Как заколосились камелии на наших болотах, или .... дайте мне развидеть этот адовЪ стыдЪ!

Jun 30, 2014 16:11

Дама с камелиями, второй премьерный спектакль

Национальная опера Украины, 29 июня 2014 г.

Поскольку я совсем даже не представляю, как начать описание вчерашней премьеры, то начну издалека. Уже месяца два из киевского околобалетного сообщества доносился какой-то глухой ропот. Знающие люди рассказывали, что положение в труппе довольно тяжелое - дикая репертуарная нагрузка в последний квартал (по 12-14 различных наименований в месяц), выматывающая работа над премьерой, а ведь танцы в операх тоже никто не отменял... По слухам, нагрузки на некоторых артистов были практически нечеловеческими, кто-то просто тупо брал больничный, отдельные педагоги-репетиторы выполнением своих прямых служебных обязанностей себя вообще не утруждали. Балетный руководитель г-жа Анико Рехвиашвили вошла в творческий раж и во имя готовящейся премьеры собственного балета часто шла на открытые конфликты. Печальным подтверждением этих сведений стало развернутое сообщение на киевской форумной ветке от артиста под ником "Марк" о нынешней обстановочке в театре.

Ваша покорная слуга от балета безумно далека, и такая информация меня конечно очень печалила, но, в конце концов, в каждом коллективе бывают тяжелые времена, да и история говорит нам, что многие интересные вещи создавались буквально "под лязг цепей". В общем, на премьеру вчера я шла, ожидая как минимум хорошего настроения, положительных эмоций, и ну может чуток возможности подтрунить и похихикать над недостатками. Увиденное же меня шибануло, как бревном по голове - совсем как Васю из фильма "Любовь и голуби": "Дети, шибануло вашего отца! Теперь так и останется... Косоглазие...". Поскольку начинать все же как то надо, то начну я с декораций.



В первой половине первого действия оно где-то все такого плана - спокойная стилизация в пастельных оттенках, без привязки к какому-либо историческому временному отрезку.



Однако со второй половины первого акта все постепенно начинает меняться - все меньше становится настоящих, рисованных декораций, все больше мульти-проэкций и флэш-анимации на задник.



Счастливый "не-Парижский" период любви Мари Дюплесси и Александра (или Альфреда - если по-оперному) прямолинейно иллюстрируется какой-то пауер-пойнтовской презентацией в сочных анилиновых цветах. Господа, если работаете "под Ван-Гога" - то лучше уж его и берите...



Парижская опера, ничтоже сумняшеся, представлена фотографическими видами этой самой оперы... Там еще были на фото какие-то лестницы с обитыми бархатом перилами и колонны. Вообще-то, за само по себе использование фотографий в качестве декораций я кидать камнями не буду - все знают, в каком состоянии нынче находится украинская экономика. Нет денег сделать пристойное художественное оформление - это печально, но не страшно, родной киевский зритель поймет.

А кидаться камнями я буду за тот аццкий ад, который устроили во втором действии...



... Ибо во втором действии началась эта уродливая дискотечная "светомузыка" - статические картинки на заднике ожили и начали крутиться на все сценическое пространство, как в каком-нибудь ночном клубе "Гадкий койот".



Самый адский ад - это была сцена карнавала.



Уродливые маски меняли цвет, вид, размер, расползались, дергались, уменьшались и увеличивались - превращаясь в огромный мечущийся цветовой хаос.



...И все это было так дешево, без единого просвета обдуманной концепции или единого стилистического решения, делая артистов какими то букашками на танцполе, что раздражало само по себе. Однако же, лично для меня все еще более усугубилось - дело в том, что у меня наличествуют проблемы с сосудами и я периодически страдаю мигренями, так что даже на заре туманной юности в ночные клубы-дискотеки-танцевалки я не ходила. Поскольку от ярких перепадов и светового хаоса у меня начинаются сильные и продолжительные головные боли.

