагруппа состоит из 60 летательных аппаратов разных классов: истребителей, самолетов ДРЛО, вертолетов и беспилотников"

Очередной проект авианосца презентовали в России, этот раз Ламантин. До него был Шторм, до него тоже смелые замыслы, одним словом "никогда такого не было и вот опять".

Сколько потрачено денег на проект и презентацию вопрос не ко мне, я только могу сказать что с проектом будет - макет поставят в музее, чертежи сдадут в архив, а лет через пять запилят какого то Кита или Моржа, на бумаге больше американского и бешеной стоимости.

Почему так? Неумение? Нехватка денег? Да нет, обычная логика, и что бы ее понять надо вспомнить историю авианосца в целом и авианосца в России.

Оружие ведь делают не просто так, а с какими то целями, а цель первых авианосцев, родившихся на излёте Первой мировой была разведка в интересах линейных эскадр. России в 1917 году было не до того, да и с линейными эскадрами было не очень.

В 20е годы прошлого века у авианосцев появляется новая задача - ослабление линейной эскадры противника торпедно-бомбовыми ударами перед сражением линкоров. В раннем СССР появляются проекты такого типа, но... Ни транспорт Комсомолец, ни линейный крейсер Измаил авианосцами не стали, да и стать не могли по простой причине - в СССР было три линкора, все маломореходные и устаревшие, и все на закрытых морях, где вполне эффективна и базовая авиация. Новых же кораблей ждать не выходило, элементарные СКР и ПЛ выходили только с помощью запада, но картинки нарисовали, да, красивые...Теперь повод тупого Сталина проклинать, нет на авианосец замахнуться, он гад такой базы и кораблестроительные заводы строил.

Но годы шли, и к 1937 году появляется Большая кораблестроительная программа, согласно которой началось строительство трех линейных кораблей и двух линейных крейсеров. И сразу же появляется и проект авианосца - проект номер 71. Но начало Великой отечественной оставило проект на бумаге, а после нее, практически без перерыва началась Холодная война.

И снова возник вопрос - какой флот строить. Адмиралы (Кузнецов в первую очередь) хотели всего и сразу, но был ещё проект атомный, проект ракетный, сухопутные войска, ну и страна в руинах. В таких условиях красивые хотелки флотоводцев ложатся в архив, а строить начали лёгкие силы. Шанс у нашего авианосца вроде возник в середине 50х, но Хрущев, вполне логично, проект 85 режет. Главная задача СССР в вполне возможной войне с НАТО - нанести США неприемлемые потери с помощью ЯО. Для этого нужны ракеты и стратегические бомбардировщики, но никак не авианосцы, тем более единичные(а серию в десятки кораблей бы не потянул судострой). Так что все силы на атомный подводный флот, даже первые советские АПЛ могли порадовать Америку 3 баллистическими или 6 крылатыми ракетами, и стоили они дёшево, плюс большие шансы дойти и дать залп. На фоне вполне реальной угрозы ядерной войны все эти рассуждения про планы на следующие десятилетия не смотрелись вообще, до будущего ещё дожить надо, а у противника преимущество в средствах доставки...В целом не ошиблись - советские ракеты спасли мир от Третьей мировой.

И только в 60е годы появляется возможность создавать палубную авиацию, чем и занялись, но с оглядкой - проект 1123 - вертолетоносец с задачей топить американские стратегические АПЛ в Средиземном море.

Флот рос, и ещё через десять лет , уже в 70е, в строй вступают авианесущие крейсера 1143 в количестве 4 штук(из них два - в 80е). И штурмовик вертикального взлета ЯК-38, и его палуба как авианосцы были так себе, но их задача была в другом - это именно крейсера с мощным ракетным вооружением, где самолёты - дополнительный бонус.

А полноценные авианосцы рождаются уже в 80е, когда флот по тоннажу и условиям базирования до них дорос - это Кузнецов, его систершип Варяг и атомный Ульяновск.

Но СССР рухнул, и новая Россия флот распилила, сейчас в строю только недоведенный до ума Кузнецов и красивые картинки.

Ситуация откатилась на сто лет и очень напоминает 20е годы, корветы и фрегаты строим с большим трудом, по подводным лодкам тоже не очень, эсминцы(по факту крейсера) тоже только на картинке, промышленность в развале, зато СМИ трубят об авианосцах размером с американские. Это при том что сохранение даже Кузнецова под вопросом - единственный подходящий плавдок потоп от старости, а замены ему так и не нашли...

Конечно же авианосцы России нужны, но не умнее ли сначала восстановить кораблестроение и ремонтные заводы, потом выстроить лёгкие силы, воспитать моряков, а пока оттюнинговать Кузнецова, пущай специалисты учатся?

Собственно так поступил СССР, сохраняли старые царские корабли, на них готовили специалистов, и потихоньку, поэтапно, строили флот. Кто сейчас будет эскортом Ламантина? Где его строить? А ремонтировать? А базировать? Кто будет охранять эту самую базу? Кто его сменит на время ремонта? Ведь их тогда надо минимум четыре, оптимально шесть, к каждому ещё в комплекте 6-8 кораблей АУГ...Деньги есть? Да и задача номер один сейчас - держать партнёров под прицелом, где здесь место авианосца?

Вот и кажется мне что будет Ламантин на бумаге, а лет через пятьдесят будут на псевдоморских форумах спорить - почему такой красивый кораблик не построили? Лично у меня вопрос другой - зачем на проект деньги тратили? И так ясно - строить не будут, а для Кузнецова плавдок покупать надо...Все как с Украиной - замах на рубль, удар на копейку, а ресурсы в никуда.

Дзен https://zen.yandex.ru/media/id/5a9ad84377d0e6d6b8dbeb7d/avianoscy-5d2e3469d11ba200ac6772db

Конт https://cont.ws/@donrf/1390259

новости, ВМФ, история, перспективы

Previous post Next post
Up