Теперь о нашем, о девичьем...

Aug 17, 2017 10:18



В эту августовскую жару душа так и тянется к кондиционеру культуре, благо настоящие центры культуры хорошо охлаждаются. Почти таким образом я оказалась в Музее Мане-Кац на выставке "Ханна Орлова: израильские скульпторы феминизма". В большинстве своем на выставке представлены изображения женщин женщинами.



В качестве эпиграфа актуальная израильская шутка:

Натания. Очередь к врачу, ожидают приема марокканка и француженка. Вдруг две дамочки начинают спорить, кто первой зайдет. Дело принимает серьезный оборот: марокканка говорит француженке, что вообще непонятно, зачем их сюда привезли, никакого толку. Та отвечает, что мол мы-французы, привезли в Израиль культуру. На что марокканка гордо отвечает: "Для культуры у нас есть русские".

Понятно, что речь тут идет о евреях, выходцах из соответствующих стран, которых в народе называют марокканцами, французами, русскими и пр. по стране исхода. И да, надо отдать должное, что не только многие знатные знаменитые сионисты, создававшие это государство, были выходцами из Российской империи, но и многие деятели искусства и культуры, ставшие израильскими классиками, тоже выходцы оттуда же, то есть "русские" в израильском понимании. Один театр "Габима" чего стоит. Или тот же Борис Шац, создатель академии Бецалель... Х.Н.Бялик, национальный поэт, родился на хуторе Рады около Житомира... В общем, куда не глянь, наткнешься на таких "русских" классиков, родным языком которых был идиш...

Таким израильским "русским" классиком стала и Хана Орлова (фр. Chana Orloff 1888-1968), и вы сразу это поймете по характеру публики, посещающей выставку.



Автор: עברית: אברהם סוסקין, ישראלי, (יליד רוסיה), 1882-1965 - מרכז המידע לאמנות ישראלית, מוזיאון ישראל, ירושלים, CC BY-SA 3.0, Ссылка

Хана выросла в еврейском местечке Константиновка Екатеринославской губернии Российской империи, в 1905 году она переехала с родителями в Палестину. В 1910 году она переехала в Париж и там она познакомилась с А. Модильяни, П. Пикассо, Ж. Кокто, Г. Аполлинером, О. Цадкиным и Х. Сутиным и стала одной из первых женщин - профессиональных скульпторов...



Общий вид зала работ Ханы Орловой.

Я бы сказала, что Хане необыкновенно повезло несколько раз в жизни. Оказаться в нужное время в нужном месте Париже в начале 20 века, да еще и в художественной среде, откуда выйдет множество знаменитых художников, да еще и иметь возможность учиться, что для женщин еще не было общепринятым и доступным, это просто сказочное везение.
Как известно, везение не всегда случайно. Хана знала, чего она хотела. Существует несколько легенд, почему она стала скульптором. Согласно одной из них, Хане приснился сон, будто бы она лепит с натуры портрет поэта Хаима Нахмана Бялика. Его стихи Хана любила еще с ранней юности. Как ни странно, этот сон сбылся спустя много лет.
Вот этот самый сбывшийся сон.


מאת Talmoryair - נוצר על ידי מעלה היצירה, CC BY 3.0, קישור

Есть еще версия о том, что Хана в Палестине стала учительницей кройки и шитья в гимназии «Герцлия», и ее семья хотела, чтобы она продолжила образование в этой области и отправила ее, ясное дело в Москву Париж, где Хана не оправдав семейные ожидания, стала учится ваянию...

Долгие годы она училась и искала свой путь в искусстве, совсем не будучи феминисткой. Она просто хотела быть скульптором и выражать свои чувства и мысли этим путем, не думая о гендерной принадлежности. В художественных поисках на нее оказал влияние А. Модильяни. Она была весьма успешна в своем творчестве, в 1925 году ее наградили французским орденом Почётного Легиона.



"Женщина с веером (Портрет Yvanna Le Maister)" Дом - музей Тихо в Иерусалиме, дерево, 1920г.



"Мать и ребенок", 1923г.



"Материнство" 1924г.



"Стоящая обнаженная" 1925г.



"Девушка с корзиной" 1926г.



"Атлет", 1927г.
Единственное изображение мужчины, представленное на выставке.

Еще раз ей невероятно повезло во время Второй мировой войны, она осталась жива... Ей удалось бежать в Швейцарию и там она смогла заниматься творчеством. Как результат в Женеве в 1945 году прошла ее большая выставка.