Так вот, я вчера просто намеревалась встать и уйти уже где-то к середине второго акта - на голову будто одели железный обруч. Хотелось тихо пискнуть, закутаться в мягкую тряпочку и принять горизонтальное положение в абсолютной тишине и темноте. И еще где-то часа полтора после спектакля мне было физически очень нехорошо. И это после премьеры в главном, дорогом и любимом театре страны... Мамма миа...



Режиссура не просто хромает на обе ноги - ее возят в инвалидной коляске, а она пускает пузыри. Я пропустила первые 10 минут, пришла на какую-то массовую сцену. Это было загадошное место - то ли пансионат благородных девиц, то ли монастырская школа. Стайки девушек в одинаковых закрытых темных платьях с длинными рукавами, поясками и оборочками, соседствовали со стайками приличного вида юношей, одетых по моде середины 19 века.



И тут вдруг появляется главная героиня - в бордовом декольтированном платье с открытыми плечами. К ней подходит наш кросавчег г-н Сидорский и дарит то ли браслет, то ли ожерелье, я сейчас уже не вспомню что.



За всем этим следит богато одетая, элегантная дама в черном - похожая то ли на фрейлину-статс-даму, то ли на вдовствующую виконтессу. По либретто, эта тетя сейчас будет продавать свою родную, юную и непорочную дочь, в постель к первому попавшемуся негодяю. Гыы... Кольца с камушками продала бы, если на жизнь не хватает:)

Дочь Кларисс она все таки смачно торгует раздобревшему и чмокающему губами от предстоящего удовольствия г-ну Дацишину, и засовывает вырученную сумму себе в декольте.

Я негодую, господа...злобненький смайлик... перед засовыванием в декольте купюры надо было послюнявить пальцами и пересчитать, дабы окончательно достичь глубин художественной выразительности.



Кстати, эта дама в черном появляется еще в конце спектакля - в сцене карнавала. На голове у нее надета огроменная кружевная шляпа диковатого фасону - делающая ее с высот первого яруса похожей на большой серый гриб с черными ушками. Этот гриб ходит по сцене туда, сюда и обратно, и трагически протягивает руки. Какое отношение дама-гриб имеет к главной героине Мари Дюплесси, я так и не поняла.



Спектакль громоздит нелепицу за нелепицей. Там оказывается наличествует даже композитор Лист... Хм... Его с таким же успехом могли звать композитор Шифер - играть и танцевать там ноль целых, две десятых, и назначение этого персонажа мне вообще не понятно. Кстати, там в этом пансионате благородных девиц был еще и г-н Скулкин (опознан по прическе - по чему же еще:), в коричневом сюртуке он бодренько так попрыгал по центру, но в либретто его не было, и что это за чувак там скачет, я тоже так и не поняла (хотя танцевал он заметно больше Листа - что ж, могли бы уж наименовать его -ну хоть Брамсом:).

Самый мрак в смысле режиссуры - это мизансцена объяснения с отцом Александра. Да, во мне сейчас говорит оскорбленный "оперник", да, признаю что я очень и очень пристрастна. Ведь объяснение с отцом любимого для Травиаты/Виолетты/Мари - это то главное, что проявлет суть ее натуры. Как там писал Дюма: «В ней была видна непорочная девушка, которую ничтожный случай сделал куртизанкой, и куртизанка, которую ничтожный случай мог превратить в самую любящую, самую чистую женщину».

Дивная по красоте у Верди эта сцена - когда благородство по крови склоняется перед благородством души. Старый Жермон уходит от Виолетты навсегда изменившимся, другим человеком. Этого можно достичь музыкальными средствами, а можно и чисто драматическими. Даже самый вокально средний баритон имеет все шансы пронзить зрительское сердце, ибо поставлено это в опере мастерски, с большой любовью к исполняющему эту партию артисту.

