Из истории миссионерской деятельности в Осетии(ч.2)

May 06, 2011 00:29


Осетинская духовная комиссия, ввиду первой необходимости богослужения для осетин на осетинском языке, в 1820 году перевела и напечатала грузинским церковным письмом в г. Тифлисе молитвенник, катехизис, краткое учение о христианском законе, литургию, таинства св. крещения, брака и погребения. Труд этот, с благословения митрополита Феофилакта, принял на себя Ялгузидзе. Но когда стали поступать в семинарию осетинские мальчики, были введены при Тифлисской духовной семинарии и уроки осетинского языка, и осетины-семинаристы, по составленной епископом Гаием и уже исправленной академиком Шегреном письменности, изучали свой язык. Обработка языка более принадлежит академику Шегрену, который в 1830 году составил азбуку, а в 1844 году напечатал полную грамматику на двух наречиях - дигорском и осетинско-тагаурском. В 1848 году в С.-Петербурге был напечатан на осетинском языке псалтырь. Тогда же переведено на осетинский язык евангелие неким Мжедловым. В этих переводах хотя было допущено множество неточностей переводчиком, но по исправлении их впоследствии знатоками осетинского языка, они принесли несомненную пользу распространению христианства в Осетии.

Несмотря на все усилия духовной комиссии удержать осетин в спасительном христианстве, всё же осетины склонялись к магометанству под влиянием кабардинцев и Шамиля. В 1846-50 гг. два ингушских прихода - Назрановский, где был священник Цанциев, впоследствии ключарь Тифлисского кафедрального собора и Санхинский, в 4-х верстах от г. Владикавказа, где был священник Долмазов, объявили себя магометанами. В Дигории и по всей Осетии большинство осетин последовало их примеру. Появление Шамиля на реке Терек против минарета сильно поколебало в Осетии христианство, потому что христианство к осетинам было привито извне(вот так признание - здесь и далее прим. donifars). Абреки-магометане делали набеги на христиан и сильно угнетали их(пошла пропаганда доброго православного брата).


Насилия, делаемые христианам магометанами и печальное положение христиан заставило сделать следующее: экзарх Грузии высокопреосвященнейший Исидор, ныне митрополит С.-Петербургский, снесся с Наместником Кавказским и просил его как об особых льготах для обращающихся в христианство иэ магометан, также и о том, чтобы Его Сиятельство, ввиду угрожавшей православию в Осетии опасности, принял с своей стороны должные меры. Его сиятельство, князь Воронцов (от 31 марта 1848 г. за № 1691) сообщает его высокопреосвященству экзарху Грузии о последовавшем в том году повелении Государя:

1) магометан, кои воспримут св. крещение, наделять участками земли(так появилось селение Дигора или Муртадти гъаеу);
2) освободить от платежа в казну личной подымной и подушной подати;
3) кроме того представить сим лицам льготу от всех прочих податей и повинностей на 6 лет и водворять их на казенных землях, на обзаведение выдавать из казны на каждое лицо от 15 до 30 руб., а на все семейство 30 р. и пр.

В том же году князь Воронцов командировал ротмистра графа Толстого для объявления осетинам оставаться в христианстве и не совращаться в магометанство под опасением строгого наказания. В Стыр-Дигоре у одного старика сохранился текст воззвания Толстого следующего содержания: «Его сиятельство, светлейший князь Воронцов, наместник кавказский изволил командировать меня объявить дигорскому к всему осетинскому населению, что законы русского правительства воспрещают крещенным совращаться в магометанство и строго наказывают совратившихся в магометанство или в иную веру».

Для успешного распространения учения евангелия между осетинами экзарх Грузии хотя привлек в Осетию священников с богословским образованием из грузин, но они оказались не знающими осетинского языка, следовательно не могли оправдать надежды экзарха. Ослаблению христианства тоже содействовало отсутствие христианских храмов в Осетии, а потому с 1849 года духовная комиссия строит церкви и возобновляет старые. В 1849 году построила церковь в сел. Зарамаге, в 1853 году - в сел. Кадгароне, в 1854 г. - в Садонском руднике, в 1855 г. - в Тибе, в 1858 г. в следующих селениях: Какадуре, Хумаллаге, Лаце, Ардоне, в Заке, в Вольно-Христианском селении, в 1859 году - в Галиате и Даргкохе.

