Мне очень повезло - я еще застала в живых поколение переживших Катастрофу. Это были те, кто пережил ужас детьми, подростками. Они потеряли свои семьи, все связи с прошлым, после концентрационных лагерей и лагерей для перемещенных лиц, с номерами на руках, оказались в Израиле... Знаете, одно, когда этот номер видишь в кино на экране... но, когда он на руке знакомого или незнакомого человека, на живой теплой коже, это совсем другое впечатление... Где-то что-то екает почему-то.
Есть такие темы, после встречи с которыми ты уже не можешь не рассказать о них. Они просто не отпускают и ты возвращаешься к ним каждый раз, чтобы выразить невыразимое... что не напишешь, все будет банально и мелко перед масштабностью происшедшего.
Этот траурный день, день памяти, День Катастрофы и Героизма европейского еврейства, отмечается в этом году 5 мая.
Эти два слова, Катастрофа и Героизм, как две стороны памятника героям Варшавского гетто...
Хотя чаще говорят "День Катастрофы".
Поэтому сегодня я больше о героизме и о том, что было сразу после Катастрофы...
Восстание, обреченное на провал.
Это копия второй стороны памятника Восстанию в Варшавском гетто, в Варшаве, 1948г., она находится в Яд Вашем. Автор
Натан Рапопорт.
С двух сторон монумента представлены две стороны жизни гетто, катастрофа с одной стороны... и героизм борьбы с другой.
Еврейский героизм в дни Второй мировой войны, что это? Просто выжить в нечеловеческих условиях гетто или концлагеря? Просто попытка сохранить собственное достоинство или это уже излишество? Были отдельные феноменальные личности, которые реально сумели это сделать. Помните, я писала о
невероятной судьбе Йосефе Бау, сумевшем выжить и помочь очень многим людям. Это безусловно, невероятный личный героизм.
А что же с героизмом коллективным?
Были гетто, в которых существовали подпольные организации и они ухитрялись даже накопить оружие... Восстания были приурочены к очередной гестаповской акции уничтожения или депортации в лагеря смерти.
Концлагерь, откуда путь только в небо.
Не надо думать, что евреи шли на смерть, как овечье стадо на забой. Как, кстати, долгое время считали в еврейском ишуве в Эрец-Исраэль.
Самое известное и продолжительное восстание, целый месяц, было в Варшавском гетто.
Пытающиеся бороться герои Варшавского гетто... восставшие, с ножом, с бутылками с зажигательной смесью... человек в талите, пытающийся бросить камень в танк... и на самом верху крошечная менора, исчезающая в небе, который должен был исчезнуть, но жив, вопреки всему.
Девушка с с бутылками с зажигательной смесью.
Против всего этого немцам пришлось применить танки, артиллерию и авиацию.
От гетто вообще ничего не осталось...
Когда горело гетто,
Когда горело гетто,
Варшава изумлялась
Четыре дня подряд.
И было столько треска,
И было столько света,
И люди говорили:
- Клопы горят.
Александр Аронов "Развалины Варшавского гетто", 1948г.
Фото Роберта Капа, с выставки его фотографий в Тель-Авивском художественном музее.
Это фрагмент экспозиции музея
Яд Вашем, посвященной Варшавскому гетто. На фотографии
Мордехай Анелевич, руководитель восстания в Варшавском гетто. Он героически погиб во время восстания. В честь Мордехая Анелевича назван кибуц Яд-Мордехай.
Из жителей гетто выжило очень мало, было какое-то количество подростков, вышедших из Варшавского гетто по замерзшим канализационным трубам далеко от Варшавы. В то время как те, кто постарше задержали немцев и дали им уйти. Это дети были частью основателей кибуца Лохамей Агетаот.
Это часть памятника Восстанию в Варшавском гетто, памятник героизму.
В центре скульптуры изображен М. Анелевич и группа борцов из гетто.
Эти люди знали, что у них нет ни малейшего шанса и умерли ради того, чтобы сохранить собственное человеческое достоинство. И это потрясает больше всего.
Это авторская копия Н.Рапопорта, она находится в музее Яд Вашем.
Вильнюсское гетто, в котором восстание не произошло...
Аба Ковнер - руководитель еврейского сопротивления Вильнюсского гетто, еврейский партизан, поэт, личность харизматическая и романтическая, коммунист и легендарный народный мститель...
מאת
Chaim Topol,
CC BY-SA 3.0,
https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=19055092 Аба Ковнер, от первого лица.