Я не знаю, что хотела показать мне как зрителю Анико... Ну разве что разборку в общежитии Дарницкого вагоноремонтного завода: папа Александра выворачивает Мари руки, душит ее за горло, сует перо чуть ли в не в глаз - дабы она написала его сыну письмо про то, что отказывается от их любви. Затем почему-то начинает ползать и извиваться у ее ног, как дождевой червяк. Но и наша Мари не промах - как раз для ушлой и тертой, вульгарной девули из района ДВРЗ: она задирает подол и начинает трясти ягодицами у носа папаши Жермона.

Анико, у Вас не доработка! Крайне рекомендую выпустить новую, соответствующую содержанию афишу к Вашему балету. Только представьте, заслуженная артистка Украины Наталья Лазебникова, задирающая подол и трясущая ягодицами над портиком, у бюста Тараса Шевченко - этта было бы сильно!!!

Прошу понять меня правильно. Когда нечто в таком духе ставит скажем г-н Эйфман - ты чувствуешь, что это его бренд, марка, концепция, у автора есть глубинное понимание того, что он хочет сказать и какие именно чувства у зрителя вызвать (хотя в принципе его стиль может вызывать тотальное отторжение). Когда же это ставит г-жа Рехвиашвили - то я понимаю, что вижу перед собой джинсы-варенки конца 80-х, наспех заколбашенные кооператором из Жмеринки на кухне, с приклеенным к ним доморощенным лейблом aBibas. ....Оспидя... Какой же это полный abibas...

Перед тем, как перейти непосредственно к хореографии, скажу пару слов о музыке. Ребята, если Вы видите балет, в котором имена композиторов с трудом умещаются в две строки - это уже повод насторожиться. Стравинский так же сочетается с Пахельбелем, как рококо с дадаизмом. Чтобы это все скомбинировать, нужно самому быть незаурядней Стравинского. У нас прогнозируемо таковых не нашлось, поэтому закончим на этом. Толковые ди-джеи на тематических вечеринках обладают большим мастерством в выстраивании музыкальной концепции мероприятия, чем то, что я услышала вчера.



...Под конец у меня возник один-единственный вопрос: "Анико, почему же Вы так не любите собственных артистов (лучших в стране, между прочим)? Что они Вам такого сделали?!".

Как то в прошлом сезоне я смотрела ученический мини-балет, поставленный в КМУАТ господином Клявиным специально для своих питомцев. Сначала я чуток хихикала, но через две минуты меня захватило - а ведь как же он любит своих хромоногих цыплят! Хореограф лепил движения и выстраивал комбинации с заботой мамочки, собирающей дочь на первый в жизни бал - чтоб ни пряди не выбивалось, ни ленточки не топорщилось. Все недостатки скроем и задрапируем, все достоинства подчеркнем и подкрасим. А зритель не слепой, не глухой и не бесчувственный - такое трепетное отношение он обязательно отметит и подумает: "Ишь как... А ведь стоящие то ребята танцуют!!!".

Судя по вчерашней "Даме с камелиями", Анико как балетмейстер - это ужас, мрак и смерть... Да, это надо было сильно постараться, чтоб великолепно обученная классичка с легчайшей стопой, краса и гордость Донецкого балета Юлия Кулик выглядела так же серо, как ее платье, и не отличалась от исполнительниц четвертой линии кордебалета.



Балетмейстеру надо было ну просто вылезти из кожи вон, чтобы статный красавец Ян Ваня с благородными манерами и элегантным западноевропейским флером, походил на деревянный манекен для демонстрации костюма-тройки с атласным жилетом. А многогранная, универсальная, удивительно тонкая прима-балерина Наталья Лазебникова, местами напоминала вульгарную дерганую истеричку.
Анико, это была Ваша сверх-задача?! Поздравляю - добиться такого эффекта сможет мало кто. Вероятно, только Вы одна.

Отсутствие внятных (ну или хоть каких-нибудь вообще) образов в спектакле - стопроцентная вина балетмейстера. Музыка, оформление, режиссура, раскройка мизансцен - это одно, но в балете есть одна изюминка: его надо станцевать. И тут я тоже не знаю с чего начать...