Магометанская пропаганда все же усиливалась в Осетии и чем дальше, тем больше. Магометане открыто стали покупать (эх ты[автор], чурбан, это называется ираед) христианок и совращать их в магометанство. С 1845 по 55-й год совратилось 141 семейство, кроме них 570 душ, 8 аулов с 777 душами, 226 мужчин глав семейств и 98 женщин тоже глав семейств. А в 1850 году магометанство настолько подавило православие в Осетии, что начальник штаба генерал-майор Милютин и командующий войсками левого крыла Кавказской линии генерал-лейтенант Евдокимов не нашли более препятствий к восстановлению положения совета главного управления 1852 года в полной силе, напротив, сочли нужным немедленно подтвердить его, дабы поддержать ослабевающее у осетин христианство. Это опять не помешало магометанам баделятам и тагиатам продолжить давно задуманный план совратить всех осетин-христиан в магометанство, приготовить из них фанатических(времена менятся а термины все те же) сторонников Шамиля.

Известный Кундухов, бывший начальник Владикавказского осетинского округа, как пропитанный фанатизмом магометанским, содействовал целям магометан и прилагал все меры достигнуть совращения осетин в магометанство. Он издал положения к исполнению для христиан: штрафовать на 25 руб. каждого христианина, который возьмет невесту не венчавши, которая уйдет от мужа без побудительных причин, который возьмет несовершеннолетних девиц и т. д.. Словом, Кундухов старался показать христианам-осетинам, слабым ещё в вере, что если магометане от всего этого свободны, то по превосходству их веры, христиане же противны и начальству, а религия христианская вовсе неудобоисполнима, особенно для осетин. Штрафы от христиан в это время поступали тысячами и - должно быть - употреблялись Кундуховым на магометан, потому что дети магометан исключительно отправлялись на счёт окружных сумм в учебные заведения.

В 1856 году иеромонах Дометни (бывший в 1846 году священником в Кобано-Какадурском осетинском приходе, потом переведенный в Гизельский осетинский приход) был назначен в Осетии безприходным миссионером, а старшему благочинному иеромонаху Дометию духовная комиссия вверила проповедь Слова Божия и руководство служащего в Осетии духовенства, но его управление осетинскими приходами не имело счастливых результатов. Служащее духовенство, по незнанию языка и по необразованности, не могло проповедывать Слова Божия осетинам и сам начальник вовсе не был также приготовлен к этому. Построенные им на счёт комиссии церкви в Туалетии и в других осетинских селениях без правил архитектуры и без вкуса, скоро разрушились.

В это время благочинный священник Алексий Колиев, первый из осетин окончивший курс семинарии, обнаружил замечательную энергию. Он стал совершать богослужение на осетинском языке, проповедывать Слово Божие и скоро о нём разнеслась молва по всей Осетии, как о замечательном проповеднике, за ним шел тем же путём и священник Сухиев. О. Дометий, не сойдясь с ним во взглядах, скоро перевелся в Абхазию, на место его из Тифлиса был прислан управляющий осетинскими приходами архимандрит Иосиф Чипиловский, бывший преподаватель Тифлисской духовной семинарии, человек с высшим академическим образованием.

Пользуясь войной России с Турцией с 1853 по 56 год, действиями Шамиля на Кавказе, враги православия в Осетии совратили в 1855 году большинство осетин в магометанство, большее число совратившихся было в Тагаурии, Куртатии и в Дигории, несколько семейств совратилось и в Алагирском ущелье. В это время алдары открыто пропагандировали между осетинами магометанство, порицая восстановляемое русским правительством православие. По приглашению их, проповедники корана муллы свободно прибывали из Дагестана, из Кабарды и увлекали легковерных, зараженных суевериями, осетин в магометанство: более гаданием по оракулу, позволением последователям корана многоженства и разными другими обещаниями. Из совратившихся осетин в магометанство многие и до сих пор остаются в магометанском заблуждении целыми селениями, например:
- в Дигории - Донифарс, аулы: Туганов, Кубатиев, Кора и Синдзикау;
- в Куртатии - Магометанское селение и Карца;
- в Тагаурии - Эльхот, Беслан, Зильга, Заманкул и Каржин.

Благочинный священник Роман Мревлов экзарху Грузии, (от 9 июня 1857 года за № 93), между прочим, пишет: «В бытность мою в Тифлисе в феврале месяце сего года, я докладывал вашему высокопреосвященству, что в аулах, где живут христиане в смежности с магометанами, нередко являются муллы для совращения колеблющихся христиан. Они живут у Абисаловых и Тугановых и, получая от них большое вспомоществование, как будто бы присланы начальством, приносят большой вред христианству. Хотя таковое проживание мулл среди христиан и построение мечетей известно местному полицейскому начальству, т. е. Кундухову, однако оно никакого внимания не обращает, а в Дигорском ущелье мулл 6». Дальше прибавляет: «Противоречить Абисаловым и Тугановым в их самоуправии мне и священникам невозможно, потому что они имеют очень большое влияние на жителей и могут причинить какое-нибудь несчастье».

Газета «Терские ведомости», 1891, № 42.

миссионерство, православие, ислам, история, осетия

Previous post Next post
Up