"... я встретился с девочкой 11 лет, спасшейся из Понара. И услышал из ее уст подробности убийства, как она упала в яму, ее мать на нее, и когда она вылезла из ямы, то увидела, что это была не одна яма, весь холм был покрыт такими ямами. Не было никакой селекции, стреляли во всех подряд, в женщин и детей.
Понар - это был лес, симпатичный холм, где гуляли и пикниковали в мирное время.... И сразу стали просто говорить Понар, и всем было понятно, о чем. И тогда поняли, что ситуация такова, что некуда бежать. Что куда не побежим, мы попадем в ту же самую ловушку, и это не наша личная судьба, а судьба наша общая. И путь только один - защищаться."
Свидетельство Дины Байтлер об убийстве в расстрельных рвах Понар, Литва
Click to view
Из рассказа Абы о тех днях на процессе Эйхмана:
"Плакат: Еврейская молодежь! Не верьте никому... из 80.000 евреев Литвы осталось только 20.000. На наших глазах были убиты наши родители, наши братья и сестры. Тот кто вышел за ворота гетто, никогда больше не вернулся. Все дороги Гестапо вели в Понар. А Понар - это смерть. И не верьте этой иллюзии, что ваши мужья и дети живы, Понар - это не трудовой лагерь. Там все расстреляны. Гитлер стремиться уничтожить всех евреев Европы. Судьба евреев Литвы быть первыми. Мы не пойдем на расстрел как стадо баранов. Это правда, мы слабы и у нас нет защиты. Но единственный ответ убийцам - наша самооборона. Братья! Лучше погибнуть в борьбе, чем жить по милости убийц. Бороться, бороться, бороться до последнего. 1.01.1942г.
Непросто, чтобы такой плакат был воспринят. Но как объяснить эту, казалось бы, простую вещь, что у нас у всех общая судьба. Что не только тех, кого уже нет с нами, но и мы сами погибнем, нет выхода. Что любой вариант - это смерть. Чудесно, что нашлись те немногие, которые откликнулись на этот призыв и боролись 2 года. Чудесно, что вообще была организация, которая боролась, что была борьба, что было восстание... Это было тяжело принять."
4.09.1943
"В течение 2-3 дней мне стало ясно, что нет шансов для восстания в гетто. Мне стало понятно, что не с кем мне восставать. Уцелевшие литовские евреи, которые были в гетто, не в состоянии быть в ситуации, когда смерть близка и произойдет сейчас. И между умереть сейчас, если будет борьба, или идти в Эстонию, они постепенно выбрали Эстонию. И с этого дня мы стали интенсивно организовывать группы для ухода в лес. Нас оставалось все меньше и меньше, мы оставались все более и более одинокими, и тут мы решили прорываться единственным доступным путем - по канализации.
Одна из самых страшных минут того времени, когда мы еще стояли на баррикадах, это когда туда пришла моя мать. И она спросила:"Что я должна делать?" Я не мог ее взять с собой на баррикады, потому что были еще матери. Я не думал, что баррикада - это то место, где можно спасти людей. У меня не было ответа. Гораздо проще говорить о боях, о восстании в абстрактных понятиях. Но когда мать тебя спрашивает :"что я должна делать?", а у командира нет ответа... Да, и она ушла в тайное место, где ее потом схватили гестаповцы."
Группа молодежи из Вильнюсского гетто во главе с Абой. Им удалось выбраться из города в лес и они стали партизанами.
מאת peut-être un résistant ou un sympathisant - קובץ:Covner3.gif,
CC BY-SA 3.0,
https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=6488143 А что же еврейский ишув в Эрец-Исраэль? Он призывал вступать в армию и идти воевать.
"К отмщению и избавлению."
Плакат, призывающий вступать в
Еврейскую бригаду Британской армии, 1944г., Студия братьев Шамир.
"У меня отмщение и воздаяние..." (Дварим 35:32) 1945 год. Плакат
Отто Валиша Обратите внимание на слово "месть" на обоих плакатах. О ней дальше.
С освобождением из концлагерей и гетто проблемы не кончились.
По материалам
Музея Еврейских легионов.
Евреи с восторгом встречали еврейских солдат-освободителей.
Встреча еврейских солдат в еврейском квартале Триполи, Ливия, 1943г.
Еврейские беженцы в Италии радостно встречают солдат Еврейской бригады.
Солдаты из роты водовозов №148 Еврейской бригады с газетой в день капитуляции Германии.
Что увидели еврейские солдаты из Эрец-Исраэль в Европе и что делали, кроме как воевать?
Что происходило сразу после освобождения тех мест, куда входила Еврейская бригада?