Ну например... Мне очень не нравится балетмейстер Литвинов. Я не раз высмеивала его любовь к мелким сценическим эффектам в духе Детмуза и местами проявляющийся налет пошлости. Но Литвинов - извините, балетмейстер, а не хрен собачий! Меня лично может раздражать его индивидуальный стиль, но профессионализм я не оспариваю - г-н Литвинов прекрасно понимает цепочку связка-комбинация-мизансцена + смысл. Он вполне грамотно изъясняется хореографическим языком, из букв составляет слова, из слов - предложения, а предложения выражают то, что он хочет в данный момент сказать. И даже если я считаю, что его озабоченный Кощейка из "Жар-Птицы", образно говоря, горлопанит под моим зрительским окном непристойные частушки - ну да, такое дело, шо уж тут... Он горлопанит - а мы в ответ поржем, и будет полный консенсус среди меня и балетмейстера:)

Так вот Анико - это аля-улю-тушите свет... Она просто глухонема. Проходочка на пуантах, поворотик, хватание за руки - проходочка, может - еще пара каких то скачков. И так - на все варианты развития событий. Ни один персонаж не имеет лишь ему присущего пластического рисунка партии, каких то изюминок, да ни единой интересной связки вообще! Зато карикатурных нелепиц - хоть ложкой жуй.

Как Вам например Герцог де Гиз и Александр, схлестнувшиеся на балу за Мари Дюплесси - они по-петушиному наскакивают друг на друга, их друзья приподнимают их, держат за руки, и два наших главных героя, на манер повиснувших на качелях мальчишек-драчунов, сучат ногами в воздухе друг против друга. Ахфигеть, как оригинально! И вот ради этого в спектакле появляется наша гордость, любимец киевлян Сергей Сидорский - посучить ногами?!

От такого разнообразия хочется убиться об стену после 30 минут просмотра. Ну да, в конце второго акта вроде есть какое-то адажио. Но моя мигрень от дискотечной светомузыки как раз достигла своего пика, и что они там танцевали, я сказать не могу. Помню, что вроде как кто-то кого-то носил и укачивал. Ходьба на пуантах под музыку - это еще не балет, передайте это Анико - судя по вчерашнему, она не в курсе.



Но добил меня финал... Как это: "Ледяной горою айсберг из тумана выплывает...". Клубы дыма, год эдак 1983 - Алла Пугачева стоит в углу и писает крутым кипятком от зависти к киевскому балету.... исключительно злобный смайлик...



Тем временем на заднике появляются камелии - то ли в снегу, то ли в звездах.



И туда шествует, растопырив руки, заслуженная артистка Украины Наталья Лазебникова, она же Мари Дюплесси. При повороте обнаруживается, что на шлейф ее одеяния нашиты какие-то розовые то ли заплаты, то ли вставки, то ля пятна (сверху непонятно) - причем одно как раз на попе...

АдовЪ стыдЪ... Дайте мне это развидеть... Как, сэр Генри, орхидеи на вашей гримпенской трясине еще на зацвели?! Приезжайте к нам - на киевских балетных болотах уже вовсю колосятся камелии! Вы можете наблюдать за процессом, а я вдохновенно подвою Вам собакой Баскервилей - после просмотра такого, с позволения сказать, "балета", это получается как никогда натурально.

Post Scriptum. Я клянусь всей своей любовью к киевскому балету - что тот самый внутренний голос, который нашептал мне только в этом ЖЖ 41 полноценный отзыв в прозе, стихах и фото, после спектакля сказал мне нижеследующее.

Если есть на свете балетмейстерское чистилище, то на самой большой и самой горячей сковородке его будете жариться Вы, Анико Рехвиашвили. За то, что при тотальной балетмейстерской импотенции и ради своих никчемных амбиций, в условиях тяжелейшего социально-экономического коллапса украинского государства и крайнего дефицита ресурсов, Вы выжали из лучшей труппы страны все соки, вымотали все нервы и потратили время и силы на то, чтоб поставить такое третьесортное, бездарное, околохореографическое ... ГОВНО!

адовЪ стыдЪ

Previous post Next post
Up