Ее отец был сионистом и она никогда не порывала свою связь с Эрец-Исраэль. В ее работах нет откровенно еврейской темы, как в работах М.Шагала или Мане-Каца, в чьем доме в Хайфе проходит ее выставка. Это возвращает нас к вопросу, что же такое "еврейское искусство"? Это еврейская тематика? Это художники - евреи, творящие в разных областях искусства или же это художники Академии Бецалель, пытавшиеся вернуться к еврейским истокам? На эти вопросы уже пыталась ответить Светлана Рейнгольд, куратор данной выставки и выставки "Еврейское искусство 19 века", о которой я писала тут. На этой выставке, как бы в продолжение той, мы видим выдающуюся женщину-скульптора, которая не творит на "еврейскую" тему, а выражает просто общечеловеческое. При этом она создала множество скульптурных портретов евреев разных стран и евреев, жителей Эрец-Исраэль и Израиля.



"Хана Ровина", 1935г.
(Это к вопросу о Габиме и роли "русских" в культурной жизни Израиля)



"Госпожа Мендельсон" 1935г.



"Эстер Рубин" 1938г.

Несмотря на то, что Хана жила в Париже, с 1913 года она регулярно приезжала в Эрец-Исраэль. В Петах Тикве жила ее семья. Позднее она купила дом в Тель-Авиве и стала приезжать в Израиль чаще. Сионистские взгляды, на которых строилось воспитание в семье, на всю жизнь определили ее привязанности.
В Израиле есть много крупных работ Ханы. Это “Материнство” в киббуце Эйн Гев (1952); памятник Дову Грунеру в Рамат Гане (1953); скульптура “Орлы” в киббуце Ревиим (1958); памятник “Раненая птица” в киббуце Бейт Орен (1964), установленный в память о трех погибших израильских пилотах и др.



"Материнство", Эйн Гев 1952г. , модель, дерево



Сама Хана на открытии этой статуи, фото Нафтали Опенгайма, выставка "Люди Кинерета"

Женщине сложно быть скульптором еще и потому, что это тяжелый физический труд. И сколько бы женщины не боролись за возможность носить рельсы и строить железную дорогу вручную полное равенство, природа (Б-г) нас создала иначе и надо с этим смириться это принять. Может быть поэтому Хана сделала много работ небольшого размера, часть которых представлена на выставке.



"Беременная женщина" 1949г.



"Дебора - женщина с лирой", 1955г.



"Сбор остатков пшеницы" 1955г.



"Мадонна - Эва", 1961г.



"Балерина в движении", 1962г.



"Испанская танцовщица", 1962г.



Слева направо "Арлетт Леви" 1966г. и "Лея Никель" 1957г.



"Ариэла" 1968г.

И все-таки я не могу пройти мимо мужской темы в творчестве Ханы, в конце-концов с Бялика же все началось. На мой взгляд, мужские образы, созданные ею, более яркие, чем женские... Опять же, по мне так это и правильно, как раз здоровое проявление гендерной принадлежности...



"Шмариягу Левин", выставка "Еврейский авангард".



"Курящий трубку", 1924г., находится в Музее Израиля (Иерусалим).



Бюст Р.Рубина. Дом-музей Р.Рубина в Тель-Авиве, 1926г., бронза.



"Еврейский художник", Музей еврейского искусства и истории, Париж, Франция

В 1968 году Хана Орлова приехала в Израиль для участия в юбилейной выставке, посвященной ее восьмидесятилетию. Она почувствовала себя стало плохо, попала в больницу, где скончалась 18 декабря 1968 года. Похоронена Хана Орлова на кладбище Кирьят-Шауль в Тель-Авиве.

Единственным мужчиной-художником пробравшимся на выставку по блату представленным на выставке, является Мане-Кац, в музее которого и проходит эта выставка. Естественно, представлены его работы - изображения женщин.



"Стоящая обнаженная", Мане-Кац, около 1921-1922гг.



"Стоящая обнаженная", Мане-Кац, 1922г.



"Сидящая обнаженная", Мане-Кац 1922г.



"Сидящая обнаженная женщина", Мане-Кац, 20е годы 20 века.

С классикой покончили, теперь танцы феменистки, которые вынудили меня сильно задуматься об их женской теме в искусстве в исполнении женщин.
То есть, если мы - свободные женщины Востока Запада, то наша тЭма розовые воланчики, рюшечки, блесточки, мимишечки в пику классикам острое желание изобразить НЕкрасивое женское тело? Типа мужчины так не могут?
Или это изображение женщин - т.е. женщины изображают сами себя? Или это темы, которыми интересуются только женщины? Если кто-то знает, пожалуйста, назовите. Что-нибудь такое, чем не занимаются в искусстве мужчины?







