Это не воспоминания, это картинки прошлого. (Памяти Вячеслава Шраги)

Jul 17, 2011 16:37



"...Всё можно, всё можно простить учителю, Если этот учитель есть..." (c)

14 июля 2011г. ушел от нас Вячеслав Шрага, художник и учитель, один из самых значимых людей в моей жизни... Всего 58 ему было... И уже не в первый раз так случается, что на похороны значимого для меня человека я не попала. И как обычно в таких ситуациях есть и своя положительная сторона - он навсегда останется в моей памяти молодым, здоровым и живым...
Я никогда даже и не представляла себе, что буду писать о нем восспоминания - я всегда пребывала в полной уверенности, что уж кто-то, а он переживет нас всех...
И да простят меня его нынешние ученики, которые знают вполне солидного мэтра, мои мемории относятся аж 1985г., когда все мы были совсем молодыми, а некоторые ученики были не то, чтобы ровесники учителю, но и старше его... Мы были на ты, что в те времена было непринято совсем, хотя уважение к учителю испытывали неимоверное... И были мы тогда по-настоящему семьей, которую сами себе выбрали, чем-то гораздо большим, чем студия...



Надо сказать пару слов, чтобы было понятнее как я начала учиться у Вячеслава Шраги. Когда смотришь назад, то понимаешь, что это была ДОРОГА.
Кончив совершенно не любимый мной институт, в котором меня интересовал только студенческий театр, в день получения диплома я записалась на курсы цветоводов-декораторов и вернулась к активным занятиям икэбаной. Для икэбаны нужны керамические сосуды и я и мои сотоварищи стали активно искать в Ленинграде, где бы можно было слепить керамические вазы. В один прекрасный день одна девушка мне сказала: "Иди в ДК Моряков, там ВАШ ЧЕЛОВЕК преподает. Тебе понравится."

ДК Моряков

Тогда студия наша находилась в ДК Моряков. Оказалось, что я совершенно не помню, как выглядело здание... Поэтому я уже честно спросила paintervic, моего соученика по студии, правильную ли я вытащила картинку из сети... Вполне могла подсунуть вам фотку какого-нибудь другого ленинградского ДК.



При этом я совершенно точно помню, что было внутри... Не смотря на годы и расстояния... Эту огромную грязноватую комнату с высокими потолками, скрипящий рассохшийся паркет, весь в краске и глине, который уже никто не пытался отмыть... В одном углу стояли написанные картины нашего преподавателя, в другом его же мольберт, на котором всегда стояла, как мне казалась, новая картина, а в еще одном углу стояло чучело медведя с подносом для визиток...



Медведь был типа такой. Как он залетел в студию никто не помнил. А главное, как сохранилось явно дореволюционное буржуйское чучело в здании ДК, которое было построено перед Втор. мир. войной? Ответа мы не знали да и не сильно интересоваллись, воспринимали медведя как должное. Немножко его подкрашивали и собирались вместо елки нарядить на Новый год, но тут начальство ДК решило, что медведь студии не по чину и его убрали, заменив на человека в мышцах, но без кожи,



которого хорошо видно за моей спиной. Он уже был не столь романтичен как медведь, и не столь пушист. Mы его меньше любили.
Опять же, должна вам напомнить, что хоть 1985г. формально считается началом перестройки, времена еще были ооочень-ооочень мутные и серые... Мы еще жили по инерции брежневской эпохи и студия была для нас и домом, и как сказали бы сейчас, и нашим виртуальным миром, и нашей социальной сетью, да и просто нашим ВСЕМ. Даже мелкие детали, типа моей прически как на фотографии, тогда казались большой вольностью. Один мой соученик, первый раз придя в студию и увидев меня на фотографии с таким хвостиком, сказал, что если тут ходят с такими прическами, то он остается.



Что поражало нас, попадавших в студию, так это ЦВЕТ. Он, казалось, жил своей жизнью на картинах нашего учителя... Слава вырос в Мариуполе, который тогда был Жданов. Т.е. он был южанин, он не вырос в черно-белом ленинградском мире, как я. И поэтому его цвет меня так потряс. Во всяком случае, я это себе так объясняю.
Эта картина как раз того времени... Она ходится в Израиле у одного из учеников.



Еще одна картина того времени... Она ходится в Израиле у одного из учеников.

Мало что сохранилось с тех времен... Жизнь была очень бедная, подрамник и холст - почти состояние, и картины Слава записывал регулярно... Иногда было очень-очень жалко. Мы эти картины любили как живых людей.

И опять же, да простят меня его нынешние ученики, которые, как я подозреваю, будут это читать, состав студии был совсем другой... Художники - народ бедный... В большинстве своем не слишком имущий - за обучение не надо было платить... Некоторые непонятно где жили и кем работали... И наш учитель тоже... Денег не было совсем... И часто были просто голодные. Занимались те, кто очень хотел. Моя "инженерная" зарплата казалась невероятным богатством и я каждый раз когда шла в студию, несла что-то съестное, т.к. знала, что там хотят есть, а купить не на что...

