Почему у Google нет исследовательской лаборатории?

Mar 20, 2014 15:14

Почему у Google нет исследовательской лаборатории

Очень странно получается: корпорация собирается инвестировать в фундаментальные исследования, но при этом не имеет традиционной лаборатории. К чему бы это?

Вице-президенты по исследованиям техногигантов вроде Microsoft и IBM управляют вотчинами, раскинувшимися в специально отведённых офис-локациях, кои тщательно изолированы от шумной неразберихи главных контор. Напротив, босс исследовательского отдела Google Альфред Спектор (Alfred Spector) собрал под своим началом небольшую команду и приютил её на общих основаниях вместе с другими отделами. Хорошо ли это?

«А нам не надо никакой защитной оболочки вокруг наших исследователей и их великих идей, - говорит г-н Спектор. - Это ведь совместная деятельность, а все мы работаем в одной компании». По его мнению, такой подход позволяет Google быстрее добиваться фундаментальных результатов, потому что учёным рукой подать до бездны информации из других отделов. И это, в свою очередь, упрощает внедрение открытий.



Альфред Спектор, глава исследовательского отдела Google (фото корпорации).
Алан Маккормак (Alan MacCormack), адъюнкт-профессор Гарвардской школы бизнеса (США), который изучает инновации и развитие разработки в технологическом секторе, считает, что подход Google к исследованиям помогает корпорации справиться с проблемами, с которыми сталкиваются другие крупные компании. «Встраивание в основной бизнес людей, работающих на фундаментальных направлениях, как раз позволяет Google поощрять творчество тех сотрудников, которые обычно далеки от каких-либо исследований и разработок», - уточняет г-н Маккормак.[Spoiler (click to open)]

Ну а Альфред Спектор позволил себе даже такое замечание: мол, секретное подразделение Google X, в котором были созданы пресловутые Google Glass и проект автономного автомобиля, - это скорее ярмарка идей, а не исследовательская лаборатория. А вообще, в «Гугле» каждый проект сразу ориентирован на рыночный успех.

Синтия Вагнер Вейк (Cynthia Wagner Weick), профессор менеджмента в Тихоокеанском университете (США), полагает, что такой подход Google привили основатели компании, а его главная задача - избежать обычных корпоративных приёмов, когда фундаментальные исследования слишком изолированы от реальной деятельности фирмы. «Google заинтересована в решении серьёзных проблем, причём не только в ИТ и телекоммуникациях», - поясняет свою мысль профессор, недавно опубликовавшая статью, в которой в качестве примеров приведены Google, Edwards Lifescience и компании Элона Маска Tesla Motors и Space X. Только так, на её взгляд, технологические компании могут удовлетворить краткосрочные потребности и в то же время думать о далёкой перспективе.

Google, разумеется, опирается на выпускников вузов. Каждый год компания тратит миллионы на 100 с лишним научно-исследовательских грантов университетам и несколько десятков кандидатских стипендий. Кроме того, в штате корпорации постоянно состоят около 30 учёных, занимающихся теми или иными проектами в среднем 18 месяцев. Иначе говоря, университетские работники без отрыва от научных исследований получают доступ к ресурсам, инструментам и данным, которых нет и не может быть в их альма-матерь.

Г-н Спектор полагает, что сегодня академическим умам трудно продвигать свои исследования без помощи корпораций. Доступ к большому количеству данных и рабочих систем - основное требование для разработки и тестирования идей, способных подтолкнуть дисциплину вперёд. «Google воплощает эмпиризм в реальность круче, чем любая другая компания!» - восклицает он.

Как долго Google сможет заманивать к себе ведущих учёных, учитывая огромное количество стартапов в Кремниевой долине? «Мы вернулись в то время, когда уйма стартапов брошена на новые технологические горизонты», - считает г-н Маккормак. И это значит, что если конкуренты накопят более интересные данные, то одной только харизмы Google может и не хватить.

И это не теоретическая угроза: в прошлом году  Facebook наняла главу отдела «Глубокого обучения» (Deep Learning) Google, чтобы основать собственную исследовательскую группу в этой области. Но Google всё равно считает себя защищённой, хотя бы на ближайшее будущее. «У нас есть франшиза, которая генерирует невероятные денежные потоки, поэтому недофинансирование экспериментов и исследований нам не грозит», - заключает Алан Маккормак.

Подготовлено по материалам Technology Review.
Алексей Халецкий

google, наука, образование, facebook

Previous post Next post
Up