Вчера, при демонстрации недавно написанной картины, замечательная
elina2106 задала мне следующий
вопрос, и сегодня я попытаюсь ответить на него...
С начала всё равно начать не получиться, поэтому начну где-то со средины. В 1986 году я заканчивал ЛВХПУ им.В.И.Мухиной - кафедру системного дизайна. Надо сказать, что рисунку, живописи и композиции там учили очень хорошо - "Муха" считалась фирмой и за границей СССР. Система обучения базировалась на классическом реализме, т.е. какой-нибудь петербургский уголок я мог написать легко, вот к примеру Демидов мостик:
1.
Приближался диплом, на носу было распределение, и вот
начались поиски работы...В принципе много куда требовались выпускники нашего ВУЗа, но как всегда вылезали ослиные уши советских отделов кадров - большинство их возглавляли суровые отставники, строго блядившие(блюдившие) великую принципиальную заповедь - евреев на работу не брать, посему при виде меня у этих товарищей делалось каменное лицо и голос робота произносил - "а вы молодой человек зря пришли, работы нет для ВАС", иногда просили паспорт показать, видимо проверки ради...Однако я давно заметил, что по жизни нас ведёт Его Величество Случай. После одного из таких неудачных посещений, спускаюсь в мухинский подвал - там мастерские дерева были(и сейчас есть), встречаю там давнего своего доброго знакомца - Володю Ваняна, а он, надо сказать был очень креативный, как сейчас говорят, парень, со множеством знакомств и связей. Выслушав меня, он вынул из кармана записочку с телефоном и сказал - "звони туда, мужик набирает на заводе бюро технической эстетики". Я позвонил. Мужик, его звали Виктор Фёдорович, просил подойти завтра. Я подошёл, объяснил ситуацию, на что он мне заметил - типа ерунда, всё будет путём. И действительно, так и вышло. Распределение на этот завод в БТЭ я получил, и с августа 1986 года приступил к работе. БТЭ находилось при конструкторском отделе, где я бывал часто, несмотря на то что наше бюро находилось на другом конце завода. И вот однажды, во время одного из посещений КБ, ко мне подошла конструктор Вика Трофимова со словами: " а ты знаешь, я тут в ДК Моряков в такую классную студию живописи хожу, просто обалдеть, а преподаватель там - просто супер! Пойдём туда со мной, не пожалеешь..." Признаться, я несколько опешил - ну зачем оно мне, я же и так всё это умею. Но Вика была настойчива, за что я ей очень сейчас благодарен, и мы пошли, вернее сели в трамвай и проехали несколько остановок до ДК моряков на улицу Двинскую. Поднялись в студию - это была большая комната, метров 50, где стояли мольберты и подиум, небольшая часть была отделена занавеской, где был большой стол для чаепитий...Нас встретили несколько человек, среди которых был и он - Вячеслав Борисович Шрага - руководитель студии, а по-большому счёту Гений...
Я это понял сразу, достаточно было бросить взгляд на его картины, которые стояли у стенки и на мольберте. Одним словом я остался в студии на три года, до самого отъезда...
2. Это мы в студии: В.Б.Шрага крайний справа, Вика третья, а я - четвёртый.
3. Это В.Шрага в 1990 году
4. Это я в 1988 году.
Народу в студию ходило много - кто-то приходил, некоторые не задерживались, но был костяк, постоянный состав:
5. Это примерно 1989 год. В первом ряду справа: второй В.Шрага, третья -
dona_anna(Аня)
Система преподавания у Вячеслава Борисовича очень проста - он сам пишет картины в студии - все видят как он это делает и "заражаются", а можно сказать и "заряжаются" от него. Как он сам рассказывал, его творчество базируется на творческом восприятии работ Шагала, Кислинга, Кандинского, Миро. Если посмотреть на работы В.Шраги, то в них можно найти некое сходство с работами этих авторов, но без сомнения, творческий почерк самого автора превалирует, вот к примеру картины(некоторые) 1980-х годов:
6.
7.
8.
Творческий заряд, исходивший от Мастера, очень сильно влиял на всех нас. Я например понял, что в живописи можно ещё и придумывать композицию, а не пользоваться только готовыми шишкинскими мотивами, происходила некая ломка, борьба с классическим видением живописи, под влиянием Мастера я постепенно изменил стиль и манеру письма, хотя не переставал баловаться часовыми этюдами, к 1990 году я окончательно перешёл в новую для меня "живописную конфессию"...
Первые годы в Израиле я сохранял тот заряд энергии, полученный от Шраги, вот и работы, написанные в этот период, говорят об этом:
9.
10.
11.
12.
13.
Пути наши разошлись, учитель продолжал творить свои роскошные работы уже в Санкт-Петербурге, расцвет его творчества продолжается и по сей день:
14.
15.
16.
17.
18.
19.
А недавно даже получил звание народного художника России, времена изменились!
20.
Вика Трофимова оставила работу конструктора и ушла в творчество полностью, сейчас она занимается дизайном ногтей и ювелирным делом:
21.
22. Это браслетики её работы, выполненные по её же эскизам, а это она сама:
Ну а это я, меня-то вы знаете:)))
23.
Вот такое влияние и откуда что берётся...