Но у нас в студии были всякие неожиданные вещи, на пример скейборд:) Тогда их в Ленинграде было очень мало. Катались на нем с жутким грохотом по коридорам ДК и пугали директрису:)

Я тут много цитирую Веронику Долину потому что в студии было много записей и ее тоже, и мы часто работали под ее песни. Вот так у меня это и соеденилось вместе.

"...Где я ловлю попутную машину..." (с)

Не надо забывать, что в студию я пришла чтобы заниматься керамикой. В Ленинграде такие студии были большой редкостью... Да и в ДК Моряков был крошечный муфелек (муфельная печка) со входом где-то 25 на 10 см. Но мы хотели лепить. Печка была, а глина регулярно кончалась. В те времена не было возможности пойти в магазин и выбрать нужную, уже приготовленную глину в упаковке. Глину нужно было добывать. Где-то почти в городе было место, где можно было накопать глину,и у нас была железная бочка



типа такая, более похожую не смогла найти в сети. Вот мы с ней и с лапатой, Слава, я и еще один мой соученик (я не называю имена реальных людей пока они мне не разрешат) поехали за глиной. Пока мы ехали туда и выглядели относительно прилично, особо проблем не было. Сели на трамвай, а от трамвая с пустой бочкой добежали до карьера.



Лопатой набросали в бочку природную глину, сами слегка умазовшись...
Теперь надо было везти глину в ДК. А как? Было уже очень темно. Поздний вечер. И вот представте себе такую картину: я в элегантном кожаном пальто, а в темноте не видно, что я тоже в глине, выскакиваю на проезжую дорогу и пытаюсь остановить попутную машину или такси. Машины часто останавливались. Тут из кустов выскакивают ребята с бочкой глины, машина мгновенно отъезжает... и так продолжалось, пока мы не плюнули и не потащили бочку на себе до трамвайной остановки...

Через пару лет моих активных занятий керамикой муфелек сломался, другого достать было невозможно и я стала заниматься живописью... Чему кстати, Слава, был очень рад, т.к. он считал, что самым важным для нас для всех является живопись и всех нас очень осторожно и аккуратно, казалось бы без нажима, к ней вел.

***


В те времена мы выезжали не только на пленер. А часто просто так. Просто чтобы быть вместе и в поисках приключений. Иначе наши совместные выезды я не могу объяснить. Один раз Славе очень захотелось посетить пещеру(!!). Оказалось, что в ленинградской области такое есть. Ясное дело, что мы тоже этим заинтересовались. Уж не помню сколько нас было человек, 5 или 6. В студии мы "тщательно" подготовились к походу - у нас было 2 огарка свечи и моток бумажной веревки. Т.е. большей глупости как посещение настоящей пещеры с таким оборудованием представить себе невозможно, но если наш учитель был впереди, мы все дружненько бежали за ним, моля в душе Б-га, чтобы все кончилось благополучно. В тот раз нам повезло - около пещеры нас поймали настоящие спелеологи и просто в нее не пустили. Слава был сильно разочарован. Зато недалеко мы нашли зыбучие пески, в которых я чуть не утонула...

***

"Помню, как-то ездили в Конаково, странно как-то ездили, бестолково..."

У ДК Моряков был подшефный колхоз. А вы как думали? Времена были такие - надо было нести культуру в массы. И Славе тоже дали такую команду. Он снова из этого сумел сделать приключение для нас всех. Стали мы совместно ездить "в деревню". Это у нас было кодовое название:) Хотя, когда я этот колхоз реально вспоминаю, страшно становится. Во-первых, взрослое население там было совершенно спившееся. Во-вторых, Слава решил там учить рисованию детей. И этих детей надо было видеть - для многих алкоголизм родителей не прошел даром и это было написано на их лицах. Но они с удовольствием приходили на занятия, может быть это был самый яркий момент в их неслишком веселой жизни...



Деревенька была вот такая, "веселенькая", особенно зимой...
Слава нас как-то вывел на пленер, деревню писать... Я тогда еще не писала, а только смотрела, как он это делает. Подход у него тогда был простой - он учил нас собой. Как в средневековых мастерских. Мастер работает, а ученики смотрят...
И потом эта деревня появлялась у него на многих картинах... Может не конкретно эта деревня, а какая-нибудь другая...



Но рядом был лес, куда мы отправились как-то вечером, долго бродили бессмыслено и заблудились. И тут выяснилось, что у нас нет даже спичек, чтобы костер разжечь. Зато Слава смог нам объяснить как писать черное небо и что в черном цвете есть еще много других цветов. И мы не испугались, а с помощью какого-то восьмого чувства вышли на дорогу...