Спасшиеся в Катастрофе были, в основном, дети и молодежь, потерявшая всех родных, свой дом...
Солдаты бригады около памятника погибшим в Берген-Бельзе, Германия 1945г.
Солдаты Еврейской бригады в разгромленной Германии.
Солдаты бригады около печи, в которой сжигали людей, концлагеря в Берген-Бельзе, Германия 1945г.
Солдат Еврейской бригады на фоне руин Варшавского гетто, Польша
Спасшиеся узники концлагеря, Германия 1945г.
Масштаб произошедшего с евреями, жителями Европы, потрясал...
После окончания войны в Германии и Австрии находились десятки тысяч спасшихся евреев, которые жили в лагерях для перемещенных лиц. Эти лагеря часто находились в тех же местах, где их держали нацисты, например Берген-Бельзен. Можно представить себе их ощущения...
Эти чудом выжившие евреи не знали, что делать со своей жизнью и куда идти... Может ехать в Эрец-Исраэль, да британцы не давали евреям уезжать туда легально.
"Алия и возрождение на родине", Плакат
Отто Валиша.
Возрождению к жизни и реабилитации бывших узников помогали находившиеся в Европе солдаты из Эрец-Исраэль. Солдаты были ответственными, в основном, за воспитание и культуру, которые включали в себя преподавание в школах и в разнообразных вечерних клубах, обучение ивриту и празднованию еврейских праздников.
"Солдаты еврейской бригады и дети еврейской школы"., Бенгази, Ливия, 1944г.
Солдаты и беженцы-подростки танцуют хору, Giovinazzo, Италия, 1944г..
Концерт для беженцев и бойцов Еврейской бригады, Милан, 1945г.
Солдаты из Эрец-Исраэль прибыли в разные общины спасшихся и занимались организацией еврейской жизни. Они помогали доставкой еды и одежды, созданием еврейских школ, они основывали учебные заведения, как общие так и сионистские, организовывали рабочие места для выживших, организовывали подростков в движения первопроходцев, основывали фермы для подготовки и поддержки групп первопоселенцев из выживших. Солдаты служили фокусом привлечения для выживших, они направляли их стремления в Эрец-Исраэль. Они организовывали основу для абсорбции выживших в тех странах, где они находились. Они помогали выжившим сориентироваться в новой для них ситуации после освобождения.
Само появление в лагерях для перемещенных лиц еврейских солдат, говоривших на иврите, их служба в еврейских частях помогла многим выжившим решить, где они хотят жить дальше.
Прогулка детей еврейской школы, основанной ротой водовозов №148, Флоренция, 1945г.
Солдаты бригады с еврейскими детьми, которых спасли в монастырях и в семьях христиан. Голландия, 1946г.
Солдат бригады дирежирует детским хором, лагерь для перемещенных лиц, Сальвино, Италия.
Д.Бен Гурион посещает детский лагерь, организованный солдатами Еврейской бригады в Дормунде, Германия.
Солдаты Еврейской бригады начали подготовку первопроходцев и подготовку к алие, и кроме того, они организовали военную подготовку. Они были теми, кто стоял за бурными демонстрациями и голодными забастовками в лагерях с требованием свободной возможности переезда в Эрец-Исраэль. На пике их деятельности в лагерях, солдаты назначили 150 добровольцев, которые не служили в армии и действовали по собственной инициативе.
Солдаты бригады на ферме Бейтар, лагерь перемещенных лиц Вальхейм, Германия, 1946г..
Еврейская бригада участвовала в деятельности
подпольной организации "Бриха" (ивр. בְּרִיחָה, «побег»), помогавшей желающим перебраться в Эрец-Исраэль, пусть и нелегально.
Еврейские беженцы в грузовиках Еврейской бригады.
Беженцы в Будапеште по пути в Эрец-Исраэль.
Еврейские беженцы в грузовиках Еврейской бригады, Тарвизио (Северная Италия)
Было много известий о произошедшем в странах Восточной Европы, "совет бригады" организовал специальную группу, которая побывала в Венгрии, Югославии, Румынии и Чехословакии. Они старались установить связи с местными еврейскими общинами, узнать об их проблемах и организовать там сионистскую деятельность. Посланцы бригады добрались и до Польши, где находилось 60 тысяч евреев, большинство оставшихся бездомными и потерявшими свои семьи и не имевшие возможность зарабатывать на жизнь. Посланцы старались наладить связь с этими людьми, чтобы оказать им экономическую и медицинскую помощь и найти для них варианты покинуть Польшу. Как известно, погромы в Польше были и после войны, когда евреи пытались вернуться в свои старые места проживания.