"Без названия", Эстер Наор 2015г.



"Росток", Гила Бен Ари 2012г.



"Между", Тали Навон



"Плазма", Веред Сиван 2010г.



"Без названия", Амира Зиан, 2012г.



Из серии "Ритуалы" Ноа Арад-Яири, 2016г.



"Автопортрет в виде скульптуры кариатида", Това Лотан, 2000г.



"Дерево жизни", Ронит Баранга 2013г.



"Человеческая клетка", Меира Гроссингер, 2012г.

Конечно, надо признать что долгие годы наш мир был миром мужчин, не только в области искусства, а в любых областях. Только очень редким выдающимся женщинам удавалось прорваться в этот мир и стать наравне с мужчинами. Но в 20 веке произошла революция, которая поставила женщин на одну ступень с мужчинами и дала им все равные возможности. В наше время часто просто смешно слышать завывания о тяжкой женской доле об отсутствии равенства между полами в цивилизованных странах.
Мы живем уже в 21 (!!) веке и я откровенно против деления искусства как по гендерному признаку так и по цветовому. И я очень против объединений по этому признаку в искусстве.
Конечно, искусство - вещь очень жестокая, талант или есть или его нет, и заработать в этой области очень сложно. Я за то, чтобы всем предоставлялись равные возможности, если хочет учиться - помочь, а дальше пусть победит достойнейший.

Я уж не говорю о том, что раз еврейская девушка из местечка сумела достичь серьезных успехов в искусстве начале 20 века, когда были и стигмы и реальный мужской шовинизм, то в наше время "женские" объединения в искусстве больше напоминают попытки вломиться в открытую дверь или просто создать не слишком свежий торговый бренд.

Тем не менее, думаю, что очень стоит посетить эту выставку, даже если вы и не любите "феминистическое" искусство, как не люблю его я.
Во-первых, хотя бы потому, что свою классику надо знать.
Во-вторых, не часто вы можете увидеть работы Ханы Орловой в таком количестве на одной выставке. Пусть даже в сопровождении феминисток.
В-третьих, все, что делает Светлана Рейнгольд всегда интересно и это стоит увидеть, даже если мы не полностью соглашаемся с ее постановкой задачи подходом к теме.
И в четвертых, выставка разбудила много самых разных мыслей на самые разные темы, что происходит далеко не после каждой, даже самой хорошей, художественной выставки. Может ради этого куратор и старалась? :)

Страница выставки на музейном сайте
В музее регулярно проводятся экскурсии и на иврите и на русском, следите за объявлениями на странице выставки.

Адрес музея: ул. Яфе Ноф 89, Хайфа (יפה נוף 89, חיפה)
На карте

Музей работает:
с воскресенье по четверг с 10:00 до 16:00
в пятницу с 10:00 до 13:00
в субботу с 10:00 до 15:00

Кроме этой выставки, сейчас в Хайфских музеях можно посмотреть и другие выставки, о которых я писала:

Все на продажу: конец эпохи приватности В Хайфском художественном музее, открыта до 15.10.2017

Иерусалим 19 века в графике и фотографии В Национальном морском музее, открыта до 1.04.2018

О других выставках смотрите на сайте музея. Сайт хайфских музеев http://www.tmja.org.il/, к сожалению нет возможности поставить линк на отдельный музей.

Входной билет - 35 шек для взрослого, 23 шек. для ребенка 5-18, 17,5 для пенсионера.

Для тех, кто регулярно посещает хайфские музеи, а их 6, есть годовые абонементы и это совсем недорого.
На год для
взрослого - 280 шек.,
пары 340 шек.
семья 390шек.
студент\солдат\инвалид 115шек.
пенсионер 140шек.
пара пенсионеров 170шек.
Кроме 6 хайфских музеев по этому абонементу можно посещать и хайфский Мадатек, и Музей Израиля в Иерусалиме, и Музей диаспоры в Тель-Авиве, и еще многие другие музеи.
Спрашивайте в кассах хайфских музеев.

Есть много разных вариантов билетов, весьма выгодных, подробно тут

This entry was originally posted at http://dona-anna.dreamwidth.org/

скульптура, Хайфа, выставки, #Израиль, art, Израиль, #музей

Previous post Next post
Up