Вот наш частичный состав по несению культуры в массы... Сейчас вот думаю, и какую культуру мы должны были нести?:) Массы (сзади) смотрят на нас с опаской:)

А сами-то мы ночевали в сельском клубе. Ну и развлекались, как могли. Включая беганье во круг клуба с дикими криками и свечами... После чего колхоз хотел отказать нам в шефстве, мы же дурной пример показывали подрастающему поколению... :) Но как-то их отговорили, больше-то вообще никто не хотел к ним ездить.

"Помню, как-то ездили в Конаково,
славно как-то ездили, бестолково,
я на пальцы стылые слабо дую -
Господи, прости меня, молодую."
Вероника Долина

***

На живую натуру часто тоже не было денег, поэтому много писали и рисовали друг друга. Слава учеников часто использовал в качестве натуры:)



Вот мой портрет, 1986г.



Это Славин автопортрет вместе с одним нашим студийцем. Сейчас эта картина находится в Израиле вместе с живым из изображенных.



Тоже мой портрет - карандаш, бумага.
Эта работа имеет маленькую предисторию. В те годы редко ездили за границу. Я посетила ГДР, тогда это было нечто необыкновенное:) После поездки пришла в студию в белых брюках (!!!) Мало того, что в студии страшно было на что-то сеть, но и в Ленинграде было совершенно не принято ходить в белых брюках. Этот момент В.Б. и отразил. Рядом со мной стоит керамический портрет В.Б., и некоторые злопыхатели утверждали, что я плюю В.Б. на лысину, хотя это совершенно не так:)
Самое удивительное, что он сам окантовал эту работу и подписал на паспарту название "Зарубежная Анна" и год 1986



А это групповой портрет студии. Довольно много народа сюда попало. Мне тоже повезло - я слева с клоуном. Справа видна кукла, изображающая Славу. Кукол, кстати, очень любили делать и дарили их ко дням рождения.



Это мой день рождения, 1987г., т.к. фигурирует кукла, иображающая меня. Из жж-юзеров тут присутствует paintervic, второй ряд сверху :) А сзади на стене Славина картина, где он изобразил себя летящим по небу... Всегда он любил этот образ...



Слава был трудоголик, раньше-то я этого не понимала... Помню как он в ДК Моряков работал - мы-то там часто торчали целыми днями, когда могли... Он же все время хотел рисовать или писать или и то и другое... У меня было впечатление, что ему скучно, когда за столом едят или поют - он ухитрялся ухватить кокой-нибудь огрызок бумажки, да хоть в которую колбаса была завернута и порисовать на ней - помню как учил нас рисовать обгоревшей спичкой...

Мне бы очень хотелось, чтобы откликнулся кто-то из старых студийцев, которые бы помогли определить даты двух следующих фотографий:



Это одна из первых моих выставок со студией. Или 1985 или 1986г. Обратите внимание - слева 2 капитана:) Мы же были ДК Моряков, хоть что-то от моряков у нас должно было быть:)



Это тоже одна из первых моих выставок - или 1985 или 1986г.

Кто тогда подписывал даты??? Кому это было нужно??? Мы же собирались жить вечно и все помнить...
Кто мог подумать, что нам это понадобиться, что придется говорить о Славе в прошедшем времени...

Он обладал удивительным талантом и художника и педагога. И если его живопись одним может нравится, другим - нет, то преподавание его было просто потрясающее... Учить взрослых живописи с нуля, без специальной подготовки, очень сложно, куда сложнее чем детей. А уж учить взрослых творчеству вообще практически невозможно. Но ему это удавалось. Люди учившиеся у него могли не только технически что-то изображать, они вполне могли быть и есть самостоятельными художниками. Тому яркий пример paintervic. О том, как Слава повлиял на него, Витя написал сам http://paintervic.livejournal.com/78343.html

Хочу показать тут какое-то количество его картин разных лет, которые я отобрала на свой вкус.



Это Славин автопортрет, который он мне как-то подарил на день рождения.



Тоже подарок мне на день рождения, или 1987 или 1988... Бумага, акварель. Удивительно фактурная акварель.



Очень нежно мной любимая акварель - подарок 1985 или 1986г.

































Работа 2009г., уже когда заболел... не о себе ли думал...

"Пускай судьба, таинственный биограф,
Оставит мне единственный автограф.
Пускай блуждает в предрассветной мгле
Любовь моя - тень Ваша на Земле."
Вероника Долина

Моя старая подборка картин Вячеслава Шраги http://dona-anna.livejournal.com/11112.html

Виртуальный музей Вячеслава Шраги с большой подборкой картин http://shragamuseum.com/

Мемориальная группа Вконтакте, посвященная Вячеславу Шраге http://vkontakte.ru/club28798494

Вячеслав Борисович Шрага http://tat-dt.livejournal.com/379709.html

мемория, дневниковое, art

Previous post Next post
Up