Посланцы бригады вместе с группой подготовки "Ихуд" (объединение), Кильцин, Польша, 22.06.1945г.
"Пепел Клааса стучит в моем сердце"
(с) Параллельно с деятельностью по нелегальной перевозке выживших в Эрец-Исраэль, солдаты бригады также воровали оружие у британцев для передачи его в еврейские поселения в Эрец-Исраэль. Кроме того, существовала особая тайная организация еврейских мстителей. Она состояла частично из членов Еврейской бригады, частично из еврейских партизан.
Бригада стояла в Тарвизио (Северная Италия), где часть населения была австрицами. Все знали, что австрийцы, не меньше чем немцы, участвовали в "окончательном решение еврейского вопроса". Жажда мести жила в сердцах многих еврейских солдат, увидевших своими глазами произошедшее в Европе. После нескольких актов личной мести, была создана тайная организация. Она собирала информацию о тех, кто служил в СС и гестапо в этом районе, чтобы их убить. Сбору информации помогали евреи, прятавшиеся в данной местности, итальянские и югославские партизаны и даже бывшие гестаповцы. "Мстители" выезжали на ночные тайные рейды на сотни километров от места стоянки бригады. Большинство их одевало форму военной полиции и ехали на машинах, где был офицер и несколько военных полицейских. Они находили интересовавших их людей, выводили их из домов, приводили их в места выбранные заранее, объясняли им их вину и сообщали о приговоре - смерти. Приговор приводился в исполнение на месте. Предположительно таким образом "мстители" убили от 50 до 150 нацистских преступников, среди которых были видные деятели Гестапо и СС.
Была и другая группа мстителей, которую создали еврейские партизаны из стран Восточной Европы, во главе ее стоял Аба Ковнер. После всего пережитого, этим чудом выжившим молодым людям, казалась логичным уничтожить 6 миллионов немцев в ответ на уничтожение 6 миллионов евреев. Зуб за зуб, как говорится. У Абы был план по отравлению водопровода в Гамбурге, Мюнхене, Франкфурте и Нюрнберге и по ликвидации пленных эсэсовцев в лагерях союзников.
Есть разные версии, но руководители еврейского ишува в конечном счете не поддержали Абу.
На пути в Европу из Эрец-Исраэль с ядом, он был арестован британскими властями и заключён в тюрьму в Каире.
Подробнее об этом Американский музыкант Даниэль Кан (Daniel Kahn) написал песню «NAKAM», посвященную планам А. Ковнера убить 6 миллионов немцев, и предпринятым им попыткам отравить немецких военнопленных и водопровод в нескольких городах Германии.
Click to view
Нелегальные эмигранты из Европы прибывали в Эрец-Исраэль...
Нелегальные эмигранты прибывают в Эрец-Исраэль, май 1946г.
Но Британские власти не были им рады. Те, кому удалось незаметно сойти на берег, чаще всего поселялись в кибуцах, где не требовалась официальная регистрация у властей.
מאת לא ידוע - To the Promised Land by Uri Dan (Doubleday, 1987)
ISBN 0385245971 p.58,
https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=5669592 Выжившие узники Бухенвальда, нелегально добравшиеся в Хайфу, были задержаны Британскими властями 15 июля 1945г.
Многие из них провели еще 2-3 года в лагерях для перемещенных лиц на Кипре или в Эрец-Исраэль.
Их скоро и не останется совсем - нельзя прожить 2а века, за себя, своих погибших родителей, сестер-братьев, друзей...
Многие из них рассказывают, что когда попали в Израиль, первое и острое их желание было доказать всем и вся, что они живы, что их нельзя уничтожить, желание создать свои семьи, родить детей и просто жить, раз им выпал такой потрясающий шанс....
Но огромной обидой, пронесенной через всю жизнь было для них то, что еврейский ишув их не понимал! "Почему вы не боролись?"- спрашивали их. Их упрекали в том, что они шли на убой, как стадо баранов.
Только состоявшийся в в 1961-62 гг.
Процесс Эйхмана открыл по-настоящему израильскому обществу, что же происходило во время Катастрофы.
Этому способствовали рассказы выживших в Катастрофе, и среди них все того же Абы Ковнера.
מאת Israel Government Press Office -
Israel National Photo Collection,
https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=17873994 Да будет благословенна память жертв и героев Катастрофы!
!יהי זכרונם ברוך
Большая часть моих фотографий сделана на разных экскурсиях экскурсовода
Инны Чернявской This entry was originally posted at
http://dona-anna.dreamwidth.org/